На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...
  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...
  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...

Моя политграмота. Народ, государство, общество, элита. Часть 3

Михаил Гольдреер

Вот и выходит, как мне кажется, что партию свергли, общества нет, ведь оно как почва – рождается веками. А раз нет общества, то все дозволено. Почти по Достоевскому. И ведь так оно и есть, сейчас практически никто никого не стыдится, ну разве что самых близких людей, да и то не всегда. В советском обществоведении один из любимых законов звучал так: «Жить в обществе и быть свободным от него (его условностей и правил!) нельзя!» И это правильно, потому что те, кто сумел себя вольно или невольно от общества освободить, автоматически становятся его отбросами (маргиналами)! А я по личным наблюдениям могу твёрдо и с облегчением заявить, что даже самые, казалось бы, «отпетые» представители народа у нас совсем не жаждут жить отбросами в окружении отбросов. Никому такая свобода не нужна, хотя именно её-то мы сейчас и имеем больше прочих «свобод»! Так что выкарабкаемся… Когда-нибудь…



Если общества нет, то народ – толпа, которая рассыпается вместе с государственными структурами на политические клики, экономические группировки, родственные кланы и уголовные банды. Что мы и видим сейчас в России.


Но сохранилась в народной глубине на подсознательном, семейном и воспитательном уровне память о том, как вели себя в прежние времена люди общества (порядочные люди!), какую ауру они создавали для тех, кому посчастливилось возле них оказаться. Ведь если вглядеться в историю Советского Союза, то легко заметить, что все его достижения, так поражавшие мир, созданы истинными людьми общества или их непосредственными воспитанниками. Авиация и космонавтика; профессора императорских университетов Жуковский и Чаплыгин, дореволюционные инженеры Туполев и Поликарпов, остальные у них учились. Космонавтика: Королев – ученик Циолковского, Кондратюка и Цандера, которые сформировались как ученые тоже в дореволюционное время. Советская биология создавалась под руководством великого Вернадского, до конца жизни сохранившего верность своим демократическим и патриотическим взглядам, а в большевиках видевшего всего лишь временную силу, хранящую целостность России для будущих поколений. Основоположник советской физиологии – академик Павлов, нобелевский лауреат, православный христианин, открыто отрицавший советскую власть, но признававший её временную необходимость для сохранения нашего государства, таким же был великий инженер-металлург Грум-Гржимайло, по расчетам которого строились все первые советские домны и мартены. Легендарный математик, академик Александров, президент Академии Наук СССР, юнкером защищал Крым от большевиков. Поначалу в советских военных академиях преподавали сплошь царские офицеры, даже один из активнейших вожаков белого движения, генерал Слащев. Великую советскую физику начинал создавать профессор императорского Петербургского политехнического института Иоффе со своими учениками, будущими академиками Капицей и Ландау. Именно образованностью, порядочностью, талантом, патриотической честью таких людей и их учеников Советский Союз смог подняться из руин смуты, став впоследствии сверхдержавой. Зато отплатил он им тем, что превратил их жизни в череду нравственных и нередко физических мучений, которые возмещались только личной гордостью за то, что они реально создают могущество Родины и величие своему народу, помогая ему пережить тяжкие исторические невзгоды.

То, что сейчас из России продолжают уезжать лучшие молодые ученые, это не только результат материальной неустроенности нашей науки, но огромные остаточные последствия того отношения к образованности и воспитанности, которое сформировалось в советские времена в народной и бюрократической толще. Ведь до сих пор найдутся даже вполне молодые люди, для которых слово «интеллигент» – почти ругательство! В семидесятые годы прошлого века по студенческой Москве ходили рассказы, как местная молодая шпана подстерегает и зверски избивает студентов Московского физико-технического института. Как одного студента избила такая банда и, оставив лежать на земле, уже пошла прочь, но один вернулся и пырнул несчастного ножом. Тот из последних сил спросил: «За что?..» И последовал ответ: «Да, так… Не люблю интеллигентов». Поэтому лично я однозначно считаю, что каково в стране общество, такова в нем и наука!

А ещё в нынешнее время огромную роль играет то множество соотечественников, которые ездят по миру и видят, как функционирует общество там, где оно не подвергалось разрушениям. Поэтому почти во всех слоях населения России формируется заказ на то, чтобы общество создавалось. Слава богу, народ наш не хочет целиком превращаться в подлое сословие!

Общество может быть любым: передовым или отсталым, честным или лживым, моральным или развращенным. Всё будет зависеть от людей, его составляющих. Главное, чтобы оно просто было, существовало, вбирало в себя самых лучших, честолюбивых и энергичных из народа, давало им стимул совершенствовать себя и само общество!

Обратившись к недавней истории, можно наглядно увидеть, как функционирует общество на примере послевоенного развития таких стран, как Германия, Италия и Япония. После справедливого поражения во Второй мировой войне, которую они же и развязали, потому что общество в них выбрало и указало народам неверные идеи и пути, эти страны оказались полностью в руинах. Там были разрушены и экономика, и государственная система. Но общество сохранилось, сумело переосмыслить прежние заблуждения и направить народы этих стран к настоящим успехам. Результат: в нынешних курсах экономики студенты изучают послевоенное «экономическое чудо», поднявшее эти страны на нынешние высоты развития цивилизации. В Германии люди общества призвали народ строить свободную и зажиточную жизнь, опираясь на вековое немецкое трудолюбие, аккуратность и качественную работу, которые никто в мире не мог бы отрицать. В Японии сам император, как высший общественный авторитет, в воззвании перед капитуляцией признал ошибки государства в том, что оно было слишком высокомерно и воинственно, переоценило силы народа, мало уделяло внимания научно-техническому прогрессу, что привело к отставанию и поражению всю нацию. А в Италии общество не побоялось сказать народу, что итальянцы в своей массе беспечны, ленивы и малоответственны в делах, и если останутся такими же, то, также как и войну, проиграют все будущие схватки в конкурентной борьбе за достойное место Италии в мире.

Тут я хочу возвратиться в начало своих рассуждений, где упоминаю словосочетание «гражданское общество». По-моему, оно неверное. Общество либо есть, либо нет, а вот уже в самом обществе образуются разнообразные сообщества активных граждан, отстаивающих отдельные интересы всего общества, когда они нарушаются государством или какими-то частными группировками.

Окончание следует…

Картина дня

наверх