На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    Ещё бы неплохо отправить на историческую родину всех армян, оккупировавших полМосквы и практически всю Ростовскую обл...Армения и все тяж...
  • Александр Ткаченко
    Самое главное что бы Россия больше не лезла с помощью "братскому народу". Визовый режим и пускай сами хлебают ими сва...Армения и все тяж...
  • Юрий Ильинов
    Президент Грузии пообещала наложить вето на закон об иноагентах на фоне массовых протестов в Тбилиси В Грузии продолж...Цели и задачи укр...

Психологическая защита: методы воспитания 11

http://www.kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheni...

Разрядка с помощью юмора

Если ирония — это продолжение борьбы другими средствами, причем иногда предполагающее ее обострение, то юмор относится к методам, разряжающим накаленную атмосферу психологической войны. Произнося заряженную юмором фразу, мы как бы даем понять противнику — вместо смертельной схватки на ножах можно перейти к борьбе на кулаках, если вовсе не закончить дело миром. Важно, чтобы ваш юмор был понятен оппоненту, ибо когда ваш юмор слишком слаб, его не замечают, и схватка продолжается, а когда он слишком назойлив, то либо переходит в насмешку, вызывающую еще большую ярость, либо выглядит глупо. Юмор как метод борьбы относится к сильнодействующим и даже тонким средствам, но чтобы его применить, надо обладать соответствующим свойством, которое называют чувством юмора. И конечно, учиться этому свойству (если ему в принципе можно научиться) нужно не в момент конфликта, а гораздо раньше.

Юмор — это не какой-то специальный ответ, а некая смягчающая сила, которая может быть присоединена к любому из перечисленных способов отражения нападения. Чаще всего юмор помогает разрядке, но это происходит не всегда — либо попадается противник с атрофированным чувством смешного и просто не слышит вас, либо он принимает юмор за иронию и насмешку и разъяряется еще сильнее, либо предпочитает не замечать ваших попыток смягчить ситуацию, ибо сам заинтересован в ее обострении. Тогда вам ничего не остается, как вновь перейти ко вполне серьезному бою.

Частичное отступление с сохранением лица

Против лома, в том числе и психологического, — нет приема, потому иногда ничего не остается как отступать. Каждый, даже самый сильный человек, иногда вынужден прибегать к этому, может быть, не очень приятному, но неизбежному способу отражения удара. Что делать, если противник оказался намного сильнее? Важно суметь сделать этот шаг красиво, почти незаметно, не согнув поясницы и не склонив головы. Конкретных вариантов такого отступления может быть очень много — это и частичное игнорирование нападения или спокойное восприятие попыток оскорбить вас, и принятие части условий, требуемых вашим оппонентом, и сохранение спокойного тона в ответ на крики, и отказ от всех первоначально заявленных вами требований. Главное, чтобы вы сохраняли достоинство, и границы уступок были четко очерчены. Если вы поддаетесь напору и уступаете еще сильнее, тогда лицо теряется. Соглашаясь на этот шаг, постарайтесь понять, согласен ли ваш оппонент сесть за стол переговоров или его настрой состоит в том, чтобы добить вас до конца. Если вы почувствуете, что это так, тогда трижды подумайте, а стоит ли применять этот способ. Практика жизни показывает — умиротворить распоясавшегося агрессора в принципе невозможно. Ваши попытки разрешить конфликт мирным путем провоцируют его на требование все новых уступок. В этом случае надо оценить ситуацию: если силы далеко не равны, попытайтесь вообще не участвовать в столкновении, а если драки (прежде всего, психологической) не избежать — лучше оказать максимально возможное сопротивление на стадии обмена первыми ударами. Тогда, получив от вас ощутимый болевой толчок, он, может быть, уменьшит размер своих требований.

Убеждение противника перейти к стратегии партнерства

Чтобы эффективно осуществить этот способ ответа на удар, надо уметь амортизировать его травмирующую силу и ни в коем случае не допустить появления чисто рефлекторной реакции обиды или раздражения. Отбив заряд агрессивной энергии, выпущенной против вас, и сохранив спокойствие, вы прямо, на словах или косвенно, всей логикой поведения пытаетесь убедить противника отказаться от нелепой борьбы, где нет выигравшей стороны, и перейти к нормальному диалогу. Очень важно, чтобы ваша интонация выгодно отличалась от его эмоций или агрессии подчеркнутым спокойствием и уравновешенностью, тогда и он тоже успокоится. Постарайтесь добиться того, чтобы не он вывел вас из эмоционального равновесия, а вы сумели бы погасить его ярость несколькими спокойными словами, движениями и жестами. Если он человек, склонный к логическим рассуждениям, убедите его, что договариваться для него, как и для любого человека, гораздо выгоднее, нежели драться. Стратегия, направленная на договоренность, партнерство и сотрудничество, всегда лучше отсутствия договоренности и полного произвола в желаниях и действиях.

Неотождествление с ударом и нападением

(в йогическом, буддийском и даосском вариантах)

Данный метод, распространенный в восточной традиции, направлен на охранение внутренней неприкосновенности личности. Для его успешного применения в боевой ситуации полезно тренировать это умение в реальной жизни. Его можно применять в трех вариантах — йогическом, буддийском и даосском.

Начнем с йогического подхода. Привыкните думать о том, что ваше глубинное «я» — это не тело, не эмоции, не ум, не аура, а совершенно автономное образование, на которое невозможно повлиять извне. Тело, эмоции и ум под взглядом глубинного «я» превращаются в оболочки, которые могут страдать от внешних атак и нападений. Но само «я» (внутренний наблюдатель, зритель, смотрящий на мир из глубины сокровенной духовной сферы) неуязвимо, никакие удары не могут его задеть и повредить. Культивируйте подобный настрой и взгляд на вещи и события как можно чаще, и постепенно ваше ощущение «я» станет гораздо более сильным и устойчивым, нежели раньше. Вам не нужно будет защищать свое «я», ибо оно перестанет отождествляться с периферией существования — телесными ощущениями, поверхностными эмоциями и суетными мыслями. «Я» уйдет внутрь и из глубины будет созерцать, как поверхностные оболочки духа колышутся под действием ударов, прогибаются, а затем снова восстанавливаются. Главное — помнить, что вы — не тело, не чувства, не ум, а только «я», и не отключать внимания своего «я» от оболочек во время ударов.

Буддийское неотождествление в чем-то схоже с йогическим. Однако есть и существенное отличие. Буддисты утверждают, что «я» есть фикция, поток психических состояний. Еще большей фикцией, иллюзорной для восприятия, представляются им удары и нападения. Ни того, кто нападает, ни того, на кого нападают, не существует — все это поток энергий и быстро сменяющих друг друга психологических состояний. Иллюзорными являются и болевые ощущения, вызываемые ударами на краткий миг — через некоторое время они пройдут. Потому нужно воспитывать в себе отстраненный взгляд на все психологические нападения, которые по сути краткосрочны и иллюзорны.

Неотождествление, практикуемое в даосизме, исходит из концепции Дао, мировой пустоты, лежащей в основании Вселенной. Нужно просто непрерывно помнить об этом и стараться находиться в потоке Дао — тогда все удары и порождаемые ими ощущения будут восприниматься как иллюзорные пузырьки и затемнения внутри необъятного и светлого пространства океана. Они будут легко растворяться в летучей и свободной стихии Дао и не смогут причинить серьезных страданий.

Все три перечисленных восточных метода относятся к сильнодействующим лекарствам защиты от нападений. Если вы по-настоящему научитесь их применять, многие неприятности жизни обойдут вас стороной. Однако есть некоторые серьезные ограничения для плодотворного применения данного метода, с которыми вам полезно познакомиться. Во-первых, для того чтобы бороться с ударами или проблемами, используя йогический, буддийский или даосский подход, вы должны хотя бы в какой-то степени разделять и принимать системы йоги, буддизма или даосизма. В противном случае это будет выдергиванием отдельного эффективного приема из общей системы, что может дать лишь частичный эффект. Во-вторых, для того чтобы качественно применять данный метод в условиях реальной жизни, нужно очень хорошо владеть собой и быть постоянно начеку, тренируясь в неотождествлении с любой жизненной ситуацией, в том числе и с той, которая субъективно приятна и располагает к неге, лени и расслаблению. Тогда внутренний наблюдатель и пробужденное сознание становятся действительно независимыми от любых обстоятельств. Кроме того, человек, находящийся в состоянии постоянного самоконтроля, приучается к мгновенной реакции на любые нападения, и легче воспринимает их как иллюзорную игру энергий и впечатлений. Если же человек склонен к духовному сну, неподвижности сознания, рассеянности внимания, то он или вообще не сможет применить данный метод, тем более находясь в живом потоке жизни и общения. Ему удается применять этот метод в лучшем случае в качестве средства профилактики или, что происходит гораздо чаще, уже после получения травматических ударов и набивания психологических шишек. Попытка нетренированного человека применить данный прием в момент жесткого обмена ударами может, наоборот, ослабить его естественную защищенность, поскольку внимание будет выпадать из контекста конкретной, текущей ситуации, и человек рискует пропустить сильный удар. Потому во всем нужен здравый смысл и соизмеримость.

Способ «левой щеки»

Христианское прощение, выраженное в известных словах о необходимости подставить левую щеку, когда наносят удар по правой, — это тоже очень сильное средство воздействия на агрессора. Данный метод может быть применен в разных вариантах: а) внешнее смягчение позиции при сохранении чувства обиды на противника; б) внутреннее прощение и внешняя капитуляция. Какой вариант окажется более эффективным, зависит от вашего вкуса и от того, какие цели вы преследуете. С моей точки зрения, главное — не допускать внутренней слабости и капитуляции, после которой противник просто уничтожает вас как личность. Если вы чувствуете себя настолько сильным, что можете позволить себе сделать уступку на внешнем плане, то подобный поступок — это действительно сильный ход, который, при определенных условиях, может дезорганизовать поведение агрессора. Важно, чтобы он почувствовал, — вы идете на этот шаг не от слабости, но от сознания своей силы и великодушия.

Прощать обидчика можно на любой стадии конфликта, но наиболее уместен акт прощения после окончания «боевых действий» — во время боя некогда этим заниматься. Не держите зла на того, с кем вы только что сошлись в «клинче» на жизненном ринге и кто наносил вам болезненные удары. Может быть, он не ведает, что творит. Такая позиция поднимет вас на новую высоту, где вас будет труднее достать. Кроме того, вы освободите свою психоэнергетическую оболочку и сознание от флюидов и влияний вашего противника.

Большое значение придавали понятию смирения и миролюбия не только христиане, но и мастера боевых искусств, о чем и говорит притча, называемая «Последний экзамен»:

«Учитель спросил:

— Если люди будут бить тебя палкой и мечом, что подумаешь ты?

— Что эти люди добрые и кроткие, так как они бьют меня только палками и мечами, но не лишают меня совсем жизни.

— Но если бы они окончательно лишили тебя жизни, что думал бы ты об этом?

— Что это люди добрые и кроткие, которые столь малым страданием избавляют меня от этого тела, полного нечистоты.

— Хорошо, — сказал учитель, — ты можешь жить среди людей. Ступай».

Умение сказать «нет» всем существом

В тех случаях, когда целью нападения является желание заставить вас сделать то, чего вы не хотите, одним из наиболее эффективных методов защиты является умение сказать «нет» всем существом. Как правило, незащищенный человек, даже если он в таких случаях находит в себе силы сказать «нет», делает это неуверенно, открывая возможности для вторичного нанесения удара или для нового давления. Потому важно заранее отследить в себе это слабое неуверенное начало и растворить его, настроившись на ощущение монолитной силы и уверенности. Попробуйте войти в этот образ силы и уверенности и мысленно несколько раз прокрутите в сознании сцену отказа от давления. Еще лучше, если вы прорепетируете эту сцену в одиночестве перед зеркалом и вслух. Когда будете репетировать, попробуйте включить в действие все имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы — и тело (позу и решительные жесты), и голос, и настроение, и ясное сознание и сосредоточенную волю, и упругую ауру. Умейте создать впечатление, что за энергией вашего отказа сокрыта еще более мощная потенциальная энергия, и сделайте это так, чтобы у нападающего не возникло желания повторить свое предложение.

Отключение от ситуации

Если во время общения вы подвергаетесь психологической атаке, и в то же время дело не требует от вас применения каких-либо ответных решений, активного размышления, изучения проблемы, то тогда вы можете сознательно применить метод отключения от ситуации, к которому люди прибегают стихийно. Наденьте на лицо непроницаемую маску и, следя краешком сознания за агрессивным партнером, который кричит на вас или обвиняет в смертных грехах, мысленно выйдите из ситуации в любое другое пространство, начните вспоминать что-либо, представлять будущее или размышлять о каких-то предметах и людях. Главное — прекратить слушать и воспринимать весь агрессивный вздор, идущий от вашего противника. Следует подчеркнуть, что этот метод применим только в тех случаях, когда нападение носит преимущественно психологический характер и несет в себе слабый энергетический заряд (например, жена вяло, скорее ритуально, скандалит с мужем). Если на вас идет сильная энергетическая волна агрессии, тогда нельзя расслабляться, ибо эта энергия может войти в вас.

Ролевая защита

Постарайтесь понять, какую роль играет человек, нападающий на вас. В какой степени его агрессия — это непроизвольный выплеск недовольства, а в какой — ролевая игра с вхождением в образ. И в том, и в другом случае роль, в которую войдете вы, вполне может выступить в качестве щита, отражающего нападение. Если это спонтанный выплеск энергии недовольства, то ваш решительный образ может продемонстрировать агрессору такую силу, с которой лучше не связываться. Если же это отчасти игра с его стороны, то и вы можете подыграть противнику. Главное только — найти свою роль для этой игры, в наибольшей степени нейтрализующую его позицию. Подумайте — в чем его наибольшая слабость, чего он больше всего боится и перед чем пасует? Какой по складу человек способен его переиграть? Выберите такую роль, войдите в нее примерно так же, как актер входит в сценический образ, и представьте, что ваша роль — это своеобразный психологический бронежилет, в который способен отразить любые стрелы, удары и выплески явной и скрытой агрессии. Выбрав роль, будьте последовательны и не выходите за ее пределы под влиянием страха и неуверенности в себе. И тогда эта роль может выражать образ сильного, жесткого и абсолютно защищенного человека. Иногда же предпочтительнее роль мягкого и деликатного человека, безупречно выстраивающего свои взаимоотношения с другими людьми и настолько обаятельного, что на такого и не хочется нападать.

Конечно, не стоит ограничиваться какой-либо одной ролью в течение большого промежутка времени. В этом случае к вам могут присмотреться и найти слабое место. Истинный мастер защищенности владеет множеством видов оружия. При необходимости роли можно и нужно менять. Чем большее количество ролей способен играть в подобных случаях человек, тем сильнее он защищен. Важно также не отождествляться со своими ролями, помня их вторичную природу. Роли — это оболочки, которые нужно уметь менять как одежду, помня, что такая одежда имеет свойство прилепляться к телу. Потому используйте это средство как вспомогательное, но вполне эффективное для отражения ударов.

«Контролируемая глупость»

Термин и метод, пришедшие в мир из книг знаменитого Карлоса Кастанеды, проповедующих мистическое учение Дона Хуана, основаны на идее, что с одной стороны ничего в этом мире нельзя внутренне принимать всерьез, и в то же время необходимо с серьезным видом соблюдать многие условности, не смотря на их явную глупость. Так, взрослые общаются с детьми, или, например, умудренный опытом мужчина реагирует на капризы молоденькой женщины. Более подробный ответ на то, что означает контролируемая глупость, дает Карлосу Кастанеде сам Дон Хуан:

«— Расскажи, пожалуйста, что это вообще такое — контролируемая глупость.

Дон Хуан громко рассмеялся и звучно хлопнул себя по ляжке сложенной лодочкой ладонью.

— Вот это и есть контролируемая глупость. — Со смехом воскликнул он, и хлопнул еще раз.

— Не понял...

— Я рад, что через столько лет ты, наконец, созрел и удосужился задать этот вопрос. В то же время, если б ты никогда этого не сделал, мне было бы все равно. Тем не менее, я выбрал радость, как будто меня в самом деле волнует, спросишь ты или нет. Словно для меня это важнее всего на свете. Понимаешь? Это и есть контролируемая глупость.

Тогда я спросил, значит ли это, что он никогда не действует искренне, и что все его поступки — лишь актерская игра.

— Мои поступки всегда искренни, — ответил Дон Хуан, — все же они — не более чем актерская игра... Ничего не имеет особого значения, поэтому человек знания просто выбирает какой-то поступок и совершает его. Но совершает так, словно это имеет значение. Контролируемая глупость заставляет его говорить, что его действия очень важны, и поступать соответственно. В то же время он прекрасно понимает, что все это не имеет значения. Так что, прекращая действовать, человек знания возвращается в состояние покоя и равновесия. Хорошим было действие или плохим, удалось ли его завершить — до этого ему нет никакого дела. С другой стороны, человек знания может вообще не совершать никаких поступков. Тогда он ведет себя так, словно эта отстраненность имеет для него значение. Так тоже можно. Потому что это и будет контролируемая глупость».

Можно определить контролируемую глупость как мудрую и искреннюю актерскую игру, разыгрываемую опытным защищенным человеком в повседневном театре жизни. Если какая-либо ситуация требует от человека совершения ритуальный действий, он спокойно и с внутренней улыбкой совершает их, снисходительно относясь к людям, которые в силу уровня своего сознания всерьез требуют выполнения ритуала. Если для смягчения агрессии достаточно чуть уступить, подыграв оппоненту, то защищенный человек пойдет и на эту игру.

Пробуйте несколько раскрепоститься и как бы войти в новые роли, образы и стили поведения. Учитесь вести себя одновременно и серьезно и несерьезно. Подстраивайтесь под ситуации чисто внешне (так называемая «внешняя оценка», о важности которой в миру говорил русский философ-эзотерик П.Д.Успенский), в то же время не сдаваясь и не уступая внутренних позиций (то есть не впадая во вредную позицию внутренней оценки ситуации, основанной на привычке к отождествлению).

Картина дня

наверх