На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Vladimir Bogdanov
    Автор-"атеистический" мракобес, даже не атеистический. Атеизм - тоже религия, только антирелигия. Сколько желчи в его...О националистах, ...
  • Юрий Ильинов
    А, если копнуть глубже? Пойти в начало - христианство. Увидеть когда именно от него отделилось мусульманство. Очень в...О националистах, ...
  • ММ
    Мигранты не желают молиться в Новый год ёлке- явления того же порядка, что и у православнутых!О националистах, ...

Политическая психология. Искусство выборных технологий

ГЛАДИАТОРЫ ПИАРА:

политическая психология и секреты политтехнологий

Казалось бы, губернаторские выборы в Новосибирской области будут проходить не завтра. Но, как говорят политтехнологи, уже происходит позиционирование. В местных СМИ называются имена возможных будущих претендентов на выборах в губернаторы.

Со стриптизерским откровением обнажается пиаровская кухня.

По представлениям крайне "технологично" мыслящих пиарщиков, вложивв выборы требуемую сумму и взвешенно распределив ее между ТВ и газетами разных уровней, можно получить предсказуемый результат.

Недавние выборы губернатора в Красноярске воспроизвели уже знакомый нам по предыдущим губернаторским выборам в НСО сценарий: противоборствующие стороны не стесняются в средствах.

Для того, чтобы завоевать электорат, на оппонентов собирают досье с компроматами, а их недостаток может с успехом восполняться и нарушением всяческих этических табу, и откровенной клеветой?

Автор книг, среди которых такие, как "Невидимая броня", "Мастер жизни", известный российский психолог Сергей Ключников (его "размышления вслух" о психологических аспектах законодательной власти "Парламент" от слова "парле" мы публиковали в номере за 27 сентября 2002 г.) считает, что "сценарные ходы" наших, похожих на гладиаторские бои, выборных кампаний коренятся в стереотипах общественного сознания.

В последнее десятилетие оно подверглось серьезным ломкам. Можно ли противостоять навязываемым грубым пиаром откровенно не тем фигурам? Как выбрать лучшего, дав отставку менее достойным? Не прогадать, соблазнившись на внешне привлекательную атрибутику...

Покупатели общественного мнения

Сергей Ключников:
- Еще Аристотель определил человека, как политическое животное. А животное, как известно, в значительной степени управляется инстинктами.

Инстинкт внушения, испуга присутствует и у человека. Только на более осмысленном уровне.

Инстинкты, связанные с выживанием, безопасностью, потребностью в сильной руке и принадлежностью к какой-то корпоративной структуре, - это реальные психологические механизмы человека, на которые можно достаточно легко воздействовать.

Поэтому, когда психологическая практика и методология достигли определенной изощренности, политики столь хорошо это восприняли, что, конечно, пиар стал мощной силой современности.

И его используют везде и всюду, в том числе в России, где психика людей к подобного рода информационной агрессии все-таки во многом не адаптирована, не защищена.

На Западе, где выборные технологии существуют давно и хорошо отработаны адекватные психологические защитные реакции на них, и то умудряются манипулировать общественным мнением.

Даже там люди в значительной степени поддаются давлению пиара. Что говорить о нас! Еще совсем недавно сознание среднестатистического российского гражданина вообще было незащищено от натиска PR-технологий. Можно было вкладывать в общественное сознание все, что угодно.

Да, собственно, и сейчас мало что изменилось. Мы все почти так же первозданно доверчивы и до простодушия наивны.

Конечно, пиар за эти десять-двенадцать лет заметно изменился, стал более изощренным. Просто к чему-то призывать, апеллировать к каким-то романтическим устремлениям и надеяться на успех стало сложнее.

Поэтому вылепливается образ политика под местные условия. Но, тем не менее, пиар был, остается и еще в течение длительного времени будет довольно существенной частью предвыборных технологий.

Можно сказать, он становится нервом нашей политической жизни. Потому как психика людей в этом плане не защищена, и можно как угодно долго управлять ею, много охотников этим попользоваться.

Слова Березовского о том, "что дайте мне орангутанга, и я сделаю из него президента", на чем-то да основывались…

Практически все политические структуры пользуются пиаром, пользуются профессиональными политическими технологиями, существует штат психологов, имиджмейкеров, стилистов, которые любую идею превращают в восприятии людей в психологическую установку.

Они при этом используют то, что называется психологией ожиданий народа. Некоторые вещи вполне понятны. Если политик длительное время у власти, какой бы он ни был успешный, люди от него устают. Поэтому в тех же США человек больше двух раз не может быть избран.

Таков закон. В целях саморекламы многие политики пользуются определенными психологическими технологиями, суггестией воздействия. К примеру, в PR-приемах Жириновского вполне угадываются методы нейролингвистического программирования, какой-то массовой гипнотерапии.

Что это? Интуитивные находки талантливого актера или имело место обучение? Все-таки многие из политиков этому обучаются.

Может быть, менее всего в этом плане податливы коммунистические деятели, которые исходят не из конкретных интересов и ожиданий народа, а чаще из идеологических установок и убеждения, что "антинародный режим прогнил". А реалии-то очень серьезно изменились.

Страна уже другая. Такого рода политики все же психологически как бы остались в прошлом. Сейчас метод обличения уже плохо работает.

В конкретной выборной ситуации это может сработать, но при этом нужно очень точно угадать ожидания и им соответствовать, как это гениально мог делать Ельцин.

В свое время человек, не имевший никаких серьезных идей, слабый хозяйственник, но очень авторитарный, цепкий, блестящий популист, умевший угадать чуть-чуть больше, чем хотят люди. Но сейчас общество расслоилось и массового такого объединения не будет.

Здесь нужна более филигранная, конкретная работа, в конкретном регионе. Достраивание черточек образа.

Как выбрать хорошего губернатора или мэра?

Одно дело выборы в парламент, другое - выборы мэра или губернатора.

В парламенте не обязательно нужно быть хозяйственником, скорее необходимо быть правозащитником, бойким человеком, отстаивающим права людей. Губернаторские выборы - это другой вариант, и сейчас люди уже раскусили, что простые обещания ничего не дают.

Нужен еще и определенный имидж. Образ крепкого хозяйственника, который, к примеру, Лужков очень хорошо использовал. Его одним из первых таковым начали называть.

И это действительно соответствует реальным качествам мэра Москвы. Любой мэр или губернатор должен быть хозяйственником, потому что в сознании избирателей в православной России, в стране, где всегда была авторитарная власть, руководитель, президент, бессознательно всегда ассоциируется с образом царя-батюшки.

Один психолог выразился: ""Генеральный царь!" - производное от "генеральный секретарь". Это как бы отец. В Америке - это старший брат.

Но, с другой стороны, поскольку мы сейчас сильно американизируемся, спрос на такого молодого, активного, динамичного политика-губернатора тоже определенную часть электората притягивает. Например, Немцов, Прусак - эти молодые фигуры выигрывали на противопоставлении старой номенклатуре, прежним подходам.

Сейчас они уже заматерели, стали более опытными и овладели какими-то чертами хозяйственников. Но говорить, что физик Немцов изначально обладал большим хозяйственным опытом, так же, как теплофизик Аркадий Мурашов опытом борьбы с преступностью, когда Гавриил Попов назначил его руководить московской милицией, значило бы погрешить против истины...

Кстати, в отличие от КПРФ, которая теряет свои позиции, СПС во многом нарастил свои ряды и поддержку электората, потому что пользовался опытом умелых политтехнологов, которые "делали" определенную идеологию.

Есть в управленческой психологии такое направление, как "Стратегия развития организации". И они очень хорошо использовали его наработки. А те партии, политики, губернаторы, которые это не использовали - делали какие-то ошибки, проигрывали.

Однако победа зависит не целиком от умелого применения PR-технологий. Хороший пиар он предполагает прежде всего личность.

Личность должна быть яркая, выдающаяся. Выигрыш на губернаторских выборах, как правило, обеспечен тогда, когда крепкий хозяйственник противостоит эксцентричному говоруну.

А если у него нет серьезного конкурента, выбирают хорошего середняка из боязни, чтобы не было хуже. Потому что сейчас у населения очень сильны опасения резких изменений. Особенно после всех этих потрясений и дефолтов.

Показателен феномен Примакова: его восприняли как человека, который где-то наверху делает что-то правильное, восстанавливает равновесие, не будет способствовать никаким резким потрясениям. И он на какое-то время успокоил страну…

Случается, что выбирают крепкого хозяйственника, личностно не яркого. Но если это сочетается с яркой личностью, как скажем у Лужкова, такой мэр или губернатор вполне вероятно может быть избран и на второй, и на третий срок…

У каждых выборов свое лицо

Ситуация в каждом случае неповторимая. В Новосибирске, Красноярске, Владивостоке - все по-разному. Хотя и существуют какие-то общие алгоритмы.

В том же Красноярске все отмечали, что губернатор, предшествовавший Лебедю, был слишком интеллегентен и он сам признавался, что трудно гнать такой откровенный пиар, каким занимался Лебедь.

А Лебедь - яркая харизма, сильная рука, уверенный зычный голос. И в то же время - дров он наломал немало... Внешне он был очень деятелен, но оставил край с нерешенными проблемами.

И сам факт, что он не сумел найти команду среди местного чиновничества, выписывал мальчиков с мобильниками из Москвы (они приезжали и решали какие-то свои проблемы и потом уезжали), это говорит о том, что его губернаторство было не очень состоятельным.

И если бы не его трагическая гибель вполне в духе героического имиджа профессионального военного, можно сомневаться - выиграл бы он во второй раз?

Во всяком случае, была бы очень серьезная борьба. В ней решающую роль мог бы сыграть административный ресурс, поддержка. То, что получилось на выборах в Красноярске без генерал-губернатора, - совершенно иной "сценарий"...

Во Владивостоке совершенно другой расклад. Там все устали от конфликта Черепкова и Наздратенко. Наздратенко сняли. Черепков-правозащитник с длительным стажем, целитель шестого разряда и прочее, такая экзотическая личность.

Я был во Владивостоке и видел реально, что есть люди, которые продолжают быть ему преданы, но тем не менее победила новая неожиданная сила, которая имела очень большие деньги. Победил новый губернатор...

В Новосибирске своя неповторимая ситуация. Есть действующий губернатор, и если он сумеет нарастить силы, может быть, личностно более ярко себя проявит и сумеет нейтрализовать конкурентов, он имеет неплохие шансы.

Но ведь довольно часто бывает, что неожиданно выныривает какая-то третья сила, на которую делают серьезную ставку…

Впрочем, не думаю, что призывы Ивана Старикова вернуть землю церквям могут возыметь какое-то решающее влияние на сибиряков. В Сибири православный электорат никогда не был многочислен и силен. У нас больше присутствует советское наследие.

И отчасти наложившиеся на него демократические идеалы. И вера в крепких хозяйственников, которые ничего уже особенно не будут менять, а будут улучшать то, что есть.

Любой кандидат, который предложит радикально все поменять, не встретит понимания в усталой психике. Он может потом начать аккуратно продвигать свои мини-реформы, но если он с этими лозунгами будет приходить, он не сможет выиграть.

Яркий лидер или "среднеарифметическое" электората?

Очень важно еще и удачное сочетание определенных черт личности кандидата в губернаторы, его внешности, типажа. Должно быть соответствие ожиданиям большинства.

Как субтильный актер не может сыграть героев Шварценеггера, так же и здесь должна быть особая фактура. Большое значение имеет то, как человек говорит. Какой у него темп речи. Какие у него любимые образы. Где он учился.

На каких должностях работал. Все это играет огромную роль, и одними деньгами здесь не обойтись. Мудрые политики это хорошо понимают, и команды психологов, которые работают на этих политиков, всегда эти тонкие моменты учитывают.

Тщательно подбирается образ, программа, все это приводится в соответствие, озвучивается. Реконструируется личностная история. В психологии есть такое понятие - "переписать личностную историю".

Это тоже играет немалую роль. Скажем, в начале 90-х годов партийное прошлое ассоциировалось с чем-то прямо-таки ужасным. Сейчас на это реагируют гораздо спокойнее, хотя и восторгов особых не испытывают.

Криминальное прошлое, если раньше сильно напрягало, то сейчас в случае, если такого рода предпринимателю удалось представить себя в амплуа радетеля края, его образ может вполне совпасть с ожиданиями людей.

И все-таки шансов лучше почувствовать потребности города, области, региона больше у того, кто знает проблемы населения изнутри. Чтобы победить со стороны, нужна большая яркость.

Впрочем, многие идут без расчета победить. Участвуют, чтобы "засветиться", набрать очков на будущее. Один из самых выигрышных приемов - это умение включить программу идеологического противника в свою.

Так же, как в Америке Клинтон - демократ, но значительную часть республиканских идей включал под другим названием (в психологии есть такое понятие "переименование") и от себя выдавал.

Чрезвычайно важно умение соответствовать интересам не какой-то большой группы, а всего электората или хотя бы его большинства.

Не лишне иметь несколько созидательных дел, которые в качестве ресурса выложит баллотирующийся в преддверии выборов. Впоследствии это будут его козыри.

От него должна исходить энергия позитивных плавных перемен, некого надежного чувства, что этот человек будет действовать в наших интересах и он один из нас….

Архив газеты «Ведомости» № 619

Картина дня

наверх