На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Эксперт рассказал о существенных недостатках истребителей F-16 Эксперт де Латтр: F-16 не принесут армии Украины знач...На арене цирка: б...
  • Юрий Ильинов
    Ди Вэнс: математика опровергает любые фантазии о «победе Украины» Все ведущие западные СМИ сейчас стараются навязать...На арене цирка: б...
  • Traveller
    "Верблюд-фильм" во всей своей красе! Как были дикарями, так дикарями и остались!Жузы, кланы, чёрн...

Чем нам грозит «блатная экономика», плодящая экономических бомжей

Вазген Авагян. Чем нам грозит «блатная экономика», плодящая экономических бомжей

  • Умение сформулировать суть проблемы – первый и главный шаг к её решению. Общество, которое не умеет задавать правильно вопросы – не получит и ответов.

    В чем главная экономическая проблема сегодня?

    Вот рождается человек на свет. Его родители небогаты и не входят в правящие кланы. Как сложатся дальше его жизнь и карьера? Есть ли у него шанс улучшить своё положение? Или же он заложник кастового строя: родился шудрой, так ему шудрой и ходить до смерти?

    Может ли он принять участие в производстве нужных обществу материальных ценностей и при этом получать достойную оплату труда? Или же для него доступ к созидательному труду закрыт, а предлагаемая ему оплата труда – всегда нищенская? Или нищенская – или вообще никакая: вокруг море безработных, работай за гроши, или сдохни…

    Сегодня в России складывается экономическая система, в которой человек лишён доступа как к достойной работе, так и к достойной оплате. Он – жестоко шантажируемая игрушка в руках ресурсных распределителей, «говорящее орудие», «двуногий скот». Его удел – молча принимать любые условия или быть вышвырнутым вон.

    При капитализме формируются гигантские комплексы расширенного воспроизводства благ – с одной стороны, очень продуктивные. Но с другой – отрывающие отдельного человека от владения ресурсом. Если ты работаешь на чужой фабрике – то не можешь ставить никаких своих условий: тебя взяли из милости, снизойдя к твоей несостоятельности.

    Отрыв человека от ресурса (крестьянина от надела, рыбака от озера и т.п.) необходимо компенсировать правами человека. Если этого нет, у человека не остаётся вовсе ничего. Он экономически нежизнеспособен – и, пытаясь выжить, податлив на самый лютый шантаж работодателя. Это подробно описали К. Маркс и вообще марксисты.

    Не описали они другое. Ведь они говорили лишь о правах работающих – тех, кто включён в систему производства. Но куда девать тех, кто не востребован системой, лишний для неё? Капиталист должен так или иначе поделиться с теми, кого использует. А что он должен тем, кого не использует? Он им как бы ничего и не должен – раз вообще с ними не пересекается…

    И человек всё чаще попадает и пропадает меж двух стульев: у него уже нет собственных ресурсов для обработки, но и к оплачиваемой обработке ресурсов, находящихся в чужой собственности, его не допускают.

    Он и не крестьянин, и не батрак, а перекати-поле – бродяга, бомж. И таких всё больше и больше...

    Вообразим, что где-то работает очень эффективное производство. Внутри него существует хорошо описанный и в значительной мере решённый конфликт между трудом и капиталом.

    А снаружи? Если человека взяли на работу и в итоге обобрали – это один формат конфликта. А если изначально не взяли – совсем другой. Все люди нагими приходят на этот свет, но одни в нём владеют ресурсами, распределяют их, другие получают часть распределяемого. А третьи – и не владеют ничем и ничего не получают. Им как бы намекают – «вы зря родились, мы вас не ждали».

    Угнетённые – это те, кто что-то сделали, а у них потом часть вознаграждения за сделанное отняли.

    Обездоленные – те, кто ничего не могут сделать изначально. У них нечего отнимать (и никто ничего не отнимает) – потому что они вообще не участвуют в создании материальных благ.

    Гнев этих обездоленных богатые не могут понять – и часто искренне. «Какие у них претензии к нам? Мы им ничего не задолжали, они вообще на нас никогда не работали!»

    Так возникает новое, не описанное марксизмом явление: классовый мир на узком пятачке. То есть отдельные люди договорились между собой – кто владеет ресурсом, а кто его обрабатывает. Договорились и не обижать друг друга. Распределители даров земных живут хорошо – и обработчики неплохо. Но их круг сегодня постоянно сужается!

    Вообразите: богачу в его поместье 10 дворников чистили снег. Потом появилась снегоуборочная машина, 9 дворников сократили, а одному улучшили оплату и условия труда. Он уже не лопатой машет, а сидит за рулём как «белый воротничок». При этом у него хорошая зарплата и недурные отношения с семьёй помещика (его там ценят, руку ему подают).

    Вот и получается неведомое марксизму явление: пролетарий-угнетатель! С одной стороны, он наёмный работник, у него нет своих средств производства и ресурсов. С другой – он кушает за 10 прежних дворников и сам заинтересован, чтобы они не вернулись на работу никогда.

    И мы видим замкнутые, демографически-мелкие производственные комплексы, внутри которых всем хорошо, а снаружи – море изгоев и лишенцев…

    С одной стороны, постоянно улучшаются условия труда. С другой – сокращается потребность в рабочих руках. Эти процессы накладываются друг на друга: пролетариат становится обеспеченным, зажиточным меньшинством.

    Складываются эдакий локализм (лишь бы у меня было хорошо, а на остальных наплевать) и дарвинизм (кто не может выжить, тому и не нужно выживать).

    Поэтому проблема угнетённых марксистского формата – в значительной степени обесточена. Те, кого богатые берут младшими партнёрами в долю – теперь и зарабатывают прилично, и трудятся не до изнеможения (исключения есть, но я про общую динамику).

    И в то же время обостряется проблема обездоленных – тех, кому отказано в праве на участие. Они не делят прибыль – потому что не участвовали в производстве. У них нет и права на личное потребление.

    То есть сегодня назрела совершенно новая, вовсе не учтенная нашими ведущими экономистами-схоластами проблема. Проблема невозможности приобщиться к общественно-полезному труду, устроится на порядочную работу.

    Для новорожденного – это право или рыночная возможность? Если право – тогда он в какой-то мере защищён, для него будут создавать «общественные работы», как Рузвельт с Кейнсом вытягивая США из рыночной трясины «великой депрессии».

    А если это только возможность, то шансы достойно жить и достойно зарабатывать для «не блатного» человека тают на глазах с каждым новым этапом механизации и роботизации производств.

    Человека без семейных связей становится заложником своей низкой касты, в которой от его личных усилий и качеств не зависит ничего. Весь его выбор – сразу умереть или перебиваться нищенскими случайными заработками.

    И это – настоящая гуманитарная катастрофа. Пока еще не все ее видят, наше правительство с его экономическим блоком прочно закрыло на нее глаза. Но порождаемый ей «мститель суровый», которому

    нечего терять кроме своей социальной обездоленности и обреченности – уже на подходе…

Картина дня

наверх