На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Православные фанатики мракобесы мне это знакомо стадо идиотов с эдиком энтео регулярно срывает концерты западных рок ...О националистах, ...
  • Иван Иванов
    КАКАЯ СВОЛОЧЬ МИНУСУЕТ ????????????????????????????????????????О националистах, ...
  • Астон Мартин
    адвокатом работаешь у мигрантов ???🤔О националистах, ...

Реконструкция подлинной истории Руси конца 17-го века Александра Каса. Часть 5

Вологодский поход Петра Первого

Дайджест из книги Александра Каса

«Крушение империи русских царей (1675-1700)»

Предыдущие события: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Часть 5. Европейская форточка

Всем известно крылатое выражение о «гении» Петра, как он «прорубал окно в Европу». Только в реальности знаменитое «окно» прорубалось с другой стороны. Именно прорубалось – с гигантскими жертвами и многочисленными баталиями. Всего в Россию было отправлено более ста тридцати транспортов и военных фрегатов. Отправка производилась к двум портам высадки: Нарва и Архангельск. И далее конечная цель – взятие Москвы с двух направлений ударов. Конспирация проводимой операции была строжайшей. Солдаты отправлялись под видом моряков, вооружение и припасы грузились под другими наименованиями товаров. В «Расходной книге» посольства среди грузов, отправленных в Россию, отмечаются: «попугаи», «мартышки», «крокодил», «две доски мух», «яблоки» и «орехи» к ним. Конечно же, дело не в безумной любви Петра к природе. Под «мартышками» надо понимать мортиры. Под «попугаями» и «крокодилом» – пушки. Под «орехами» и «яблоками» - ядра различного калибра. «Доски с мухами» - это штабеля мушкетов.

План операции был следующим. Новенькие корабли с голландских и английских верфей загруженные вооружением, провиантом и солдатами переправлялись в немецкие порты. Там они пополнялись отборными немецкими гренадёрами Фридриха и ждали сигнал к началу операции. В 1693 году первые эскадры должны были подойти к Архангельску и Нарве, взять порты и подготовиться к приходу основных сил. На Архангельском направлении планировалось весной 1694 года подняться по северодвинскому речному пути до Вологды и посредством волоков перебросить часть кораблей в Волгу. Далее предполагалось перерезать главную транспортную артерию Империи Волгу ниже Ярославля и двинуться на Москву по Троицкой дороге. Вторая «нарвская» эскадра должна была параллельно овладеть одной из имперских крепостей Нарвой, или Ревелем, высадить десанты на балтийском побережье и двинуться на Новгород. Залогом успеха операции были абсолютно неожиданные для русских направления главных ударов. Особенно важное значение придавалось Архангельскому походу, ибо именно по нему, с «чёрного хода», необходимо было захватить основные коммуникации метрополии Империи. Там не было казацких гарнизонов, городов-крепостей, и при этом имелось очень много осевших вдоль торгового пути иноземцев.

Первый Архангельский поход отразился в истории как «потешные плавания» Петра I в Архангельске 1693 года, поход шведской эскадры к Архангельску в 1701 году и как прибытие иноземных эскадр из «великого посольства» в 1698 году. В конце июля 1693-го года огромные петровские эскадры из немецких, английских и голландских судов подошли к Архангельску и попытались внезапным штурмом овладеть Двинской крепостью. Однако, о прибытии Антихриста русскому гарнизону стало известно заранее, и крепость встретила петровские эскадры шквальным артиллерийским огнём. В результате недельной баталии все попытки взять Двинскую крепость оказались безуспешными. Израсходовав почти весь боезапас, эскадры Петра I повернули назад в Европу. Историки не любят особо рассказывать об этом странном походе Петра Первого. Но сам император хорошо помнил о первой своей морской конфузии под Архангельском. Двинская крепость Архангельска действительно была верхом фортификационной мысли того времени. Развенчаем ещё один миф о великом Петре. Сегодня в учебниках говорится о строительстве крепости Петром I, якобы для оберегания верфи от шведа. Но это подлог. Крепость была воздвигнута царём Алексеем Михайловичем, Пётр не имеет к постройке крепости никакого отношения.

С февраля 1694 года начинаются новые приготовления к походу на Архангельск. И на Балтике петровские флотилии также не смогли взять Нарву и Ригу. Поэтому в 1694 году план по вторжению в Россию был немного скорректирован. Идти до Москвы теперь планировалось самыми неожиданными, второстепенными маршрутами. На Белом море был найден другой водный путь вглубь материка - по реке Онеге до Вологды. Этот древний поморский путь был почти забыт, и в устье Онеги никаких русских крепостей не было. 7 июня 1694 года первые корабли петровской эскадры встали якорем у Соловков в составе всё тех же английских и голландских судов. Именно Соловецкий архипелаг был назначен исходной базой для похода на Вологду. С подходом всей эскадры 3-го августа 1694 года экспедиция двинулась по двум основным направлениям: одна часть в устье Онеги для переброски судов до Вологды, другая в устье Двины. Штурмовать Двинскую крепость не предполагалось - планировалось высадить корпус чуть ниже крепости, в Унской губе и оттуда по левому берегу Двины достигнуть Архангельска.

Высадив боевой корпус на левом берегу Унской губы, Пётр покинул Архангельск. Далее дело было за немецкими гренадёрами, а они знали своё дело отлично. Очень скоро Архангельск был разделен на две части: с левой стороны Двины - немецкие части, с восточной - Двинская крепость. Иноземная диаспора составляла в Архангельске подавляющее большинство, летом к Успенской ярмарке из Вологды, Ярославля и Москвы в Архангельск съезжались все русские иноземцы-негоцианты, а на рейде стояло до 100 иноземных кораблей. Именно эти местные иноземцы позволили захватить Архангельск без значимых потерь. Урок из предыдущего открытого военного похода 1693-го года был извлечен сполна.

Курфюрст Фридрих прекрасно понимал, что на Северодвинском пути их эскадры будут ждать русские кордоны. Вот почему основной удар решили нанести по Онежскому пути, подойти к Вологде через реку Онегу, озеро Воже и Кубенское озеро и по Сухоне войти в речку Вологда для захвата города. Составляющей стратегического успеха всей операции являлась быстрая переброска военных кораблей из Белого моря в Волгу. Для этого похода Пётр приказал подготовить особые плоскодонные морские суда, на которых можно было пройти Онежской дорогой, зайдя прямо с моря. В августе 1694 года, пройдя по Онежскому пути, петровские корабли показались у стен Вологды. Это было столь неожиданно, что бой был недолгим и победоносным. Взятие Вологды делало позиции русских на Северодвинском пути бессмысленными, и вскоре главная торговая артерия Московии полностью перешла в руки петровских войск. Окно из Европы в Россию распахнулось и по Северной Двине от Архангельска к Вологде потянулись бесконечные караваны иноземных полков и боеприпасов. Первый этап военной кампании 1694 года завершился для Фридриха и Петра удачей: важный город Вологда оказался в руках нового императора.

Вологда была воротами в метрополию Великой Империи. Если в Архангельске бывали многие иноземцы, то за Архангельский порт пускались далеко не все - только избранные. А те, кто добирался до первого крупного древнерусского города Вологды, как правило, далее ехал в Москву на поклон к царю. Именно через Вологду шли все основные пути на запад, юг, восток и север - это главная торговая развилка евроазиатской торговли того времени. Вот почему Вологда - это те самые Ворота, распахнув которые Пётр I получал вход в центр Империи с парадного двора, не теряя при этом самого мощного канала сообщения с Европой. Именно это событие стало для нового императора одной из главных викторий за всю жизнь. Но со временем история крестового похода на Русь стала опасна, и тему тихонько прикрыли. Прорубание ворот из Европы в Московию подменили пресловутым «окном в Европу, прорубленным Петром» в районе невского устья. Дело оставалось за малым: перерезать Волгу и устремиться к Москве по Троицкой дороге.

После взятия Вологды Пётр со своими гвардейцами отправился до Олонца. То есть по заранее разведанной дороге от Вологды Пётр устремился со своими полками навстречу корпусу Фридриха под Новгород. Но в Вологде осталась значительная иноземная армия. Ей предстояло скрытно форсировать и перерезать Волгу ниже Ярославля и Костромы, а затем в обход Ярославля подойти к Москве с северо-востока по Троицкой дороге. Идти по главной дороге Вологда-Ярославль-Москва было очень опасно, ибо имперские части перекрыли основные переправы через Волгу в районе Ярославля, и кровопролитное сражение было неминуемо. Главные имперские силы находились в степных районах Империи и в среднем течении Волги. Чтобы предотвратить переброску русских сил, петровские полки должны были блокировать Волгу ниже Ярославля и Костромы. Наиболее подходящим местом для этой операции был волжский городок Плёс. Для решения этой задачи предполагалось с Вологды по Вологодско-Вятскому тракту дойти до реки Костромы и по ней сплавить морскую яхту в Волгу. Именно здесь, от Вологды до современного города Буя и проходил знаменитый волок по суше петровских кораблей, отнесённый фальсификаторами впоследствии в непроходимую карельскую тайгу.

Спустившись по реке Костроме в Волгу, петровские полки сходу взяли Кострому, где появления неприятеля не ожидали. Сложнее получилось со взятием города Плёс. Положение этого города тем уникально, что он находится в самом узком месте Волги на высоком холме, где река огибает городок по широкой дуге вдоль Соборной горы. Если на этом холме установить батарею, а акваторию перекрыть боевым парусником, то ни одно судно пройти по Волге не сможет - как на ладони. Немецкие сказочники замаскировали это событие «потешным» сражением под названием «взятие речной крепости Плесбурха». В реальности баталия под «плесбурхом» была не «потешная», а очень кровавая. И всё-таки летом 1694 года, после продолжительной осады, город Плёс был взят. Немецкие гренадеры доказали на деле, что не зря ели свой хлеб. Многие за этот хлеб сложили свои головы на Волге. Взятие Плёса ознаменовало огромную стратегическую победу Петра I - была перерезана главная транспортная артерия Империи. То, что не удалось сделать немцам в 1942 году под Сталинградом, успешно реализовали петровские солдаты под Плёсом. Соборная гора - это Мамаев курган 17-ого века, с той только разницей, что немцам тут улыбнулась удача. В обратном случае солдат Петра ожидала та же участь, что и солдат армии Паулюса: отправившись на Москву, они в любой момент могли оказаться в ловушке. Если бы русские, подойдя с Волги, захватили Троицкую дорогу и Вологду, то снабжение петровским войскам из Европы через Архангельск стало бы невозможным.

Таким образом, первая часть великой операции по захвату Москвы завершилась для иноземцев удачно. Петровские корабли под голландскими флагами ворвались в главную реку империи Волгу. Волга была перерезана в районе Плёса и успешно форсирована. Через Вологду по Северодвинскому пути шла непрекращающаяся помощь из Европы. Ворота Империи были распахнуты настежь, но даже с этой проблемой русские силы могли бы со временем справиться. Если бы не одно «но»: операция, спланированная Фридрихом, была намного коварнее. Второй не менее важный удар по Империи готовился в совершенно неожиданном для русских месте: в районе реки Невы и захолустного торгового городка Ореховец (Ниеншанс или Канецкой слободы). Но, чтобы реализовать этот план немецким полкам Фридриха предстояло справиться с главным препятствием всей операции: крепостью Орешек на острове Котлин.

Давайте посмотрим, как проходил Ингерманландский (Нарвский) поход Петра I. Летом 1693-го года Нарвская экспедиция Петра Первого вошла в Балтийское море и ознаменовала начало «великой миссии просвещения дремучей страны». С целью получения плацдарма для высадки огромного экспедиционного корпуса планировалось взять с моря Нарву, или другие соседние порты. Однако ни в Колывани, ни в Нарве, ни в Риге высадиться эскадрам нового императора не удалось. По всей видимости, именно под Нарвой состоялась самая отчаянная попытка высадить десант. История той грандиозной баталии столь туманна и столь нелицеприятна, что её подробности отсутствуют как в русских архивах, так и в иноземных. Историки очень виртуозно смешали под Нарвой три реальных исторических события: неудачную высадку петровских войск в 1693 году, взятие Нарвы Карлом XII в 1700 году (когда он не согласился с узурпацией императорской власти Петром) и неудачную попытку Петра I в 1700 году отвоевать Нарву у шведского короля. Но всё было намного прозаичнее. Утвердившись у власти, Пётр станет властителем Прибалтики. Но в 1700 году совершеннолетний Карл XII выдвинет свои притязания на царский трон и возьмёт Нарву штурмом. Так начиналась Северная война, а на самом деле кровопролитная война за наследие Российской Империи.

Потерпев фиаско в главных русских гаванях на Балтийском море, петровская армада двинулась восточнее, в район устья Невы. В конце 17-ого века территория Финского залива контролировалась шведским наместником русского царя Карлом XI, но население было в основном русским. В устье Невы располагался уездный город Ореховец. Согласно летописным свидетельствам всё устье Невы густо заселено по обоим берегам Невы уже с 14-го века. Именно так и должны были обстоять дела того времени, ибо устье Невы - это торговые ворота Великого Новгорода (читай всей Древней Руси). Каким неимоверным образом петровские историки нарисовали нам абсолютно пустынные берега Невы в начале 18-ого века - уму непостижимо! Но сам вход в Неву был невозможен из-за мелководного залива, поэтому войска Петра решили брать остров Котлин с крепостью Орешек (будущий Кронштадт). А уже оттуда придумать диспозицию для взятия Ореховца.

Петровские эскадры в 1693 году добились совсем немногого - они сходу овладели мало защищённой крепостью на острове Котлин. За неимением других вариантов именно этот остров был выбран Западом в качестве прибалтийского плацдарма для кампании 1694 года. На берегу напротив острова Котлин зимой 1693-1694 гг иноземцы начали возводить гавани-порты для приёмки войск после перегрузки с большегрузных морских кораблей. Так на древнерусской земле появились первые петровские названия: Ораниенбаум и Петергофф. Первый свой город на русской земле Пётр назвал в честь короля Англии, бывшего голландского принца Оранского.

Захватив в 1693 году Орешек, Пётр за зиму построил здесь мощный форт, который в 1694 году получил звонкое название Кроншлосс от немецкого «Krone» (корона, венец) + «Schlüssel» (ключ). Для Петра I Орешек, расколотый на острове Котлин, означал ключи от всех городов Руси, вместе с Москвой. И первый «Санкт-Петербург» был на острове Котлин. Это потом, захватив город Ореховец, Пётр перенесёт своё имя туда. Именно на острове Котлин и находилась первая резиденция царя-завоевателя Петра с 1694 года. Тогда вдоль всего Финского Залива от Ораниенбаума до устья Невы образовалось множество мыз новых "русских дворян" немецко-голландского происхождения. Так и ютились они здесь до покорения Руси и строительства своих роскошных дворцов по всей территории отвоёванной Московии. Поселения в устье Невы Пётр именовал Новой Голландией и относился к ним, как к практическому воплощению своей давней мечты сделать Россию Голландией.

После закрепления на острове Котлин первым делом надо было обезопасить себя с моря и справиться со шведским флотом. По всей видимости, в 1694 году петровская эскадра очистила Балтику от шведского флота, нанеся неожиданный удар по шведской морской базе в Выборге. Этот поход отразился в «традиционной» истории, как «ледовый поход балтийского флота 1710 года к Выборгу». Под Выборгом силами объединённого англо-голландского флота была одержана первая морская победа Петра I. Решив проблему шведского флота, который в тот период был в вассальном подчинении русского царя, иноземцы в апреле 1694 года смогли выгрузить на материк экспедиционный корпус. Так как в устье Невы морская эскадра Крюйса войти не могла, город Ореховец (он же Ниеншанс) пришлось брать с суши. Несмотря на героическое сопротивления русской крепости, после долгой артиллерийской осады Ореховец (Ниеншанс) был взят штурмом.

Параллельно штурму Ореховца вторая часть экспедиционного корпуса стремительно рванула от Балтики в сторону Волхова и Ладоги. Немцам Петра надо было во что бы то ни стало перерезать Волхов и тем самым отсечь всю Ладожскую акваторию от Новгорода. Трудное задание по захвату Ладоги было успешно выполнено 14-го апреля. Взятие Ладоги означало, что снабжение с моря теперь могло осуществляться на лёгких парусниках от самого устья Невы до Новгорода. Это был несомненный успех, переоценить который было трудно. Осталось дождаться подкреплений и, получив сигнал от архангельской группировки, начать синхронное движение в сторону Москвы.

Впереди была последняя фаза главного завоевания Петра I: Москва.

Генеалогическое древо русских царей

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх