На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Zeit: Шольц считает, что у России нет оснований ссылаться на труды Канта БЕРЛИН, 23 апреля. /ТАСС/. Канцлер ФРГ Олаф ...Деда Байден: своб...
  • Юрий Ильинов
    Была ли страна, после предательства Горбачёва и Ельцина? Что толку искать, кто вывозил? Было бесхозное, вот и спёрли....Переговоров не бу...
  • Алекс Архипов
    Без лоха жизнь плоха. Осталось выяснить, деньги из страны вывозили лохи или изменники?Переговоров не бу...

Стратегия и планы покорения Славян христианской Ромеей (Византией)

Император Лев VI Философ поклоняется Христу-Царю.

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ.  Маврикий (582 - 602г. р.х.)

MAURIKIOS. STRATEGIKON

ГЛАВА V.
Как воевать со Славянами (225), Антами и т.п. народами.

Племена Славян и Антов ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы – легко переносят холод и жару, недостаток в одежде и в пище. К чужестранцам благосклонны, усердно заботятся о них и провожают их из одного места в другое, куда пожелают, здравыми и невредимыми, так что если бы чужестранцу был причинен вред в хижине того, кто должен был о нем заботиться, то на него нападает сосед, вполне уверенный в том, что мстя за иностранца, совершает благочестивое дело. Взятые в плен у них не обращаются навсегда в рабство, как у других народов, но состоят в неволе только на определенный срок, а затем им предлагается на выбор: или, заплатив выкуп, вернуться на родину, или оставаться у них свободными в качестве друзей. У них многочисленные стада скота и много произведений земли, в особенности пшена и проса, которые складываются в кучи (226). Женщины их целомудренны и очень любят своих мужей, так что в случае смерти последних, они ищут себе утешения в собственной смерти и добровольно убивают сами себя, не будучи в силах переносить одиночества (227).  Селятся в лесах или около рек, болот и озер – вообще в местах труднодоступных. В своих жилищах устраивают много выходов на всякий случай. Все необходимое прячут в землю (228) и скрывая все лишнее, живут как воры (как еще оправдать разорение ???). Сражаться с неприятелем любят в местах труднодоступных, теснинах и вообще в закрытых. Делают частые набеги (на иноземцев захватчиков) и нечаянные нападения днем и ночью, употребляют много хитростей различного рода и вообще как бы дразнят неприятеля (229)…
… Каждый из них вооружен двумя дротиками, а также прочными, но труднопереносимыми с места на место щитами; кроме того они употребляют деревянные луки и стрелы, напоенные очень сильно действующим ядом, если раненный ими не примет противоядия, или не обрежет сейчас же место кругом раны, чтобы яд не распространялся далее по всему телу, или не употребит других средств, известных опытным врачам (230). В начальники никого не выбирают (нет Королей и Царей)…
Совершенно вероломны и нелегко соглашаются на мирные договоры, так что их покорить можно более страхом (силой), нежели подарками (можно простить  разорение и захват в рабство???).
В боях с ними выгодны: стрельба из луков, нечаянные нападения, засады, устраиваемые в разных местах,
… по обычаю Скифов, одна часть войска должна наводить мосты, а другая сражаться (231).
вторгаться в их(славянские) земли лучше зимой,..
…Так как у них (славян) много князей (выборных из соплеменников, на Вече) … выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону, или посредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами и имеют сношения с другими, чтобы не соединились все вместе и не поступили под начальство одного ("разделяй и властвуй"). Также надо хорошенько следить за перебежчиками-изгнанниками (нарушители обычаев из славян и пленники),..
Съестные припасы, могущие найтись в их стране, не надо зря уничтожать, а лучше их отправить в свою землю
Необходимо даже и в летнее время беспрестанно причинять неприятелю вред, опустошая его нивы и задерживаться в стране (для продолжения раззорений и вероломства),..
... Все прочее относительно похода, выступления, опустошения страны и всего, что может случиться при этом, объяснено в той книге (скрытое под многоточием, подробно объясняет все тонкости ведения стратегии сражений и прочее тонкости), где мы говорим о походах в военное (захавтнтческое) время. Все-таки здесь изложим это вкратце, насколько возможно.
Владения Славян и Антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающиеся (нами) экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться,..
… Так как юноши их очень искусно владеют оружием, и при удобном случае подкрадываются и внезапно нападают, то неприятель, предпринявший поход против них, не может особенно много вредить им. Вследствие этого и по труднодоступности страны, их надо раззорять частыми набегами. (При наступлении) надо прежде всего построить банды или тагмы
поручить гипостратегу, чтобы он наступал, находясь сам по обыкновению впереди со своей собственной бандой, имея при себе всех начальников тагм, и в первой неприятельской стране, куда придет, выделить одну или две банды, чтобы одна из них собирала добычу, а другая охраняла бы первую. Не следует с самого начала выделять много банд,..
Как только гипостратег достигнет первых областей, то должен выделить и держать около себя до окончания набега 3 или 4 банды отборных воинов,..
В подобного рода набегах отряды, вступая в бой, не должны брать с собой пленников, а встретившихся неприятелей убивать, идти вперед, не мешкать, не задерживаться в одном месте, особенно передним, и пользоваться случаем. Это Мы написали как сумели, почерпнув из своего (грабительского) опыта и из сочинений древних (авторов).
Все же прочие правила (грабежа и раззорения), которые теперь не встречаются и не описаны в этой книге, легко при вышеозначенной опытности собрать в будущем, сообразно с обстоятельствами, и, насколько можно, приноровить для позднейших поколений (христиан раззорителей). Потому что, как могли бы Мы, или кто-либо другой, описать все, что может когда-либо случиться, чтобы предупредить все (234) (не имея огромного опыта разорения иных народов)? Не всегда стараются победить (закабалить в рабство) неприятеля одним и тем же способом и не всегда употребляют одни и те же правила военного искусства, вследствие чего никто не может нарисовать будущее в определенных чертах. Кроме того причины войны многочисленны и разнообразны, да и способы ведения ее отличаются один от другого. Итак, чтобы победить неприятеля, надо усердно просить помощи у Бога (Исуса Христа и Саваофа), потому что человек по природе хитер и его нелегко покорить (сделав невольником). Также при помощи совета многое можно почерпнуть, а также многого избежать, вопреки мнению.
Примечания
225. Императора Льва сочинения. в слав. пер. Кн. I, гл. 14 стр. 34 (и Instit. milit. XVIII – почти буквально с Маврикия). "Славяно-российский народ в велие множество возрасте, народ крепкий иможный, его же отец мой Василий Кесарь греческий помощью божиею святым крещением просвети и властители по обычаю своему им устави. Сии славяне, древних лет великое раззорение делаша в земли греческой" (как еще можно оправдать свои набеги, как не приписать раззорение славянам.!?).
226. Cumulus, значит куча – овин, скирда.
227. Имп. Лев. Филосов приводит это место буквально, взяв его у Маврикия, хотя славяне уже приняли христианство.
228. Римляне возили с собой железные щупы, чтобы отыскивать зарытое в землю.
229. Per ludibrium simulantes.
230. Medici periti.
231. Т.е. прикрывать наводку мостов.
232. Летучая почта?
233. Opystofulaces.
234. Quomodo enim possibile Nobis sit, aut cuiquam alii, pro ratione eorum omnium, quae accidere unquam possunt, scribere, ut cuncta evi tentur!
Maurikios (582-602)

Признавая превосходство славян в военных хитростях, византийские военачальники перенимали их приемы. Летописец рассказывает, что однажды во время боевых действий против готов (германских племен) на помощь к Велизарию прибыли Мартин и Валериан, приведя с собой 1600 всадников. Большинство из них были гунны, славяне и анты. Это были времена "затишья" со стороны Византии и обороны западных Славян от германского нашествия на земли славян (современная Германия).

Даже действуя в непривычной для себя обстановке, славянские племена применяли приемы, необычные и для римлян, и для готов. Автор «Стратегикона» особенно подчеркивал опасность борьбы против славян. Видимо, и на своем, и на чужом опыте он убедился, что воевать со славянами не так-то просто, а победить их — тем более. Он писал, что сражаться в открытую против мужественных, храбрых и отважных славянских народов очень опасно, поэтому лучше действовать искусно, посредством тайных ухищрений, хитрости и обмана, а не явно, открытой силой.
При осаде византийского города Топер большая часть войска славян приблизилась к городу скрытно и затаилась в окрестностях. Небольшой отряд подошел к воротам и начал осыпать стрелами стражу. Гарнизон крепости, надеясь легко победить неприятеля, выступил из ворот, но тут отряд стал отходить, увлекая его за собой. Находившиеся в засаде воины, отрезав гарнизон от крепости, уничтожили его и без особого труда взяли город.
Случалось, что на врага, укрывшегося в лесу, славяне выпускали голодных пчел из колод и спустя некоторое время нападали на него.

Лев V "Филосов"

один из современных переводов "Старатигекона Маврикия"

Картина дня

наверх