На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    по меньшей мере странная сентенция. хотите поговорить о мне лично?)О националистах, ...
  • Астон Мартин
    "Повторюсь.Ты записной дурак"...как вы думаете , такие вещи забываются , нее ???🤔О националистах, ...
  • Вадим Кузнецов
    Атеизм - не религия. И автор  не "мракобес"О националистах, ...

Забвение корня в сознании народном ...

"Забвение корня в сознании народном отнимает у образовавшихся от него слов их естественную основу, лишает их почвы, а без этого память уже бессильна удержать все обилие словозначений; вместе с тем связь отдельных представлений, державшаяся на родстве корней, становится недоступной".

А.Н. Афанасьев

Наталия Николаева надо разместить как эпиграф в учебнике по русскому языку.
В современном курсе русского языка возможно толькр устанавливать родственные связи между словами типа лес и лесник, еще лесной сюда, но не более, а корень, например, корень "лес"в своем этимологическом значении крайне плодотворный.
Вопрос ко всем: Какие слова с этимологическим корнем "лес" Вы можете назвать?
лысый, облезлый.
Ни лысый, ни облезлый не связаны с этимологическим корнем "лес" (=группа деревьев), а связаны с "light" (англ., свет; белый, бледный). С ним же связано слово "лишай", "плешь", "лисички" и даже "лис/лиса". Простой вопрос, но желательно уяснить разницу. Это - разные по своему значению группы слов, от созвучного, но разного по значению корня.
если "плешь"//, то и лыс, чем они отличаются?
ЛЕС=СЕЛ, т.е. что-то выросшее на определенном месте.
Но в моем вопросе речь шла о словах этимологически родственных со словом "лес" (=группа деревье). А лысый и плешивый - близнецы-братья. Вот, кстати, слово "близнец" св\язано со словом "лес".
лес - думаю не совсем сразу имелось ввиду, как группа деревьев.
у Даля леска, т.е. нить = ствол, житель леса -леший, а лиса = (а)л+ИСА. (красная, солнечная,божественная).
п(а)+леш+ивый - леший поработал.
Пиктографически дерево - это один значок со значением дерево, а лес - два аналогичных значка в одном иероглифе. Леска, как и клей, метонимически связаны с идей "множество", которую передает слово "лес", Лечо", лекция" , и пр. А плешь, лиса - это другое, от корня "луч". Просьба понять, а не упираться.
в иероглифе может быть, а в русском языке, у Даля с корнем "лес" -60 однокоренных слов, даже такое редкое, как лесница - м.р. пристав охраняющий лес. Пытаюсь понять, или я мешаю ?
Этимология - это о словообразовании. Есть слова, образованные при помощи суффиксов, а есть слова, образованные метафорически, т.е. собственно метафорически и метонимически. Лесница - может быть, и редкое (неиспользуемое) слово, но вариант от лесничий. Леший пока брать не будем, потому что это - "не пойми что ", а вот лиса, лисички - это от концепта светлый, бледный, хотя и водятся в лесу.
лисички - светлые, солнечные грибы, но лиса - мифологический персонаж устного творчества, как -то не вяжется.
Напрягитесь, посмотрите Фасмера, еще подумайте, и получится: лиса - рыжая, бурая, серебристая, и пр. Шуба из лисьего меха как мифологема. Или как одежда?
Фасмер для меня не убедителен, многие филологи, в частности, В.Демин, считает, что" лиса" до сих пор не имеет убедительной этимологии, со своей сказочной сущностью.
К Валентине Палий, просьба написать, каким образом помогло понять этимологическую связь между "близнецами" и "лесом" и что и как Вы поняли.
Это - учебная группа, но без экзаменаторов. Просто интересно понять, что и как Вы поняли. Какой ниткой связали.
Слова экклезия и лекция - вполне близки, просто в слове лекция утрачена начальная согласная, да в слове экклезия дополнительно есть проклитик (эк-), т.е. артикль, примкнувший к слову спереди (=про-), но и слово "litania" (лат., молитва) или коллектив (сложное, т.е. с двумя корнями, слово) от этого же корня лес/лек/lit, т.е самым важным вначале был именно сбор (отсюда собор как место сбора).
Лес, бор, шума (сербск., лес) - от разных корней, но семантическая идея, лежащая в основе этих слов, одна - "совокупность (=сумма) предметов ". А вот "шум" - это уже совокупность звуков.
Русское слово молитва / мо-ЛИТ-ва - более полная форма слова, т.е. не утратившая начальный звук, чем "слово litania / Lit-ania / *lit-an-ia" (лат., молитва).
Есть заблуждение по поводу слов "парламент", "Дума" (как государственный орган). Парламен производят на полном серьезе от "парле" (-болтать), а Дума - от думать, Но в обоих случаях речь идет о собрании, а в основе слова собирать, брать лежит корень один (=соединять). В слове парламент корень пар= бир/бер, а, соответственно, слово Дума от джума (арабск., собрание, в том числе и на милитву, отсюда день молитвы у мусульман - джума, т.е. пятница ).
и так, пришли к заключению: ЛЕС = совокупность (множества деревьев, о чем сообщается отдельно, указывая, какой лес, людей = блезнецы, удила и нитки=лески), ЛЕК = совокупность слов=лекция, почему выпадает "Облезлый"? - нарушение совокупности? Кроме этого, самое древнее название леса = раменьё (лексема -рам, рама - ограничение - предел солнечного пути), лес, как предел свободной земли. Возможно, что для участников будет интересной лексема -РУС, как до сих пор не конкретизированная до конца современными этимологами. Русские - от реки РОСь?
Пир = собрание.
Лекция - это не совокупность слов, а обращение к собравшимся.Используется в порядке метониии (=переноса по смежности) слово лекция (в значении собрание людей) для обозначения текста обращения. Не разобравшись с основами не берите сложные вещи. Есть технологии.
Давайте осваивать основы этимологического анализа, а не скакать с темы на тему. Кстати Вы обещали пояснить свое понимание этимологии слова "близнецы".
Поэтическое освоение мира - важная вещь, потому что поэт говорит метафорами. В этимологии как науке важно выявить механизм словообразования на основе метафор. В словах ножки, ручки, ветки и пр., кроме лес (там надо было написать деревца), Вас привлек , с одной стороны, показатель множественного числа "-и", с другой, уменьшительно-ласкательный суффикс "-ик", который указывает на принадлежность предмета к группе (малой часть от которой он является). Давайте еще освоим идею этимологических рядов: например, лес, класс, лекция, литания, экклезия, и другие именно с этим корнем.
Да особо не надо ходить в библиотку, все сейчас есть в интернете. Порекомендовал бы свою последнюю книгу "Из истории городов и сел...", но боюсь показаться нескромным.

Картина дня

наверх