На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Traveller
    "Верблюд-фильм" во всей своей красе! Как были дикарями, так дикарями и остались!Жузы, кланы, чёрн...
  • Traveller
    Ещё бы неплохо отправить на историческую родину всех армян, оккупировавших полМосквы и практически всю Ростовскую обл...Армения и все тяж...
  • Александр Ткаченко
    Самое главное что бы Россия больше не лезла с помощью "братскому народу". Визовый режим и пускай сами хлебают ими сва...Армения и все тяж...

КОГДА В РОССИИ НАСТУПИТ ЭРА СПРАВЕДЛИВОСТИ?

Игорь Бекшаев

КОГДА В РОССИИ НАСТУПИТ ЭРА СПРАВЕДЛИВОСТИ?

Когда в России наступит Эра справедливости?

Ответа мы ждем до сих пор.

Начало мая привычно в нашей стране богато датами, событиями: Первомай, День победы, в этом году еще и юбилей Карла Маркса, из актуальных — инаугурация президента России Владимира Путина. Все даты, даже довольно давние, имеют прямое отношение к истории и самочувствию нашей страны. Они связаны с надеждой, очень конкретной и свойственной населяющим Россию народам — что справедливость восторжествует. Что все должно идти к этому.

Когда развалился Советский Союз, на Западе это было воспринято как победа в холодной войне, в первую очередь, и как победа одной системы и ее идеологии над другой, во вторую, и как следствие первой. Касаемо системы, то при всем многообразии риторики, существенной выглядела одна мысль: капиталистическая система победила коммунистическую идеологию. Но у нас в стране эта риторика не прижилась, популярной некоторое время была лишь в политическом бомонде, прислоненном к верховной власти. Не ощущал тут у нас почти никто победу капитализма над коммунизмом или «развитым социализмом», поскольку ни того, ни другого последние десятилетия советской власти не было.

Было черт знает что (добавляют — «и сбоку бантик»), но только не коммунизм и даже не стремление к нему. Система выдохлась по причине невыполнения своей задачи, построения того самого справедливого общества, на исполнение чего народ был изначально настроен. И после, когда наконец разобрался, что инициатива «сверху» заглохла, а инициатива «снизу» иногда вяло и нудно, порою жестоко подавляется, все дружно плюнули и разбрелись по своим огородам, садовым участкам, чтобы меньше быть зависимым от очередей, от талонов, да и вообще от всех этих норм выдачи. Полжизни в очередях за штанами, сапогами и куском костлявой говядины — ну какая там «справедливость»? Видно было, что никто ее не строил, а, наоборот, всячески не давали, мешали и разваливали то, что на энтузиазме при мечте обо всем этом было сделано.

С другой стороны, и то, что Запад сообщает — дескать, «побеждал» именно «коммунистическую идеологию» и именно «используя преимущества капиталистической системы» — звучит как признание в чем-то глубоко неприличном, на порядки худшем, чем все эти сейчас повалившие отовсюду признания в своих особенностях. Все равно, что хвастаться, как при численном превосходстве раз в пять бандиты с кастетами во дворе разогнали дошкольников, вытеснив их из песочницы и растоптав все их куличики. «Победа» риторически выглядит на редкость убогой. Жадная, хапужническая система перетерпела и перехитрила систему, которая лет семьдесят назад сделала попытку не быть жадной и хапужнической, только ничего у нее самой не вышло. Вот тоже нашли достижение.

Ну да ладно, победил «капитализм» так победил, пусть думает, но перед нами вопросы все те же. Что и во времена Революции, провозгласившей (но не исполнившей, как уже понятно) победу труда над капиталом, как во время Отечественной войны, исполнившей и провозгласившей победу над рафинированным злом. Как нам построить общество, основанное на справедливости? Какие при этом надежды возлагаются на верховную власть, и насколько люди сами способны в себе представить очертания такого общества? Недавние социологически опросы снова показали, что основным запросом общества является запрос на справедливость. А точнее — что власть этим запросам на сегодняшний день слабо удовлетворяет.

Проглядывает тенденция, замеченная с давних, царских еще времен. Власть уверенно и вполне достойно повышает имидж России вовне, добиваясь справедливого места страны в мире, но при этом на внутренних фронтах все происходит как-то вяло и неуверенно. Люди, конечно, спокойней себя чувствуют, когда знают, что для защиты от внешних угроз делается многое, даже порою не всегда им понятное. Но ощущения комфорта в быту и, главное, душевного комфорта от того, что твоя жизнь является социально полезной и нужной — этого не прибавляет. Те же социологические опросы показывают, что люди не очень хорошо способны оконтурить для себя понимание социальной значимости каждого отдельного человека. Даже «справедливость» пока понимается редко выше желания повышения зарплат и пенсий. А с учетом того, что зарплаты не растут, местами падают, пенсионный возраст все время грозят сдвинуть за рубеж наступления физической немощи (при том что основной труд у нас остается физическим)…

Все это не только не прибавляет оптимизма, но и не дает возможности поднять планку понимания того, каким общество люди хотят видеть, как институционально справедливость должна сложиться и развиваться для следующих поколений. Не самые «возвышенные», прямо скажем, запросы людей на зарплату, пенсию, говорят о том, что постоянная нужда в той или иной мере продолжает сопровождать жизнь рядового гражданина России, что справедливости для себя люди не особо ощущают даже в том минимальном значении, которое требуется для существенного поднятия этих запросов уже на уровень не меркантильности, а социального проектирования будущего. И это не говоря о все еще нередко замечаемой повсюду несправедливости со стороны чиновничества, да и вообще людей, наделенных властью или деньгами и «связями», что выражается не только в прямом обмане, но и показном высокомерии и равнодушии.

Не «капиталистическая система» развалила Советский Союз. Не забываем, что и Третий рейх, победу над которым традиционно отмечаем в эти дни, «побеждать» полез «коммунистическую идеологию». Значит, маячила угроза какая-то неприкрытому злу в той жесткой, стальной советской системе, угрожавшей системе «капиталистической», какие-то зародыши в ней и тогда еще жили. Страну всегда начинало лихорадить, когда власть не могла дать удовлетворительный ответ на вопрос общества: когда? Когда риторика начнет воплощаться в реальность? Когда власть понятным для всех образом включится в создание такой модели государства и общества, которая позволит людям с максимальной пользой для страны, своих детей и себя тоже реализовывать свой потенциал? Похоже, ответа мы ждем до сих пор.

Что новое старое правительство Медведева нам готовит?

  • Пообещав посвятить себя служению людям, новый президент России Владимир Путин повелел подчинённым совершить настоящее чудо. Удвоить экономику, уполовинить бедность, учетверить несырьевой экспорт и ещё много чего, вплоть до того, чтобы заставить половину россиян активно заниматься спортом.

    В общем как настоящий реалист потребовал невозможного…

    При этом работать над невозможным внезапно будут всё те же проверенные люди. Те, кто борозды не испортят. Дмитрий Медведев как бессменный и непотопляемый председатель правительства. Антон Силуанов в ранге первого вице-премьера, вероятно, с сохранением портфеля министра финансов. Вернувшаяся в кабмин Татьяна Голикова, ранее известная как «мадам Арбидол» и подвинувшая Ольгу Голодец с поста социального вице-премьера. Та впрочем получит вице-премьерство про культуре и спорту в качестве утешительного приза и немало возможностей отыграться на своей сопернице (о напряжённых отношениях между этими двумя дамами знают все).

    Провалившийся по всем статьям в прежнем составе кабинета министров Виталий Мутко сохранит пост зампреда правительства, получив в кураторство стройкомплекс – одну из самых коррумпированных отраслей в нынешней России.

    С другой стороны, не уличённые в крупных неудачах бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, а также бывшие простые вице-премьеры Аркадий Дворкович, Александр Хлопонин и Сергей Приходько из состава кабинета пока выбывают. Как и куратор оборонки Дмитрий Рогозин, которому аукнулись премьерские амбиции. Его сменит замминистра обороны Юрий Борисов, практически официальный протеже нынешнего главы Ростеха Сергея Чемезова. Пожалуй, это единственная крупная неожиданность в новом кабинете.

    Остальные назначенцы – все люди хорошо известные, давно и прочно вхожие во властную команду. Дмитрий Козак, перемещающийся с поста вице-премьера по Крыму на тот же пост по промышленности и энергетике, Алексей Гордеев, получающий под свою руку АПК, Максим Акимов, садящийся на транспорт и связь, а также Константин Чуйченко, становящийся главой аппарата правительства. Словом, как минимум на уровне вице-премьеров все долгожданные перемены заключаются в перетасовывании старой управленческой колоды. Свежей крови места не нашлось.

    О чём говорит такой состав нового правительства?

    Ну, во-первых, о том, что застой стал реальностью как минимум на кадровом уровне. Сколько бы ни создавались президентские и премьерские резервы управленческих кадров, сколько бы ни отбиралось людей со всей России во всякие золотые тысячи, но все ходы наверх для них закрыты, независимо от профессионализма и способностей.

    Во-вторых, обновлённый кабинет становится ещё более лоббистским. Кто-то, как Татьяна Голикова и Алексей Гордеев, имеют собственные бизнес-интересы в курируемых сферах. Кто-то, как Дмитрий Козак, Виталий Мутко и Юрий Борисов, будут аватарами и лоббистами реальных хозяев России, в частности Аркадия Ротенберга и Сергея Чемезова. На этом фоне относительное возвышение Антона Силуанова выглядит практически невинным, если не считать того, что экономику будет курировать бухгалтер.

    И тут мы видим самое главное в-третьих. В послужном списке всех этих высоких правительственных чиновников – коллективный провал по выполнению предыдущих «майских указов Путина». Настолько явный, что никакая придворная статистика не смогла заретушировать. Меж тем нынешние задачи на порядок масштабнее. Например чтобы занять место в первой пятёрке мира по ВВП, российская экономика должна будет увеличиться в 1,8 раза за ближайшие 6 лет при условии, что конкуренты будут стагнировать вплоть до 2024 года. Это подразумевает темпы экономического роста на 7-8% ежегодно – в 5-6 раз быстрее, чем достигнуто в 2017 году (1,4%), и втрое-вчетверо выше официального прогнозa Минэкономразвития (рост на 2,1-2,4% в ближайшие три года).

    Хоть кто-то верит, что нынешняя новая старая команда под руководством бессменного Дмитрия Медведева сумеет извлечь уроки из печального прошлого и выведет Россию в светлое будущее?

    Вопрос риторический, конечно, хотя чем чёрт не шутит…

    Но вот что более важно: чего ждать в реальности от такого кабинета?

    Наиболее вероятные их достижения будут заключаться, во-первых, в повышении пенсионного возраста – и Антон Силуанов, и Татьяна Голикова по этой теме высказывались вполне однозначно. Во-вторых, имеет смысл подготовиться к усилению налогового бремени: цели есть, а денег нет. И, в-третьих, рост цен на жильё как следствие надвигающейся катастрофы в строительстве очень даже вероятен, а всем известные организационные таланты Виталия Мутко едва ли позволят избежать такого сценария.

    Ну что ж, российскому избирателю стоит вспомнить бессмертное выражение из комедии Мольера: «Ты сам этого хотел, Жорж Данден!»

    А.Нальгин

Картина дня

наверх