На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Sergiy Che
    Русских весь Западный мир обвиняет во всех грехах и шельмует как хочет уже третий год, где вы "защитники" всё это вре...О националистах, ...
  • Диана Мальгинова
    А русских разве нет террористов. Нельзя весь народ обвинять.О националистах, ...
  • Юрий Ильинов
    Понеслось. Сравню с  комментариями на личной странице автора.                                                        ...О националистах, ...

Идеология

Марк Зобов

III. СРЕДСТВА.

Цель определяет средства.

Общество может стать гармоничным, только если при его становлении (вспоминая слова Ф. М. Достоевского) не будет пролито и слезинки ребенка.

Следующим методологическими ориентиром в решении поставленной задачи служит известное изречение К. Маркса:

"Идея становится материальной силой, как только она овладевает массами".

Но, как показала историческая практика по воплощению в жизнь теоретических построений самого К.Маркса, даже когда идея преобразования общества охватывает массы, это совершенно не служит гарантией ее торжества.

В каком же случае гарантируется успех и как скоро?

Л. Н. Толстой, задаваясь вопросом на эту же тему в ходе размышлений о том, когда же, наконец, человечество прозреет и прекратит войны, пишет в своем дневнике, ссылаясь на И. Канта:

"Как Кант говорит, как только ясно выражена истина, она не может не победить все. Когда? Это другой вопрос".

Ясно, что победить может только идея преобразования общества, несущая в себе истину. Идея, основанная на ложных посылках, обречена на провал. Что касается необходимого для победы времени, то это во многом технический вопрос. Когда-то книги переписывались вручную, для распространения идеи требовались годы, а для ее торжества – столетия. Сегодня, во времена интернета и мобильной связи, идея облетает весь мир в считанные секунды, а ее торжество, по-видимому, может наступить и в пределах одного поколения.

Истины человеческого бытия утверждаются в жизни не автоматически, а через деятельность людей. Познание истины, порождение на ее основе преобразующей идеи, апробация и доработка идеи, внесение ее в массовое сознание и приведение масс в движение собственным примером – вот путь утверждения истины в свободном обществе.

На указанном пути можно условно выделить три этапа:

  • Познание истины и порождение на ее основе идеи преобразования общества.

  • Апробация идеи посредством общественного обсуждения.

  • Апробация идеи общественной практикой и ее воплощение в жизнь.

 

Познание истин человеческого бытия и порождение идей.

С позиции познания истин человеческого бытия (онтологических истин) следует сразу отметить, что история человечества – это не только история борьбы классов и столкновения цивилизаций, кровавых войн и революций. Это и не только история развития его производительных сил, производственных отношений, экономического базиса в целом и соответствующей политической надстройки. История человечества в самом общем, глубинном понимании – это история поиска и обретения человеком собственной сущности. И точно также как каждый человек в течение своей жизни постигает себя и ищет смысл собственного бытия, так и человечество в целом в течение всей своей истории стремится познать себя и свое особое предназначение в окружающем мире.

По сути своей, встав на путь познания самого себя, человечество, как единый субъект, интуитивным образом начало реализовывать алгоритм своей счастливой жизни, начертанный Г.С.Сковородой для каждого из нас по отдельности: "Бути щасливим се значить пізнати себе чи то свою природу, взятись за свою долю і робити своє діло."

Успех человечества на этапе постижения самого себя, познания истин собственного бытия предопределяется уровнем адекватности используемых для этого философско-методологических средств.

В разработке идеологии гармоничного общества используются три средства:

Философия Логоса.

Для выработки идеологии гармоничного общества органичной является отечественная философия Логоса (философия цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции), родоначальником которой признан Г. С. Сковорода http://www.marsexx.ru/psychology/skovoroda-zhizneopisanie.ht....

Философия Логоса, в отличие от рационалистической западной и эзотерической восточной, исключает однобокое, а потому и ущербное видение мира и общества. А учение Г.С.Сковороды о сердце как центре и целостном начале душевной жизни позволяет верно выбрать отправную точку в идеологических построениях: двигаться от чувственных вершин человека – счастья и любви.

Диалектическая логика и теория самоорганизации (синергии).

Законы и принципы диалектической логики отражают наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. В соответствии с данными закономерностями источником самодвижения и развития являются диалектические противоречия, взаимодействие противоположных сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.

Разрешение социальных противоречий в соответствии с означенными выше принципами должно осуществляться посредством диалога и должно быть направлено на поиск путей к социальной гармонии.

Теория самоорганизации (синергии) органично дополняет диалектические законы и принципы, конкретизирует пути и механизмы развития Вселенной, Природы и общества от простого к сложному.

Принцип системности (системно-структурный подход).

В соответствии с данным принципом Украина рассматривается как сложная самоорганизующаяся социальная система, являющаяся в то же время подсистемой структурных образований более общего уровня, в состав которых входит Украина.

Системный подход ставит задачу оптимизации системы в целом, а не только улучшение эффективности входящих в него подсистем, и предполагает анализ функционирования и развития подсистем во взаимосвязи и взаимообусловленности. Взаимодействие системы и подсистем основывается на диалектике взаимоотношений части и целого, обеспечивающей взаимное соответствие направлений развития системы и отдельных ее составляющих. Диалектические основания в системном подходе проявляются также в методологии анализа развития систем через выявление внутренних противоречий находящихся в ней в единстве противоположных сторон. Раздвоение единого — обязательный элемент такого анализа.

 

Апробация идеи посредством общественного обсуждения.

Апробация и доработка сгенерированной идеи, а также основанных на ней социальных проектов, осуществляется на базе универсального методологического принципа диа-логичности (логического взаимообоснования или диалога логик).

В соответствии с данным принципом выработка методологии и исследование социальной системы осуществляется посредством диалогового сопоставления различных представлений, сформированных на основе соответствующих логических подходов.

Междисциплинарный характер такого диалога находит отражение в необходимости создания и развития соответствующей терминологической базы и системы логических координат, в которой термины увязываются в единое целое. При необходимости фиксируется различие между общефилософским и общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным применением в той или иной области знания, профессиональной и практической деятельности или в частной научно-методологической концепции.

Применение данного принципа к разработке идеологии выражается в составлении специального терминологического словаря, с которым в дальнейшем должны соотноситься конкретные разработки по каждой из сфер анализа.

Только общественный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы; политических и общественных организаций могут создавать реальные предпосылки для реализуемости и эффективности проектов общественного развития.

 

Апробация идеи общественной практикой и ее воплощение в жизнь.

Апробация идей глобального общественного переустройства должна происходить на локальных общностях, наиболее подготовленных для введения новаций. Инициаторы идей должны апробировать их на себе первыми. В случае успешности, благодаря современным средствам коммуникации, идеи получат распространение в самоорганизующемся обществе. Основная задача авторов идеи будет сводиться к хранению и удержанию в информационном пространстве эталонов идеологических и программных документов, выступать модератором процесса их развития, раскрытия и популяризации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея построения гармоничного общества не нова, уже имеется много ее сторонников. В начале XXI века к реализации идеи гармоничного общества присоединился Китай, дав тем самым понять, что на смену доминировавшей полтора столетия в умах реформаторов коммунистической идеологии приходит новая идеология – идеология гармоничного общества.

Эта идеология находится пока еще на начальной стадии проработки, поэтому для всех творчески мыслящих и живущих идеями совершенствования общества имеется терминологически очерченное пространство смыслообразования, где каждый имеет возможность сделать свой мазок в картину гармоничного Будущего человечества. Данная работа являет собой такого рода попытку. И мы будем рады Вашему участию.

Проект Идеологии гармоничного общества изначально разрабатывался в русле теоретических задач, поставленных Ассоциацией «Духовно-интеллектуальный выбор» http://www.zobov.org.ua/content/76/ . Проект постепенно получает поддержку у все большего числа интеллектуалов. Данная редакция проекта выполнена с включением ряда смысловых блоков, порожденных в результате совместного мыслетворчества участников учрежденного в 2015 г. Всемирного научного ноосферно-онтологического общества, идейным вдохновителем и отцом-основателем которого является профессор, доктор экономических наук В.П. Бабич http://legend0074.wixsite.com/ontology .

Проект находится в стадии коллективной пошаговой разработки. Данная версия проекта являет собой 10 шаг, ее можно скачать по адресу http://www.zobov.org.ua/content/423/ Там же в папке "Архив" http://www.zobov.org.ua/content/424/ хранятся все предыдущие редакции проекта. В эту папку на каждом этапе перемещаются отработанные версии, что позволяет интересующимся следить за движением мысли. Обсуждение проекта ведется на ряде интернет ресурсов. Полагается, что документ вберет в себя все идеи заинтересованных читателей, не противоречащие исходному целеполаганию.

 

С уважением,

Марк Зобов,

председатель Ассоциации «Духовно-интеллектуальный выбор»

095-886-73-53, mark_zobov@mail.ru,

01.09.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Краткий терминологический словарь

 

Власть – способность и возможность осуществлять определяющее воздействие на кого-либо, что-либо.

Гармония – согласованность частей целого, при которой целое достигает совершенства.

Дух человека потенция психики, определенный внутренний императив человека, побуждающий его к соответствующим действиям.

Духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды.

Духовность – приверженность человека или социальной общности определенной системе духовных ценностей и соответствующему мировоззрению.

Духовность гармоничного общества  наполненность любовью, устремляющей человека к счастью и вдохновляющей:

  • служить истине;

  • делать добро;

  • ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был  президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…

Идеология – системный взгляд на общество в виде совокупности логически взаимосвязанных идей, целей, ценностей, принципов, методов и понятий, предназначенных для организации целенаправленного социального анализа, проектирования и строительства.

Интересы – активное отношение человека к природной и социальной действительности с позиции удовлетворения потребностей.

Личность – субъектное "Я", характеризующееся совокупностью социально приобретенных качеств (ценностных, мировоззренческих, психологических, поведенческих).

Любовь – наивысшее состояние человеческого духа, глубокое эмоциональное чувство, благоодаряюще устремленное на другую личность, человеческую общность, окружающую природу, мироздание в целом.

Мораль – принятые в социальной общности представления о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Народовластие – общественное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают.

Ноосфера – соборный интеллект человечества.

Нравственность – система запретов и предписаний, стоящих на страже таких универсальных ценностей человеческого бытия, как жизнь, свобода и достоинство человека, которые даются ему самим фактом рождения.

Потребности – недостаток чего-либо, служащий исходной причиной человеческой активности, деятельности.

Свобода – способность и возможность человека действовать по-своему, в соответствии с внутренними мотивами и поставленными перед собой целями.

Социальное проектирование – проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Счастьечувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

Управление – процесс целенаправленного определяющего воздействия на кого-либо, что-либо.

Ценности – 1) "Предметные ценности" – собственно то, что служит удовлетворению потребности. 2) "Субъектные ценности" – способы и критерии, на основании которых субъектом производятся процедуры оценивания (установки и оценки, императивы и запреты, выступающие ориентирами деятельности человека). Выступают системообразующим фактором при формировании всей структуры интересов и потребностей личности.

Картина дня

наверх