На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 446 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Аналитик ЦРУ: началась Третья мировая война нового типа Мировая политическая система испытывает колоссальное давлени...Военный трибунал ...
  • Светлана Зуева
    Неверие во что-то не значит,что этого не существует. Человек никогда не познает всего!!! Потому как Всевышний этого н...Иисус был не евре...
  • Юрий Ильинов
    Иранцы считают, что  этого удара достаточно. США они предупредили. Да Вы и сами написали: "Жиды на войну не явятся." ...Удар Ирана: Треть...

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.

Вячеслав Шпаковский

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.
Данте Алигьери



Юг Италии и Сицилия в рассматриваемый период были политически и в некоторой степени культурно отделены от остальной части страны. Сицилия достаточно долго оставалась под исламским правлением, а южная часть полуострова – под властью Византии. То есть первоначально военное дело на этих территориях развивалось в русле мусульманской и византийской военной культуры. Однако все изменилось после норманнского завоевания южной Италии и Сицилии в 1076 и 1088 годах, после чего этот регион стало возможно рассматривать как единое целое. 


Неаполь официально не был захвачен до 1140 года, но на протяжении многих лет здесь также фактически доминировали норманны. Причем объединение это произошло несмотря на значительные культурные различия между бывшей исламской Сицилией, бывшей византийской Калабрией, Апулией, Гаэтой, Неаполем и Амальфи, а также бывшими ломбардскими Салерно, Беневенто и Капуей. Правда, культура юга пережила сильное потрясение после политического отделения Сицилии от юга Италии, последовавшее после знаменитой «Сицилийской вечерни» 1282 года. И эти два региона не были воссоединены до 1442 года. Однако, будет более логично, тем не менее, рассматривать военную историю Юга Италии именно в совокупности.


«Битва при Беневенто» (1266). Гвельфы против гибеллинов*. Миниатюра из «Новой хроники», 1348 г. «Апостольская библиотека Ватикана, Рим)

Ну а начать надо с того, что герцогства Ломбардия, которые правили землями южной Италии до завоевания норманнами, имели свою особую военную культуру, восходившую к византийским, раннесредневековым германским и даже позднеримским прототипам. Военная служба была здесь сугубо личным делом, не связанным с владением землей. А местная аристократия обитала в городах или поселках, но никак не в загородных замках, подобно элите Северной Европы. Считается, что лангобарды, завоевавшие Италию, были не слишком хорошими конниками, но это не означает, что конницы здесь не было вообще. Когда же сюда прибыли норманны, они столкнулись с тем, что и в Неаполе, и в Бари, а, возможно, в других городах, класс милитов (то есть воинов-профессионалов) уже существовал. То есть здесь уже были свои воины, вполне подобные рыцарям, хотя, возможно, что и без замков. В городах были также милиционные воинские формирования из горожан.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.


«Битва при Монтаперти» (1260), работа Пачино ди Буонагвида. Миниатюра из «Новой хроники», 1348 г. («Апостольская библиотека Ватикана, Рим)

Терпимость к иноверцам и воины-мусульмане


Что до Сицилии, то в XII веке она была поистине уникальным королевством с разнообразным религиозным составом, в котором относительно гармонично уживались и католики, и православные, и даже мусульмане, проживавшие в южной части острова. Нашлось здесь место и евреям, традиционно занимавшихся торговлей. Во время правления короля Рожера II эти общины пользовались беспрецедентными для тогдашней христианской Европы правами. Евреям и мусульманам было разрешено свободно совершать свои обряды, а официальные документы были написаны на латинском, греческом и арабском языках. Подобная терпимость по отношению к евреям и мусульманам сложились под воздействием многонациональной мультикультурной среды. Так что традиции мультикультурности и толерантности в Европе родились отнюдь не вчера, как некоторые у нас полагают. 

Более того, отнюдь не все тогдашние владыки были религиозными фанатиками и убийцами. Фридрих II Гогенштауфен, например, подавив мусульманское восстание в Сицилии, вместо того, чтобы истребить тамошнее мусульманское население поголовно, депортировал 20 000 мусульман в Лучеру, а еще 30 000 — в другие города. Неудивительно, что при таком к ним отношении мусульманские общины здесь процветали. И не просто процветали, а на регулярной основе предоставляли Фридриху своих воинов, а также продукты сельского хозяйства (например, мёд), и выплачивали немалые налоги.

В соответствии с так называемой Мельфийской конституцией 1231 года, он полностью ликвидировал независимость крупных феодалов: запретил им вести междоусобные войны, а также строить замки и вершить правосудие. Одновременно и города были лишены самоуправления. В стране для всех сословий теперь действовал единый королевский суд. Согласно утверждениям Фридриха, «дух законов определяется не божественными „ордалиями“, а „доказательствами“ от свидетелей и „документами“». В военной области его реформы были особенно значимыми. Им был создан сильный флот, а феодальная армия заменена постоянным войском из наемников-сарацин.

Именно из сарацин, в том числе родом из Сицилии, Фридрих набирал и своих личных телохранителей. При этом мусульмане служили императору не за страх, а за совесть, а мусульманские владыки отзывались о нем в высшей степени благожелательно. Законы Фридриха были таковы, что и иудеи, и мусульмане находились под защитой королевской власти в равной степени. Хотя плата за убитого христианина, убийца которого так и не был найден, для жителей местности, где совершалось убийство, составляла 100 августалов, а вот за мусульманина или иудея платить нужно было только 50! Тем не менее для европейского Средневековья и это был настоящий «прорыв» в будущее**!

Однако у данной терпимости к иноверцам все-таки были границы. То есть ворота королевства были распахнуты далеко не для каждого. Чужеземцам-иноверцам, пожелавшим жить в Сицилийском королевстве, требовалось получить для этого особое разрешение. Причем давали его лишь тем, кто… был предан императору и изъявлял готовность проживать в его землях постоянно. Важным условием для холостых мужчин являлся брак с жительницей королевства, но без феода. Кроме того, этим людям было запрещено занимать любые публичные должности. Чужеземцам-христианам право их занимать предоставлялось, но даже в том случае, если они происходили из соседних с королевством областей Италии и проживали в нем в течение некоторого времени, чтобы занять их, требовалось поручительство от уважаемых местных жителей. Впрочем, военной службы все это не касалось. То есть здоровый молодой мужчина всегда мог наняться на военную службу, а если он еще и мастерски владел оружием, то… мог рассчитывать на хорошую карьеру.


Рыцари Юга Италии, ХIII в. Рис. Ангуса МакБрайда


Как уже отмечалось, военная культура Сицилии была во многом связана с исламским влиянием Северной Африки, откуда, кстати, сюда перебирались многие арабские или берберские мигранты, становившиеся здесь наемниками. Они постепенно переходили в христианство и поглощались местным населением. Следует также помнить, что прибрежные города, такие как Амальфи, по-прежнему имели очень тесные политические и торговые связи с исламским миром. С другой стороны, не исключено, что и христианская община исламской Сицилии также сохраняла некоторую военную роль. Таким образом, хотя земли эти и были завоеваны норманнами, которые начали создавать военные дружины по образу и подобию дружин на Севере Европы, защита местных провинций по-прежнему осуществлялась местными войсками, то есть городской и даже сельской милицией. 


Миниатюра из «Романа о Трое», 1340-1360 гг. Болонья, Италия (Национальная библиотека Австрии, Вена)


Похожая миниатюра из французского манускрипта «Зеркало истории», 1335 г. (Национальная библиотека Франции, Париж). Как видите, и конские попоны практически одного покроя, и внешний вид доспехов – все совпадает, и это лишний раз подтверждает интернациональный характер западноевропейского рыцарства в течение целых столетий.

Хотя норманны, естественно, играли доминирующую роль в норманнском завоевании южной Италии и Сицилии, но сюда попали также северные воины и других регионов. Среди них были бретонцы, фламандцы, пуатувинцы и люди из графств Анжу и Мэна. Вот только их «военный стиль» и тактика были практически идентичны таковым у тех же норманнов. Ну, а после завоевания ими местных земель, естественно, произошла значительная феодализация сельской местности, в городах поставлены гарнизоны, подчинявшиеся завоевателям. Теоретически здесь все мужское население участвовало в военном деле так или иначе, но на самом деле «под ружье» могло быть призвано все-таки его меньшинство. 


Миниатюра из «Романа о Трое», 1340-1350 гг. Венеция, Италия (Национальная Библиотека Франции, Париж). «Роман о Трое» очень популярное «издание» допечатных времен и тиражировавшееся неоднократно в разное время, в разных городах и оформлявшееся разными художниками. На этой миниатюре мы видим воинов итальянского городского ополчения.


«Падуанская библия» 1400 г. Падуя, Италия. (Британская библиотека, Лондон) Данная миниатюра интересна тем, что на ней мы видим воинов итальянского городского ополчения спустя полвека после появления предыдущей книги. Доспехи ополченцев явно усложнились, а вот кинжалы остались такими же. Не изменились и щиты!

Особую роль играли воины-мусульмане, в некотором отношении, являвшиеся самыми лояльными и надежными войсками норманнской армии, и вдобавок одними из самых эффективных. Прежде всего это была конница, более легкая, чем рыцарская, воины которой были вооружены луком и стрелами, а также пехота, наиболее известными воинами из которой, опять же, были лучники. Норманны, итальянцы, греки и другие христианские общины, вероятно, обеспечивали основную часть вооруженных сил, в состав которых входили конница и пехота, и куда были завербованы представители феодальной знати. Сюда же входили городские ополченцы и северные итальянские наемники. 

По мнению такого английского историка, как Дэвид Николь, важная роль итальянских войск, как в начальном этапе завоевании, так и в последующих итало-нормандских армиях, была признана лишь недавно. Ну, а наемники из этих и других южноиталийских земель уже в течение XII века стали играть все более и более важную роль и в других странах Европы. Причем в отличие от ополченцев северной Италии, которые в основной своей массе были крепостными, «милиционеры» Юга были свободными людьми.


Прекрасное изображение рыцаря на странице из «Обращение в стихах к Роберту Анжуйскому, королю Неаполя, из города Прато в Тоскане» («Регия Кармина»). Художник-иллюстратор Пачино ди Буонагуида, работавший во Флоренции, ок. 1300 – 1350 гг. Книга датируется 1335-1340 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Последовавшие затем войны Фридриха II мало повлияли на военную структуру, созданную норманнами. Правда роль сицилийских мусульман в христианских войсках в конце XIII века сильно уменьшилась. В то же время ряд интересных технических разработок в оружии и доспехах появился именно в южной Италии, а уже отсюда распространился и на центральные, и на северные ее районы.


Еще одно изображение рыцаря из этого же манускрипта и работы того же художника. Девушка слева изображает Предосторожность. Воин справа — Справедливость. На его щите латинская надпись «Лекс», то есть «Закон». (Британская библиотека, Лондон)


На его увеличенном изображении хорошо видны кожаные доспехи для ног с выполненных на коже тиснением, металлические диски на локтях и подбитую металлическими пластинами бригандину, надетую поверх кольчуги. На ней мы видим позолоченные головки заклепок. Шлем типа «шапель-де-фер» (то есть «железная шляпа»), удобный в жарком климате, дополняет его снаряжения. Щит в виде «перевернутой капли» явно византийского образца. Справа на поясе – кинжал базилард с костяной рукояткой.

Считается, что многие из них явно отражают исламское или византийское влияние, хотя сложно сказать, что это было: влияние сицилийских мусульман или же мусульман с африканского континента или тех, что жили в Палестине или Сирии. Например, это касается использования относительно коротких колющих мечей и больших кинжалов в XIII веке, как конными стрелками из лука и арбалета, так и пехотой, и даже рыцарями. Другой особенностью стало широкое использование накладной «брони» из закаленной, «вареной кожи» в начале и середине XIV века.

* О противостоянии гвельфов и гибеллинов будет рассказано в одной из следующих статей.
** Об уровне экономического и социального развития Италии в это время свидетельствуют, например, такие факты: первая в истории забастовка наемных рабочих произошла во Флоренции еще в 1345 году, а в 1378 году там же случилось восстание сукноделов чомпи под лозунгом «Да здравствует народ и цехи!» А что в это самое время происходило у нас на Руси? Дмитрий Донской одержал победу на реке Воже… И никто еще ни о каких цехах даже и слыхом не слыхивал!

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.
2. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1,1999.
3. Nicolle, D. Italian Militiaman 1260–1392. Oxford: Osprey (Warrior №25),1995. 
4. Nicolle D. Italian Medieval Armies 1300 – 1500. L.: Osprey (Men-at-arms series №136), 1983.
5. Verbruggen J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
6. Backhouse, Janet. The Illuminated Page: Ten Centuries of Manuscript Painting in the British Library. Canada, Toronto: University of Toronto Press, 1997.
7. Граветт, К., Николь, Д. Норманны. Рыцари и завоеватели (Пер. с англ. А.Колина) М.: Эксмо, 2007.

Продолжение следует…

Картина дня

наверх