Дмитрий Раевский
По тропе шёл Мастер. Часть 1. Пещеры Сиккима
1924 год. Мастер получает приглашение проникнуть из Сиккима по ледяным пещерам под Канченджангой в Лхасу и посетить Поталу. Он принимает предложение и ранним утром весеннего дня выступает из имения, которое снимает в Сиккиме.
Мастер идёт с проводником, за плечами походный мешок, тогда не было рюкзаков. Проводник молчалив и шагает быстро.
На третий день достигают пещер. Вход оказывается тесным и узким, но вскоре расширяется и превращается в огромную пещеру высотой десятки метров и шириной не менее десяти. Откуда-то сверху льётся свет, освещая собой камни и ручей, текущий по дну пещеры. По-видимому, когда-то давно бурная река от таящих ледников проделала эту пещеру и ушла куда-то вниз, а в русло ведут многие узкие русла ручьёв, по одному из них они и вошли.
Постепенно пещера уходила вверх, и света становилось меньше. Проводник зажег факел. Шли много часов. Иногда останавливались перекусить лепешки с сыром и сухофруктами. Свет более не освещал ход, который то сужался, то расширялся. Когда заканчивался факел, проводник доставал в одному ему ведомых нишах новый и они шли дальше.
Когда ноги уже отказывались идти, проводник показал, что идти надо в сторону.
Через несколько шагов оказалась небольшая комната, сделанная природой. В ней нашли шкуры яков, факелы, и лежанки на камнях. Тесно, узко, но человек пять разместится. В пещере пар идет изо рта, но ячьи шкуры дают тепло. Мастер стремительно упал в сон. Он закрыл глаза и открыл их, оказалось, что ночь уже прошла, и проводник зажег факел и собирается в дорогу. Быстрый перекус и снова утомительный переход от факела к факелу. Так они шли три дня.
На утро четвертого, боль в ногах уже притупилась, глаза, привыкшие к темноте, ухватывали детали, и уши слышали все звуки пещеры. По многим признакам стало понятно, что скоро будет выход.
Снова как в первый день стало светло, из отверстий в потолке струился мягкий свет. И вскоре пещера закончилась.
Еще два часа ходьбы по нестерпимому свету, и селение горное, где дома с плоскими крышами и улыбчивые тибетцы.
Их ждал другой проводник и два коня. Мастеру дали местную одежду и показали вымазать лицо и руки темной мазью. Перекус, недолгий отдых, пора.
Мастер умело оседлал невысокую тибетскую лошадку и в путь.
Путь занял долгих пять дней. Оказалось, они вышли сбоку от Джомолунгмы, и теперь их путь лежал в Лхасу. Деревеньки сменялись одна за другой, на небогатых угодьях паслись яки и козы. Палящее солнце давало нестерпимый жар, но раздеться было нельзя.
В деревнях находили они приют и пищу для себя и коней. На исходе пятого дня горная тропа вывела их в широкое ущелье, где текла очень широкая полноводная река. Она имела много рукавов и в некоторых местах была устроена паромная переправа. Ночь встретили они в доме проводника.
Утром следующего дня проводник ушёл и появился только поздно вечером. Мастер весь день отдыхал от долго перехода. Тело не привыкло к таким нагрузкам и стенало и жаловалось. Но цель затмевала собой все невзгоды. Мастер шёл на встречу с Учителем.
Проводник жестами объяснил, что утром надо будет уйти рано, еще по темному. Пора спать. Он стремительно сомкнул веки.
Они вышли затемно и пешком прошли около двух часов. Когда стало светать, показалась Потала. Дворец был построен сотни лет назад, но стоял в таком же великолепии. Проводник провел во внутрь стены, а затем отворил незаметную дверь в стене и вот они внутри.
Сонные люди еще только собирались встречать первые лучи солнца. Проводник вел Мастера в одно ему известное место.
И вот они пришли. Это была комната с большим изображением Цзонкапы, последнего и величайшего реформатора буддизма, создателя Гелуг. На стенах висели танки.
Мастер остался один и принялся рассматривать их. Спустя полчаса в комнате появился тибетец. Он тихо вошел, встал рядом с Мастером и замер, изучая танку с изображением легендарной Шамбалы. Молчание длилось несколько минут. Мастер ждал. И вот тибетец, обратившись к Мастеру, сказал на ломаном английском языке заученную фразу: "Если вы хотеть, можно пройти в тайное место. Путь три дня на конях." Мастер поклонился гостю, и они вместе вышли из комнаты.
Уже три дня утомительного путешествия верхом. Путь шёл на восток, вдоль ущелья. На исходе третьего дня они пришли в место, называемое Тердром. В нем располагался древний монастырь. Мастеру дали комнату и пищу, оставили одного. В тот день больше никто не пришёл. И на следующий тоже. Мастер гулял по территории монастыря, отдыхал, восстанавливая силы. Так прошло три дня ожидания.
Мастер чуял сердцем, что всё идёт хорошо и старался обретать глубину мысли, которой Учитель его однажды научил. Это было не так уж и трудно в горах, где нет суеты и есть ты и Гималаи.
На четвертый день утром в комнату постучали. Вошел незнакомый тибетец и знаками предложил последовать за ним. Через 10 минут Мастер уже быстро шёл налегке за новым проводником по горной тропе. Спустя два часа хода они пришли в удивительное место. Тут всё было пронизано волшебной силой, казалось горы тут построили Алтарь, у которого поклонялись Небу и всё насыщено их молитвами. Оно называется Жото Дидро. В этом месте когда-то знаменитый Падма Самбхава изгнал демонов, которые разрушали монастыри.
Внизу бежала река и удивительно, на склоне из стены горы били теплые дымящиеся даже днем ключи. Мастер пощупал воду, она была горячей, но приемлемой. Горы дарили людям тепло. А где тепло там и жизнь. Проводник как-то незаметно исчез, и Мастер остался ждать один. Он был немного взволнован, по-видимому, сейчас придет Учитель. И сердце его учащенно билось.
Сидя в тени скалы, мастер смотрел вдаль. Постепенно думы нашли на него, он погрузился в них и не заметил, как прошло время. Очнулся он оттого, что кто-то был рядом. Повернувшись, увидел Учителя. Сердце чуть не выпрыгнуло из груди, он встал, но не мог и слова вымолвить. Учитель молча показал сесть. Когда первое волнение улеглось, Мастер сказал: "Учитель..."
После была недолгая беседа.
О чем говорил Учитель и его ученик, мы не знаем. После этой беседы Мастер ещё несколько дней провел в монастыре, к нему был приставлен йогин, учивший его правильному дыханию и правильному сосредоточению. А затем привели коня, и мастер с проводником пустился в обратный путь.
Так же путь лежал через Лхасу, где он провел одну ночь и не задерживаясь, продолжил путь.
Почему-то путь домой, особенно после успешной миссии, становится быстрым. Много быстрее, чем путь в неведомое. Мастер был воодушевлен, а после встречи с Учителем еще и полон сил.
Дни летели быстро и вот он уже подходит к дому, где жена ждет его с волнением, поглядывая в окошки. И вот он, дом.
Каждый вечер мастер неспешно рассказывал жене о путешествии, припоминая новые детали. И главное, Учитель пригласил жену Мастера пройти этим же маршрутом в тоже место. Она тоже была ученицей Учителя и ждала встречи. Ради этой встречи они и приехали в Сикким из Америки. Мастер рассказывал о тяготах пути, и жена его стала готовиться физически. Она подолгу ходила с заплечным тяжелым мешком, много занималась верховой ездой, чтобы привыкнуть к будущим тяготам пути и перенести их достойно.
Их совместное путешествие состоялось примерно через месяц после возвращения Мастера. На этот раз они оставались в монастыре у теплых источников около месяца, и проходили обучение под руководством немногословного пожилого ламы, которого приставил к ним Учитель.
Исхудавшие с сильно загоревшими лицами вернулись они в Сикким поздним вечером. В глазах их светилась мудрость, полученная от Учителя и отточенная думами в пути.
Так Учитель готовил их к тяготам большого пути, который должен был состояться чуть позже.
Основано на реальной истории.
Все факты не вымышлены автором.
Этот рассказ вольное изложение происходивших событий.
Мой опыт сыроедения
После одного похода у меня серьёзно разболелось колено, и я буквально выбыл из строя.
Конец мая, впереди сезон, а я не могу ходить. В смысле, от подъезда до квартиры могу, а вот чтобы в горы с рюкзаком, нет.
В это время я зависал в Тюмени по работе. И один мой друг как раз полгода уже сыроедил.
Он предложил мне полечить колено сыроедением. Тогда оно только набирало обороты и становилось очень модным.
Сестра приехала меня поддержать и тоже увлеклась этой темой (кстати, она до сих пор так питается).
И вот мы поселились у этого друга в большой квартире с его женой и двумя дочками. И стали сыроедить и бегать по утрам.
Первые дни пробежать до сильной боли мог метров сто. Затем двести. Затем бежал уже километр и после начинал хромать.
А потом пробежал пятерку. Друг и сестра кормили меня всякими сыроедческими вкусностями, и мы бегали.
А потом друг поехал на соревнования по спортивному ориентированию и нас пригласил с собой. Это когда тебе дают карту леса и чип. Ты бегаешь по лесу, ищешь спрятанные станции, прикладываешь чип и бежишь дальше.
Мы бегали три дня. Последний третий день я пробежал в лесу на время десятку, и лишь в конце колено немного стало ныть, но терпимо.
После был Алтай, и Бог знает сколько я там прошёл и пробежал.
Я даже изобрел способ интересно ходить: идёшь с рюкзаком по треку, видишь горку, разгоняешься и забегаешь на неё. Это пара минут пахоты. Потом обычно ровная местность метров 200-300, есть время отдышаться и снова горка. Пока взбегаешь, ум не успевает понять, что это трудный монотонный подъём и надо уставать. В итоге в лагерь приходишь свежим, ум не успел устать, и ты с ним тоже))).
А сыроедение я иногда практикую. Когда ну очень много фруктов, можно кушать только их. Вот сейчас самый фруктовый сезон. Отрываемся)))
Свежие комментарии