Ставка на слитки: зачем Россия купила так много золота
Как в лучшие времена
Меняем доллары на слитки
Защита от санкций
Где взять 800 миллиардов Топилина?
Наш сетевой «почти официоз», МИА «Россия сегодня», и официоз уже настоящий, «Российская газета», оценили выступление социального министра вполне позитивно. За что? Да хотя бы за то, что он набрался смелости поставить саму проблему. И пусть сделал он это не на заседании правительства, и даже не в ходе отчёта в Думе, а на гайдаровском форуме. Похоже, не только потому, что там его слушали, главное – хотели услышать. Впрочем, «официоз» похвалить министра просто обязан, а от информагентства какой-либо критики, даже конструктивной, ждать вообще вряд ли стоило, поскольку оно традиционно выступило официальным информационным партнёром форума.
Зато деловые СМИ, в большинстве своём, как известно, скорее либерального, чем консервативного толка, в один голос утверждают, что Топилин разъяснил, как же нам бороться с бедностью. Честно говоря, скрупулёзно прочтя доклад министра, а также ознакомившись с его комментариями в кулуарах форума, разъяснения я так не нашёл. Зато нашёл вполне отчётливое желание министра спуститься с небес на землю и уже начинать дистанцироваться от принимаемых в последнее время разного рода непопулярных мер вроде пенсионной реформы.
В комментариях к публикациям кто-то уже ехидно порекомендовал членам правительства, да и не только им, а «всем этим чиновникам, которые заботятся о народе», воспользоваться известной практикой полного погружения: «погрузиться на пару-тройку месяцев в жизнь простого гражданина. Пожить на его зарплату, в его квартире, поискать приличную работу, глядишь, и трезво оценивать начнут ситуацию?»
Я не намерен ни оспаривать выкладки министра, ни уж тем более отрицать необходимость самой борьбы с бедностью. Ограничусь лишь констатацией того факта, что кто-то ведь этих россиян сумел довести до такой бедности, что для её ликвидации требуется уже почти триллион рублей. Надо принимать во внимание, что от представителя ведомства, которое без каких-либо кардинальных перемен сумело сохранить хоть какое-то наследство союзного Госкомтруда, россияне едва ли не впервые слышат что-либо внятное и вообще-то обнадёживающее.
И отнюдь не зря столь оптимистичны «официозы». Считать в Минсоцтруда, похоже, и за 28 лет не разучились, а за какими-то идеями надо стучаться совсем в другие двери. Итак, в раскладах Топилина есть, скажем так, почти всё. Есть расклад по прожиточному минимуму семьи, который министр оценил в "20 тысяч, допустим, они получают все 18". Соответственно, "дефицит доходов этой семьи две тысячи, у другой – пять тысяч, у третьей — 25 тысяч на человека".
Суммируя семейные дефициты, Топилин и получил те самые 800 миллиардов. Это, по его словам, «дефицит доходов, и чтобы все точно попало в ту семью, где есть дефицит доходов, чтобы преодолеть бедность полностью, нужно около 800 млрд.». Есть у Топилина даже идея, как приступить к тому, чтобы заработать эти 800 миллиардов, и это всё, держитесь за стулья, «мероприятия, которые реализуются в рамках указов». Так просто?
Министру можно только позавидовать, ведь он даже пример привёл, рассказав о строительстве дорог, которое будет влиять на то, что будут создаваться высокодоходные рабочие места. Сразу вспоминается опыт Франклина Рузвельта, который для выхода из кризиса привлекал безработных на социальные работы. Но ведь и ему на борьбу с бедностью в богатой Америке потребовались годы, да ещё и участие США во Второй мировой войне, удивительно прибыльной, между прочим, для этой страны.
Президент США Франклин Делано Рузвельт на радио. 1936 год
В общем, реальных рецептов изыскания средств, которые необходимы для преодоления массовой бедности, найти в выступлениях министра пока всё же никак не получается. Развитие инфраструктуры, адресная поддержка семей с детьми – это, конечно, меры системные, но как-то «маловато будет», как говорил персонаж одного весьма популярного новогоднего мультфильма. А тут ещё и одна из предшественниц Топилина в министерском кресле социального ведомства, а ныне вице-премьер Татьяна Голикова с завидной уверенностью поведала участникам всё того же Гайдаровского форума, что бедность в России отнюдь (любимое словечко покойного реформатора) не растёт, а снижается.
Совсем не в унисон с Топилиным она озвучила статистику, которая утверждает, что за девять месяцев уровень бедности населения составил 13,3%, что ниже аналогичного прошлогоднего уровня в 13,8%. Но ведь президент страны вполне недвусмысленно требует снижения уровня бедности вдвое, пусть и к 2024 году. И надо признать, что проценты Росстата, даже из уст самой неотразимой женщины в кабинете министров, как-то не впечатляют и не цепляют. А вот миллиарды Топилина цепляют крепко. Хотя с ними и плохо стыкуется даже последнее повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) – с 11 163 рублей в месяц до 11 280 рублей.
Требование президента опроверг не кто иной, как ещё более завзятый гайдаровец и либерал Алексей Кудрин, ныне брошенный главой государства на конкретную работу в Счётную палату. Он ещё задолго до форума, точнее, в октябре прошлого года, заявил, что цель по снижению бедности на 50% практически нереальна. Не хватит ни темпов роста ВВП, ни перераспределения ресурсов. Тем самым Кудрин, можно сказать, ещё загодя фактически предложил отправить в мусорную корзину и оптимизм Татьяны Голиковой, и все расчёты Максима Топилина.
Между тем нынешнему руководителю главного контрольного ведомства, как и его чуть менее либеральным коллегам, вряд ли могли прийти в голову те методы и средства, которые для борьбы с бедностью использовал уже упомянутый президент Рузвельт. А Рузвельт после Великой депрессии 1928-1933 годов нисколько не церемонился с офшорными зонами, с разного рода фондами и некоммерческими организациями, занятыми только отмыванием средств, с финансовыми конторами, дублировавшими банки.
Именно он поставил перед большим бизнесом ультиматум: либо инвестируйте в Америке, либо проваливайте куда угодно. Именно Рузвельт сделал нормальной практикой государственный протекционизм, которым сегодня откровенно злоупотребляет его нынешний преемник в Белом доме Дональд Трамп. При Рузвельте сразу стало процветать и госрегулирование, которое наши либералы почитают за исключительное зло, процветал и госзаказ, от которого, на взгляд большинства гайдаровцев, больше вреда, чем пользы.
Была, между прочим, у Рузвельта и ещё одна «фишка» — массовое закрытие компаний, которые сейчас обычно называют «управляющими», а на самом деле они позволяют выводить на сторону доходы реальных предприятий, которые вообще-то должны быть обложены налогами и пенсионными отчислениями. Напомнить вам тут, не совсем кстати, в какой конторе у нас благополучно функционирует такая УК? Да-да, у либерала Чубайса – в «Роснано».
Кстати, А. Кудрин даже вместе с Т. Голиковой и М. Топилиным почему-то не вспомнили и об опыте одного из предшественников нынешнего министра в социальном ведомстве – Александра Починка. Именно он, тоже безупречный гайдаровец и либерал, на финише своей весьма разнообразной чиновной карьеры предложил ввести фиксированную минимальную ставку оплаты труда, обязательную не только для частных, но и для государственных предприятий. Ставку почасовую, чтобы нововведение затронуло и временных и сезонных рабочих, а при определённых усилиях – и гастарбайтеров.
Сегодня об одной из последних идей Александра Починка уже мало кто помнит
Александр Починок подкрепил свою идею, которая вовсе не была этакой кулуарной декларацией, чёткими расчётами, которую свёл в пояснительную записку. Это было всего несколько лет назад, и автору в своё время довелось познакомиться лишь с выдержками из неё, но даже по сравнению с ними расчёты нынешнего министра соцтруда смотрятся весьма скромно. Так вот, по расчётам Починка, с обязательной минимальной зарплатой на уровне примерно в полтора, а лучше — в два МРОТ, и российские финансы могли бы буквально за считанные месяцы стать сбалансированными, и бюджет сводился бы с профицитом, и на повышение пенсий средств хватило бы.
Достаточно было только вывести все зарплаты из тени, заставить работодателей вынуть их из конвертов. Кто-то скажет, что это был чистой воды идеализм, но почему же тогда лобби олигархов тут же натравило на незадачливого министра всех собак – и думских, и чиновных, и из прессы? А не стоило бы сегодня реанимировать идею покойного Александра Петровича?
Российская «железка» побежала впереди паровоза
Правительство объявило об очередном мегапроекте, который обойдется почти втрое дороже Крымского моста
Правительство постановило: первая высокоскоростная магистраль в России пройдет от Москвы до Нижнего Новгорода (а в перспективе и до Казани). Проект обещает стать одним из самых дорогих в новейшей истории страны — более 600 млрд. рублей. Хотя даже сами чиновники спорят о его целесообразности.
Опять позавидуем китайцам?
Высокоскоростные магистрали — новый для России вид транспорта: это железные дороги, которые позволяют развивать скорость более 300 км/ч. Пока во всем мире они стали уже делом привычным (скажем, только в Китае протяженность таких дорог, соединяющих мегаполисы, уже превышает 30 тысяч километров), а вот в России не уложено еще ни одной шпалы.
Впервые о строительстве ВСМ в нашей стране заговорили в 2011 году, когда началась активная подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. По опыту других стран, чиновники заявляли: ВСМ станут реальной альтернативой авиационным перевозкам (по крайней мере, по скорости передвижения и по цене билета).
Планировалось построить несколько магистралей, в частности, «Москва — Санкт-Петербург», а также «Москва — Казань — Нижний Новгород — Екатеринбург» и, наконец, «Красноярск — Новосибирск». Их общая протяженность составила бы 4 тысячи км.
Затем список неоднократно менялся. Сроки реализации проекта постоянно откладывались: пока в Китае магистрали ударно строили, российские бюрократы лишь тратили тонны бумаг на ведомственную переписку… А денег на строительство по-прежнему не было, хотя об интересах к проектам заявляли инвесторы из многих стран, от немецких Deutsche Bahn и Siemens до китайской China Railway Group.
И вот очередной бюрократический ход: 17 января правительственная комиссия, которую возглавляет вице-премьер Максим Акимов, дала «добро» на строительство участка высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Планирует ее довести пока лишь до Нижнего Новгорода.
Общая протяженность всей дороги должна была составить 790 километров, а время в пути от Москвы до Казани — 3,5 часа (против нынешних 14 часов), на пути следования поездов должно быть 16 остановок. Первый отрезок, который одобрил Акимов, должен протянуться на 410 километров, и позволит добираться от Москвы до Нижнего Новгорода за 2,5 часа. Строить новую дорогу начнут не ранее 2021 года.
Почему два министра категорически «против»
Идею строительства магистрали раскритиковали несколько членов федерального правительства. В частности, первый вице-премьер (он же министр финансов) Антон Силуанов считает, что имеет смысл строить ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом: «Проекты высокоскоростных магистралей делают там, где большое скопление народа, где люди будут перемещаться. Между Москвой и Питером, я еще понимаю. А поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл фактически отсутствует».
Аналогичного мнения придерживается и министр экономического развития Максим Орешкин, который считает, что государство должно сконцентрироваться на проекте другой ВСМ — между двумя столицами.
«Государство должно вложить очень большой объем ресурсов — не проинвестировать в другие транспортные проекты развития, а именно в этот проект… Поэтому задача, которая у нас стоит — их (эффекты) нормально квантифицировать (свести качественные и количественные характеристики — ред.)», — заявил Орешкин.
Действительно, краеугольный камень — это, конечно, стоимость мегапроекта. Общий объем инвестиций в строительство дороги от Москвы до Казани федеральный Минтранс оценивает в 1,7 трлн. рублей, из которых только первый отрезок занимает 620 миллиардов.
Можно сравнить с ценой других мегапроектов в новейшей истории: например, Крымский мост обошелся федеральному бюджету почти в 230 млрд. рублей, Кольцевая автодорога (КАД-2) вокруг Санкт-Петербурга должна была стоить 265 млрд. рублей, обе очереди космодрома «Восточный» — порядка 300 миллиардов, а Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг Москвы обойдется в 350 миллиардов…
Залог развития — конкуренция регионов
Как видно, строительство ВСМ (только лишь части и только лишь одной из трех магистралей!) должно значительно превзойти все федеральные мегапроекты последних лет. Причем количество желающих получить часть средств умножается. Скажем, в июне 2018 года чеченский лидер Рамзан Кадыров направил президенту письмо с предложением изыскать средства на строительство ВСМ между Ростовом-на-Дону и Махачкалой.
Грузовая и пассажирская магистрали должны связать воедино Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды и столицы республик Северного Кавказа. Таким образом, как пишет Кадыров, время в пути от моря до моря займет лишь 3,5 часа.
Предложение Кадырова оценивалось примерно в 1,2 трлн. рублей. Оно вызвало бурное обсуждение (в первую очередь среди тех, кто вообще далек от транспортной отрасли). А вот Минтранс России одобрил идею строительства новой магистрали.
А вообще, стоит ли игра свеч? Стоит ли государству вкладывать такие гигантские средства в строительство ВСМ? Этот вопрос «Свободная пресса» задала председателю Экспертного совета Комитета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), кандидату экономических наук Моисею Фурщику.
«СП»: — Давайте взглянем с позиции обывателя: наверняка, думает он, государству есть, куда такие гигантские средства потратить — на «социалку», например, на пенсии. Вот каким образом властям нужно разъяснять необходимость триллионных вложений в железные дороги?
— Высокоскоростная магистраль — это не совсем обычный вид транспорта. Это не просто соединение двух конечных пунктов, например, Москвы с Казанью или Нижним Новгородом. Подобная линия обязательно содержит и несколько промежуточных станций, что создает предпосылки для ускоренного развития прилегающих территорий. И возникает серьезный мультипликативный эффект.
Благодаря ВСМ люди получают возможность быстро добираться на работу в соседний регион, а предприятие вполне может перенести часть или весь свой функционал на расстояние 200−300 км, если условия ведения бизнеса там окажутся более предпочтительными.
Но ВСМ — это не только дополнительные возможности для региона, но и некий вызов. Благодаря «сжатию» пространства некогда почти автономные регионы начинают конкурировать за жителей, рабочие места и инвестиции.
«СП»: — Но ведь сегодня, скажем, почти все области в ЦФО и так конкурируют за московский рынок труда.
— Конкуренция будет касаться не только сходных территорий, как Тула и Липецк или Владимир и Смоленск. Возникнут и гораздо более ассиметричные форматы, например, конкуренция Москвы и Московской области с соседними регионами.
При этом исход соревнования между регионами не является заранее предопределенным. У более слабых с финансовой точки зрения регионов могут быть свои существенные преимущества: более дешевая рабочая сила, наличие свободных территорий и лучшая экология.
«СП»: — И кто тут, на ваш взгляд, окажется в выигрыше?
— В наибольшем выигрыше при строительстве ВСМ окажутся те регионы, власти которых будут более активными с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса и для проживания, а также станут энергично осваивать территории, прилегающие к станциям ВСМ.
Но в любом случае, суммарный эффект от строительства ВСМ для регионов окажется положительным. Вопрос только в том, как он между ними распределится. И тут многое находится в руках самих региональных властей.
Срочные дебаты ПАСЕ по Азову: Керченский пролив останется за Россией
Киев предпринимает попытку использовать международную политическую площадку для публичных обвинений в адрес РФ.
В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) на 24 января запланированы срочные дебаты по поводу ситуации в акватории Азовского моря и Керченского пролива, о чем уже успел заявить глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев. Однако, несмотря на обсуждение данной животрепещущей для Киева темы на столь высоком международном уровне, это не принесет для Украины реальных результатов.
К такому выводу можно прийти, исходя из материала ФАН, в котором эксперты оценили возможность украинской стороны повлиять на РФ посредством подобных мероприятий в ПАСЕ. «Итог дебатов также очевиден, ПАСЕ не признает российскую принадлежность Крыма», - заявил по данному поводу политолог Юрий Якорь, однако потом добавил: «Но дебаты — это вещь, совсем необязательная к исполнению». По итогам анализа сложившегося положения дел эксперт пришел к выводу о том, что Керченский пролив останется за Россией,.
В данном контексте политолог обратил внимание на то, что главной целью украинской делегации является не достижение каких-либо реальных результатов, направленных на разрешение азовского конфликта с РФ. Киевские власти таким образом лишь стремятся «получить набор хороших цитат в свою поддержку». Если же учитывать антироссийскую позицию ПАСЕ по вопросу принадлежности Крымского полуострова, то данная цель Киева, по оценкам Якоря, будет достигнута легко, однако и Россия продолжит контролировать Крым, как и прежде.
Свежие комментарии