На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Кибишева
    При Сталине у чиновников нечего было конфисковывать, они полностью были на гос.обеспечении: все было под казённым ном...Любого интенданта...
  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...

Психология от Платона. Что же он имел ввиду

Дмитрий Раевский

Психология от Платона. Что же он имел ввиду

Мудрость от самого Платона. Как же не перепостить?

Оригинал взят у DENIS_A_DAVYDOV



Хорошего дня

Продолжая тему про подмену значения науки "психология" решил чуть-чуть покопать о том, что же сами отцы-основатели наук из Древней Греции понимали под "наукой о душе".
Ведь именно так переводится с греческого психология.

У меня очень легко уложилась эта картина микрокосма человеческого, как будто и нет противоречий, чувствуется за ней правда.

Друзья, а как вы восприняли это дозу древнегреческой мысли?

Итак, краткий экскурс

Исторический экскурс
В древнегреческой философии постепенно намечалось движение мысли в направлении идеалистического понимания души. Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа - Платона (427-347 гг. до н. э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Наибольшее место психологическим проблемам отводится в его сочинениях: диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».

Душа как основная тема
Одной из задач, которую ставил перед собой Платон, было познание отдельным человеком самого себя. Для этого необходимо было определить «себя» от «самого» и рассмотреть сущность этого «самого», т. е. душу.
Душа является главной категорией в философии Платона. Теория души является актуальной для всего творчества Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души.

Первородство и руководящая роль души
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом: «Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое, - тогда она вселяется туда, получив земное тело, которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного».
Причина утраты крыльев, по мнению Платона, заключается в следующем: «Крылу от природы свойственна способность подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному - божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного - от безобразного, дурного - она чахнет и гибнет» («Федр»).
Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Он указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии, так, чтобы между ними была соразмерность. Платон решает вопрос и о локализации души в теле. В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом», при руководящей роли в этом союзе души.

Тройственность души
В этих определениях в образной форме выражено положение о тройственном составе души. По Платону, есть три начала человеческой души: «Одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений»,
Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Обладая им, всякое живое существо стремится удовлетворять свои телесные потребности: оно чувствует удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека.
Другое - разумное - начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала.
Третье начало - яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздра-жается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть; разве что его смирят доводы собственного рассудка, который отзовет его наподобие, как пастух отзывает свою собаку».


А вот и сама Психея, собственной персоной )

Гармония души
Все стороны уши должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его же функцией является «попе-чение обо всей душе в целом… начало же яростное должно ей подчиняться и быть ее союзником». Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека. По Платону, «человек обладает силой подлинно внутреннего воздействия на самого себя и на свои способности».
Реальное соотношение частей души далеко от идеала, каким является гармония между ними, в душе происходит настоящая распря между вожделеющим и разумным началами. Эта борьба обнаруживается в сновидениях человека, раскрывая за внешностью вполне умеренного на вид человека «какой-то страшный беззаконный и дикий вид желаний».
Нарушение гармонии приводит к страданию, ее восстановление - к радости. Так, в описание жизни души с необходимостью вводиться чувство.

Чувства и любовь
Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии. «Первое же место способности удовольствия не принадлежит», хотя бы это и утверждали все быки, лошади и прочие животные на том основании, что сами они гонятся за удовольствиями»,- писал Платон в диалоге «Филеб» в связи с обсуждением вопроса о моральном здоровье человека. И в другом месте: «...удовольствию не принадлежит ни первое, ни даже второе место; оно далеко и от третьего...». Но благо не заключается исключительно и только в разумении, так что не кажется: достойной выбора жизнь, не причастная ни удовольствию, ни печали.
Эрот, бог любви, пребывает, по словам Платона, между богами и людьми, и связывает Небо и землю, являясь «посредником между богами и людьми». Благодаря ему все земное тянется к небесному. Любовь - это то, что связывает низшее и высшее. Обитая в душе, любовь тянет душу с земли на Небо. Причем любовь бывает только к прекрасному, любовь к безобразному - не любовь. Любовью называется стремление к чистому бытию, истинной родине души. Поэтому-то Эрот так важен для Платона: без стремления к истине истины не найти. Любовь - это путь к миру идей, к этой обители чистой истины.
Постоянные воспоминания на земле о небесных видениях и неистовое стремление к небу – это и есть настоящее неистовство и подлинная влюбленность, видящая в любимом отблеск небесной красоты: «Восприняв глазами истечение красоты, он согревается, а этим укрепляется природа крыла».

Ваш, Д.Д.

Картина дня

наверх