Юрий Ильинов предлагает Вам запомнить сайт «Славянская доктрина»
Вы хотите запомнить сайт «Славянская доктрина»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

светское общение

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

развернуть

Дмитрий Раевский

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий.
Часть 1

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

Вот так медленно, но верно, мы и добрались до категории наиболее значимых для отечественного кино кинопремий.


До 1987 года, года учреждения национальной премии "Ника", самой значимой и единственной в своем роде в СССР была премия Московского международного кинофестиваля "Золотой Георгий". В 2002-м году к двум самым значительным кинопремиям России присоединилась кинопремия "Золотой орел" - как символ возрождения национального кино и поиск самобытности именно российского киноискусства.
Немного истории.

Московский международный кинофестиваль

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

Впервые Московский кинофестиваль состоялся в 1935 году по инициативе "вождя всех народов" - Иосифа Сталина. Он стал вторым после Венецианского кинофеста, и создан был для трансляции советского образа жизни по всему миру. Первый кинофестиваль назывался «Советский кинофестиваль в Москве». Картины прислали из девятнадцати стран. Открытие состоялось 21 февраля в кинотеатре «Ударник». Председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. На этом идея с фестивалем благополучно заглохла - началась война, и кино отошло на второй план.

ММКФ возродился лишь спустя 24 года, в 1959 году, – с этого момента и ведется отсчет его новой истории. Первый Московский Международный кинофестиваль (ММКФ) прошел под девизом: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!». С тех пор фестиваль проводился раз в 2 года, вплоть до 1997. В 1998 году фестиваль был отменен в связи с финансовыми проблемами. С 1999 года по настоящее время (2015) президентом ММКФ является Никита Михалков, с этого же года фестиваль проводится ежегодно.

В 1972-м ММКФ получил категорию «А», встав, таким образом, в один ряд с фестивалями в Каннах, Берлине, Сан-Себастьяне, Венеции. По правилам, в фестивале класса «А» могут участвовать фильмы, еще не демонстрировавшиеся на других международных киносмотрах. О том, что такое категории и кем они определяются, напишу чуть ниже.

В разные годы на ММКФ вручались большие и золотые призы, золотые и серебряные медали, премии, специальные призы (здесь следует отметить, что золотые медали и премии 1959-1967 годов уступают по престижности золотым призам 1969-1987 годов). С 1989 года главным фестивальным призом стал Золотой Георгий.

Кинофестиваль "Кинотавр"

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

Кинотавр – открытый российский кинофестиваль, с 1991 года проводится в Сочи. Является вторым по значимости кинофестивалем в России после ММКФ.
«Кинотавр» проводится летом, в первой половине июня, и продолжается восемь дней. В конкурсе принимают участие кинокартины, снятые в России, а также кинокартины, получившие статус международных фильмов.
Предшественником «Кинотавра» был «Фестиваль некупленного кино», организованный в 1990 году в Подольске негосударственной независимой компанией «Подмосковье» под руководством Марка Рудинштейна.Задача Фестиваля - презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс.
Одновременно с фестивалем в Сочи традиционно проходит «Кинорынок».

«Кинотавр» характеризуется большим разнообразием номинаций, включая категории «Фильмы для всех», «Кино для избранных», авторские фильмы, российские фильмы, «Большой конкурс», награждение кинокартин с высоким рейтингом, лучшие актеры и актрисы, зарубежные актеры, специальные премии сценаристам, дебютные конкурсы. На фестивале «Кинотавр» особым образом отмечаются и заслуги актерского ансамбля, и дебютные работы, и творчество, и сценарии, и режиссура, и музыка. За вклад в развитие киноискусства в России победителям вручается особая Президентская премия.


Национальная кинопремия "Ника"

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

Премия «Ника» была учреждена в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР.
Основатель и художественный руководитель премии — Юлий Гусман.

Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 1990-х годов победители определяются путем тайного голосования членов Академии кинематографических искусств, в которую входят представители всех кинематографических специальностей, делегированные региональными отделениями Союза кинематографистов России.

На сегодняшний день Общероссийская Академия кинематографических искусств насчитывает 621 человек.

Первым президентом Российской Академии кинематографических искусств «Ника» был сценарист, драматург Виктор Мережко. С 2001 года пост президента занимал кинорежиссёр Эльдар Рязанов, в 2007 году его сменил актёр Алексей Баталов, в 2013 году президентом был избран режиссёр Андрей Кончаловский.

В соответствии с действующим регламентом «Ники» автор имеет право официально отказаться от участия в конкурсе. В 2008 году киноакадемики получили такое письмо от режиссера Никиты Михалкова с просьбой не выдвигать картину «12» и фильм режиссера Владимира Хотиненко «1612» на соискание премии. Впрочем, Михалков не стал возражать против номинаций на «Нику» в двух категориях, не касающихся лично его, — «Лучшая музыка к фильму» и «Лучшая мужская роль». Режиссер Александр Сокуров также отозвал фильм «Александра» с «Ники» в номинациях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссура».

Статуэтка, созданная скульптором Сергеем Микульским, не сразу стала «Никой». Пробовали различные варианты названия, в шутку предлагали окрестить ее «Крылья Советов», но остановились на красивом мифологическом имени — Ника. Статуэтки «Ники» делаются вручную из бронзы, а затем покрываются позолотой.

Премия "Золотой орел"

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

Премия «Золотой орел» была учреждена 4 марта 2002 года на учредительном собрании Национальной академии кинематографических искусств и наук (президент Академии — В. Н. Наумов).
24 сентября 2002 года было принято решение о том, что основная церемония вручения кинопремии «Золотой орел», назначенная на 27 сентября 2002 года должна быть отменена в связи с трагическими событиями в Северной Осетии, когда Сергей Бодров и его съемочная группа погибли при сходе ледника в Кармадонском ущелье. По этой причине первая церемония награждения состоялась лишь 25 января 2003 года.

Фигурка приза «Золотой орел» изготовлена из позолоченной бронзы и помещена на яшмовый постамент. Ее автор - скульптор Виктор Митрошин.

Правом на выдвижение фильма или работы в фильме для участия в конкурсе на соискание премии обладают: действительные члены киноакадемии, профессиональные кинематографические гильдии, Комитет СК РФ по документальному и научно-популярному кино.

Конкурс на соискание премии «Золотой орел» по всем номинациям проводится в два тура. Победителем считается номинант, набравший большинство голосов членов секции, принявших участие в голосовании. Подсчет результатов голосования второго тура проводит счетная комиссия, формируемая из независимых экспертов с участием должностного лица киноакадемии, которое является секретарем счетной комиссии по должности.
Вначале составляются списки фильмов, выпущенных за календарный год, затем группа «экспертов» вычеркивает из этих списков все то, что ей не нравится, и таким образом получает списки «рекомендованных» кандидатов в каждой из номинаций, после чего списки поступают на утверждение в президиум академии, который волен вычеркнуть из них или вписать обратно кого угодно и рассылаются для голосования 4500 членам СК России. Каждому из них предлагается назвать лучший фильм и лучшего представителя «своей» профессии.
Картины и работы, занявшие по итогам голосования несколько верхних мест в своих категориях (пять лучших фильмов и по три лучшие работы), объявляются номинантами премии. Для повторного голосования, которое выявляет победителей в каждой номинации, списки номинантов рассылаются только членам академии.

Чтобы попасть в номинацию, отечественный фильм должен быть всего лишь завершенным, зарубежный - пройти в прокате, для телевизионных фильмов и телесериалов (обычно это картины более шести серий) обязателен эфир.

Какое преимущество кинофестивалю дает присвоение ему категории "А"

Наиболее влиятельными считаются в основном те фестивали, которые получили аккредитацию одной весьма уважаемой в мире кино организации. Она называется «Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров», сокращенно – FIAPF.

Получить аккредитацию FIAPF – дело непростое. Кроме того, что мировой кинофестиваль, претендующий на получение аккредитации, должен быть международным и ежегодным, к нему предъявляются иные требования, в частности, – поддержка его киноиндустрией конкретной страны и эксклюзивный показ конкурсных фильмов. Иными словами, ни один фильм не должен ранее показываться в рамках какого-либо другого фестиваля. Да, существует и еще одно, поистине «драконовское» требование – в одной стране только один кинофестиваль может получить аккредитацию FIAPF.

Только чертова дюжина конкурсных кинофестивалей игровых фильмов имеет аккредитацию Федерации кинопродюсеров.

Вот они, в порядке примерного времени проведения:

Берлинский МКФ – в феврале

МКФ в Мар-дель-Плата, Аргентина – в марте

Каннский МКФ – конец мая

Шанхайский МКФ – в июне

Московский МКФ – конец июня

МКФ в Карловых Варах – в июле

МКФ в Локарно – в августе

Монреальский МКФ – конец августа

Венецианский МКФ – чаще всего в августе-сентябре

Сан-Себастьянский МКФ – в сентябре

Варшавский МКФ – в октябре

Каирский МКФ – в ноябре

МКФ в Токио – в октябре

Кроме вышеперечисленных международных кинофестивалей есть еще несколько весьма престижных фестивалей, не имеющих аккредитации. Среди них – российский «Кинотавр», фестивале в Мангейме-Гейдельберге, Сан-Франциско и Роттердаме. Есть влиятельные неконкурсные фестивали, например, в Торонто или Лондоне.

Всего аккредитацию FIAPF имеют 52 кинофестиваля. В это число входят и уже перечисленные фестивали, и пять фестивалей документального и короткометражного кино, и фестивали, на которые привозят фильмы конкретной тематики.

То есть, согласно правилам FIAPF, аккредитованных фестивалей в одной стране больше одного не бывает...

Я считаю, что российское кино все еще находится в поиске своего "лица", своей особой отличительной черты, которая соответствовала бы духу нашей нации. Кинофестивали проходят по всей стране и в самых неожиданных местах: русские ищут свой неповторимый образ в кино - как это уже нашли и транслируют миру, например, англичане, французы, итальянцы, немцы, скандинавы. Мы в кино пока что страна без лица и своего образа, немного потеряшки.

Краткая история отечественных кинофестивалей и премий. Часть 1

И раз своего лица еще нет, а профи киноиндустрии ищут "свою национальную тему", то может ведь так и случиться, что ММКФ по какой-то причине эту найденную "национальную тему" вовсе не поддержит. Но ее поддержит другой российский кинофестиваль. Ну ведь может? Думаю, нам предстоит увидеть еще эту борьбу за особую поддержку отечественной киноиндустрии в фестивальной среде. Почему, как я думаю, она случится? Ну так ведь по правилам FIAPF аккредитацию проходит только такой кинофест, который поддерживается своими. И он может быть у нас в стране - повторюсь - только один.

Ключевые слова: Ильинов
Опубликовано 03.01.2018 в 12:20
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии