Сейчас этимология - это ближняя этимология, т.е. попытка указать, откуа пришло слово, но это лишено глубокого смысла, а тем более какой-либо практической значимости. Отсюда никому не интересна этимология, и она как наука пребывает "в загоне". Гениального Н.Я. Марра обвинили в корнеискательстве, хотя не ясно, что в этом плохого. Корни надо искать и понимать! Марр был ошеломлен сводимостью всех слов на земле к четырем морфемам! Это было гениальное открытие, но никто не мог понять, почему так происходит. Этимологию надо понимать как науку о словообразовании, тогда она становится важной дисциплиной и может иметь колоссальное прикладное значение.
было бы интересно наряду с обилием именно фактического курдского материала, ознакомиться и следами "информации в устном творчестве булгар, болгар", не имеющих никакое отношение к истории Передней Азии.
Вы пишите про устные следы информации живущих на Балканах болгар, когда о курдах в связи с Демавенд есть письменные источники, мифы и легенды и элемент материальной культуры - Cejni KURD ("Праздник Курдов").
Вот отрывок из моей статьи:
«На территории мидийского племенного союза общество состояло из отдельных, независимых или полузависимых племен, во главе которых стояли племенные вожди, правители, пользующиеся непререкаемым авторитетом светской и духовной власти. Ассирийские источники называли их «владыками поселений», или же «горными владыками поселений страны могучих мидиян». Надписи Асархаддона (680 - 669 гг. до н.э.) говорят следующее: «Ассирийские войска совершили поход на «страну далеких мидян», на краю соленой пустыни (Дешт- и - Кевир) у горы Бикни (Демавенда), в область Патуш’арра (курдский Патишхвар, недалеко от Хамадана - Экбатаны, столица Мидии - Л.М.)
Демавенд - традиционное место проживание мидийцев - курдов, которые и поныне продолжают там жить. По сообщениям Ат-Табари, в 758/759 гг. царем Думбаванда был ал - Масмаган. Как он пишет, войска халифа направились против ал - Масмагана и захватили его (а также) ал - Бахтариййу (будущую мать Мансура б. ал - Махди), и Дамир, наложницу - мать Али б. Райты, дочь ал - Масмагана» (9,356- 357). Ат-Табари повторно говоря о событиях 142/143 гг. - 759/760 гг., пишет, что войска халифа обманным путем проникли в крепость, «перебили тех воинов, которые были в городе, и забрали в плен их детей. Была захвачена также и ал - Бахтариййа, «будущая» мать Мансура б. ал - Махди» (9 - 358). Другой арабский историк также дает сведения о том что «… ал - Масмаган, царь той области (нахийа) … значение «ал - Масмаган» - Мас Маган и ал - Мас - «великий», «глава магов» (Кабир ал-маджус). Его осаждал Халид б. Бармак… пока не завоевал его царство и не искоренил его державу. И он захватил двух его дочерей и привел в Багдад» (9 - 556).
Так как описываемые арабскими авторами события происходили в 142/143 - 759/760 гг. в период правления аббасидского Халифа Ал - Мансура, то курдиянка Бахтариййа - дочь ал. Масмагана, правителя Думбаванда никак не могла быть матерью ал. - Мансура, а, скорее всего, была его женой. Согласно источнику, «Одна из жен ал - Мансура была курдиянка, сыном которой был Джафар младший. Последний стал известен как ибн - ал - Курдийа - «сын Курдиянки» (7 - 67).
Название горы «Демавенд» с курдского переводится как «бормочущий», «клокочущий», что образовалось от слов «dem» - рот, уста, отверстие, дыра, трещина, вход в пещеру (6 - 299) и wend, wand - происходящее от глагола вендин, означающий бросать, выбрасывать (10 - 23). Чтобы яснее представить себе название горы Демавенд, мы ниже приводим высказывание знаменитого арабского путешественника Х века Абу-Дулафа: «В Думбаванде находится огромная, высоко вздымающаяся и величественная гора, с верхушки которой ни зимой, ни летом не сходит снег; … называют ее горой Биварасфа… Дым, струящийся из одной пещеры в этой горе, по утверждению простого народа, его дыхание; видят также огонь в этой пещере и говорят, что это - два его глаза и что из пещеры слышно его бормотанье. …Я начал взбираться на гору, пока не достиг ее середины…, обнаружил источник серы, вокруг которого была закаменевшая сера. Когда взошло над ним солнце и стало жарко палить, вспыхнул в ней огонь. Рядом с этой серой опускается под гору лощина, в которую врываются со всех сторон встречные ветры; среди них возникают ритмические звуки в самых разнохарактерных созвучиях; порой наподобие ржания лошадей, то словно крик осла; то вроде людского говора. Тому, кто прислушивается к ним, слышится нечто подобное внятной речи, не поддающиеся к пониманию, но и не совсем бессмысленной; ему кажется, что это речь бедуина, язык человеческого существа. А тот дым, про который утверждают, что он - дыхание Биварасба, - испарение этого источника серы. И это обстоятельство привело к возникновению этих представлений, которые утвердились среди простонародья. В одной из лощин этой горы я нашел остатки древнего здания…»(11, 55 - 56).
Ведь не случайно что, именно в связи с горой Демавенд и возникла печально - знаменитая легенда о злом Зоххаке с двумя зловещими змеями на его плечах, которых каждый день кормили мозгом двоих юношей, и герое - кузнеце Кава (прообраз мидийского царя Киаксара), который освободил курдский народ от тирании деспота Зоххака и заковал его в пещеру на горе Демавенд. В.Никитин пишет, что «…о Зоххаке любопытно отметить еще следующее: …ежегодно 31 августа в Демавенде празднуется освобождение Ирана от тирана и что этот праздник называется «Аид - и - курди» («Cajni kurd» - Л.М.)» курдский праздник (41-65). И действительно, традиция этого праздника восходит к событиям 612 г. до н. э., когда мидийцы освободились от ассирийского владычества под руководством Киаксара. Следует сказать что, если Джезира считается одной из трех колыбелей сложения ядра курдского народа, то область вокруг горы Демавенд, где еще с древних времен зафиксировано обитание магов (курдов), является его духовным истоком. Именно здесь приобрела свою окончательную форму духовная книга курдского народа - «Авеста». Академик И.М. Дьяконов видел в мидийском племени магов «первых приверженцев учения Заратуштры» (3 - 380). Племя магов не растворилось бесследно, оно сохранило себя в названиях курдских племен магсепатан, могёви, мегдилии, бегмеги, мари и других.
Подробно см.
Мидийцы В Этногенезе Курдского Народа.http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content....

Мазда (имен. пад. mazdå) — из проиндоевропейского переводят как «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый» и соответственно, Ахура Мазда (Ахурамазда) переводят как «Господь Мудрый», что далеко не соответствует ее истинному значению, так как до сих пор не было попыток перевести этот теоним через курдский язык, который обнаруживает совсем другой смысл. В курдском языке ma – означает «худой, изможденный человек»[2], ezda — древнеиранокурдский эпоним Бога и с курдского ez-da, где ez – «я» и глаголь da – «дать» и соответственно переводиться как «Создатель», «Сотворитель». Поэтому Mazda (Maazda) с курдского переводиться буквально как «Творивший меня из праха»), «Создавший меня», «Властелин», «Создатель всего сущего».
[2]Курдско-русский словарь. С. 602. М., 1983.
Также см.
К истокам теонимов «Арамазд» И «Багин» На Территории Закавказья
http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content...

Наталия Николаева, просветите пожалуйста про эти княжества древней Руси в Европе
Свежие комментарии