На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 525 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за Ваш интерес. Постараюсь публиковать интересное.Выяснилась причин...
  • Николай Герасименко
    Автор похоже из пресс-центра Массада! Все в картинках и цифрах разложил. Раз вы такой информированный подскажите, а п...Выяснилась причин...
  • Геннадий Свешников
    Раз Дональд не торопиться,то и соседями не куда торопиться,сгоняют в Питер почаевничать ,на людей посмотреть себя пок...Израильское Гетто...

Военно-морской триллер

Олег Капцов

 

Военно-морской триллер




Коммандер Уилсон полагал, что ему платят только за управление кораблём. Мысль о том, что однажды придется погибнуть на мостике “Дестройера”, защищая конвой, даже не приходила ему в голову. Он когда-то читал о воинском долге, но полагал, что умирать за родину станут солдаты противника.


Уилсон был по-своему прав, ведь те, кто создавал “Дестройер” также верили в невозможность большой войны. Современный корабль должен уметь досматривать сейнеры и стрелять по берегу из-за горизонта. При этом важен был выстрел, а не его результат. Оценивать точность ракетных ударов по “штабам” бармалеев было занятием неблагодарным ввиду отсутствия внятных координат или даже понимания, как выглядят такие штабы. Уже много лет стандартной практикой считалось бросать ракеты в песок, рапортуя “наверх” о тысячах уничтоженных террористов.

“Бомба всегда попадает в эпицентр”.

Адмирал Линч, руководитель антитеррористической миссии на Б. Востоке.

Вопрос о равном сопернике рассматривался лишь вскользь, при том считалось, что “умное” стелс-покрытие сведет до минимума вероятность обнаружения. Упоминать, что малозаметность имеет свой предел и часто возникают ситуации, когда бой неизбежен, было неприличным.

Эффективнее перехватить ракету на подлёте, чем бороться с последствиями взрыва внутри корпуса. Данная фраза стало аксиомой. В своей наивности она напоминала “малой кровью, на чужой территории”. Лозунг не слишком помог на берегу, но в море все должно завершится хэппи-эндом.

Уилсон иногда думал об этом.
Если активные средства защиты так хороши, то почему они отсутствуют на “Дестройере” ? Им обещали, что воевать не придется, но если вдруг придется?

Как и любой военный моряк, Уилсон прослужил пару дней на самом героическом корабле. Так рекруты насмехались над эсминцем “Трейер”, который ежедневно попадал под бомбардировки и обстрелы, несмотря на то, что никогда не покидал своего ангара в Чикаго. Смех продолжался до тех пор, пока их не завели во внутрь и не показали отсек после попадания ПКР.

…установленные под палубой сабвуферы транслировали грохот и стоны раненых, из газовых форсунок било пламя, метались стробоскопы, из стен хлестала вода, летели искры, везде удушающий запах горящего масла… Пробираясь с огнетушителем и носилками сквозь развороченные помещения, рекруты неожиданно наткнулись на… Ё-МОЁ!!!

— Чего орёте, бестолочи?

С потолка, в обрывках кабелей свисало изуродованное человеческое тело...


Настроение резко испортилось.




USS Trayer — полноразмерный макет эсминца для отработки действий по локализации повреждений


Коммандер по долгу службы знал многое из того, чего не сообщалось общественности.

Например, то, что на противоракетных учениях флота у мишеней отключен канал наведения по высоте, для исключения их снижения на финальном отрезке. Маршевая высота неизменна — пара десятков метров, чтобы при неудачном перехвате ПКР пролетела мимо, не зацепив корабль.

Стрельбы по низколетящим мишеням ведутся на параллельных курсах. Это святое правило было нарушено дважды. Первый раз обломки сбитой мишени срикошетили от воды и подожгли фрегат “Энтрим”.

Второй была страшилка об эсминце “Стоддард”. Когда списанный корабль оснастили новейшей системой самообороны и поставили под расстрел. Эсминец в автоматическом режиме отразил все атаки, но когда на него высадилась аварийная партия, оказалось, что “Стоддард” был буквально изрешечен обломками сбитых ракет. Притом, эти обломки были совсем не похожи на куски разбитой чашки. Мощь ударов была такая, что стоявший на палубе дизель-генератор нашли разрубленным пополам.

Никакой учебный перехват не дает представления о том, с чем предстоит столкнуться в реальном бою. Когда ракета идет строгим курсом на цель. Если её сбивают в последний момент, обломки рикошетят от воды и калечат корабль.


Отказ от зенитных автоматов на всех новых кораблях был обусловлен сомнительной эффективностью подобных систем. Об этом знали еще со времен мировой войны. Когда даже 40-мм автоматические пушки оказались не способны остановить пикирующего камикадзе, с оторванными крыльями и убитым пилотом.

Если ПКР смогла прорваться в ближнюю зону, то сбивать её поздно. По крайней мере, если нет защиты борта от сверхзвуковых обломков.

“Верещагин, уходи с баракаса”!

Тов. Сухов.

Конечно, командование знает верный рецепт для борьбы с напастью. Все ракеты надо сбивать на дальних подступах, но чем этот лозунг лучше предыдущего? Чем вообще занимается командование? Командует!

А про радиогоризонт там знают?

"Да, все-таки хорошо служить на “Дестройере”, — подумал Уилсон. Он может под изящным предлогом избежать участия в боевых действиях. Его корабль — экспериментальный стенд для отработки новых технологий, “белый слон” флота.

Вместо них пошлют “Арли Бёрки”.

Но чем “Берк” лучше “Дестройера”? Ничем. Его вывихнутый радар вообще не видит низколетящие цели. Иджисы набили себе цену, научившись стрелять по космическим орбитам, но защищаться от более простых угроз не научились.



Для этого требуется РЛС с другим диапазоном частот и новые средства управления огнём. На курсовых углах лучший в мире эсминец может обстреливать только одну цель. При встрече с парой выпущенных ракет ему конец. А из-за слишком низкого расположения радара, он вряд ли даже успеет понять, кто и откуда в него стрелял.

Надежда умирает не последней. Последним умрёшь ты.

Инструкция по управлению эсминцем "Бёрк".

Его “Дестройер”, наоборот, считается ударным. Корабль для жестоких разборок на суше. Вместо космических высот — лужи крови, где отражаются звезды.

В ударном аспекте “Дестройеру” равных нет. Впервые с 1960 г. был построен корабль, сочетающий как ракетное, так и классическое артиллерийское вооружение калибра 6 дюймов.

Морские пушки кажутся детской забавой, пока не станет известно, что треть населения Земли проживает не далее 50 км от берега.

Военно-морской триллер


Коммандер Уилсон знал, что снаряды “Дестройера” пролетят там, где больше не пролетит никто. Артиллерия позволяет безнаказанно бить по районам, прикрытым мощной эшелонированной ПВО и комплексами С-300. Перехватить малогабаритный сверхзвуковой объект практически невозможно. А если снаряд все-таки собьют — через секунду прилетит второй. А потом третий...

Пушки бьют в любую погоду, при нулевой видимости, в туман и песчаную бурю.

Скорость снарядов (2...3М) обеспечивает минимальное подлетное время. Считанные секунды. По оперативности реакции на вызов пушка превосходит все, включая авиацию. Притом, каким бы высокотехнологичным не был управляемый снаряд, он многократно дешевле крылатой ракеты.

При грамотном применении, артиллерия отлично дополняет дальнобойное ракетное оружие.



“Самые важные шесть дюймов — у вас между ушами”.

Генерал Мэттис.

Единственное, что смущало командира “Дестроера”, это необходимость приближения к берегу. Дальность стрельбы снарядом M982 Excalibur составляла примерно 27 морских миль или 50 км в метрической системе отчета. Чтобы достать цель, удаленную от береговой черты на 20-30 км, придется выйти из-за горизонта и встать на виду. Эсминец высотой с 15-этажный дом сам станет мишенью для сухопутной артиллерии и РСЗО, если, конечно, они имеются у противника.

Уилсон поморщился. Суперкорабль могут серьезно повредить одной китайской “Инцзи”, которую бармалеи привезут на осле.

Неужели только бармалеи? В академии приводили в пример Фолклендский конфликт, но там было всего семь ПКР на весь театр военных действий. В наше время, при высокой доступности такого оружия, их будет уже не семь.

Уилсона учили, что за последние семьдесят лет 40 крупнейших экономик мира ни разу не воевали друг с другом. Что война экономически невыгодна. Что произошло сращивание элит всех развитых стран, объединенных общим британо-американским образованием. Этот крепкий узел позволяет избегать кровопролитий, еще эффективнее, чем династические браки Средневековья. И чем дальше, тем только прочнее становится этот мир.



Если бы завтра пришлось идти в смертный бой, «Дестройер» выглядел бы иначе. Приземистая конструкция, прикрытая дифференцированной защитой и активными комплексами ближней обороны. Где вместо ангаров с надувными лодками — максимально плотная компоновка для уменьшения линейных размеров и заметности корабля. Вместо трёх вертолетов — РЛС дальнего обзора. Вместо громоздкой надстройки — поперечные и продольные противоосколочные переборки на всём протяжении корпуса.

Уилсон вздохнул и повернулся на другой бок. Возникшая тревога сменилась безмятежной дремотой. Его “Дестройер” построен таким, каким и должен быть эсминец XXI века. Чтобы блистать на парадах и расстреливать омерзительных, но совершенно безобидных для него бармалеев. Которые не смогут “достать” даже стоящую у них на виду “звезду смерти”.

В сложившихся условиях его “Дестройер” превосходит все корабли других развитых стран: множество инновационных решений и рост выбранных характеристик. Для еще более эффективного решения обозначенных задач.

Уже засыпая, командир эсминца стоимостью 7 миллиардов $ подумал о том, что стоило бы проложить курс подальше от йеменских берегов...


Ракетная атака хуситов на быстроходный корабль HSV-2 Swift (1 октября 2016 г.)


Все совпадения случайны.
В каждой шутке есть доля шутки.
=0=0=

Российский ВМФ сохранил все корабли




В 90-е годы российский военно-морской флот не потерял ни одного ценного корабля.

Все боевые единицы, которые могли решать задачи на уровне лучших мировых аналогов, были оснащены и вооружены самым современным оружием — остались в строю и прекрасно здравствуют и поныне.

Страшилки о том, как “проклятые враги под покровом ночи уводили корабли на разделку в Аланг” или “продали крейсера китайцам за копейки”, или “резали новейшие лодки в угоду американским “друзьям”, не соответствуют действительности.

Если вы не согласны с данным утверждением, ознакомьтесь со списочным составом ВМФ. Основные факты, характеристики, даты ввода в строй и вывода из состава флота.



Теперь назовите хоть один современный на тот момент, реально боеспособный корабль, который был бы просто так отправлен на разделку.

Главная причина списания — абсолютное моральное устаревание. Как правило, сопряженное с физическим износом, вызванным десятилетиями службы.

Какие задачи могли решать эсминцы проектов 56 и 57, заложенные в середине 1950-х гг.?



Для чего в составе флота числились десятки сторожевиков пр. 159 и малых противолодочных кораблей пр. 204? К моменту списания большинство из них по десять лет не выходили в море, просто “зависнув” на балансе ВМФ.

Для чего ржавели у причалов свыше двухсот дизельных подлодок послевоенных проектов?

Для чего? Право, что за вопрос! Для раздутия численности личного состава и, следовательно, увеличения числа адмиральских должностей.

По той же причине продлевалась служба условно боеспособных АПЛ 1-2 поколений.

При всем уважении к создателям этих винтажных шедевров, по состоянию на начало 90-х никаких реальных задач решать уже не могли. Любая техника имеет свои пределы.

Списание устаревших кораблей было естественным процессом, вне зависимости от политической ситуации в стране.

Все вышесказанное справедливо для ракетных крейсеров и БПК 60-70-х гг.

Большие противолодочные корабли проекта 61, РКР проектов 58 “Грозный” и 1134 “Беркут” находились свыше 30 лет в строю. Кое-кто настаивал на их модернизации и продлении срока службы. Вы серьезно?

Вертолетоносцы “Ленинград” и ”Москва” из 1960-х гг. К концу века они полностью устарели от киля до клотика, а возможности их авиакрыльев уступали любому “Мистралю”.

Собственно, я не собираюсь выискивать все изъяны у кораблей эпохи “холодной войны”. Достаточно сказать, что даже у относительно современных кораблей, отправленных на слом, имелись крупные проблемы.

Потому и было принято решение об их списании.

Те боевые единицы, с которыми вопросов не возникало, продолжили службу и переживут еще нас с вами.

Среди тех, кому повезло меньше:

Эсминцы пр. 956. Корабли сгубила ненадежная котлотурбинная установка.

Самые большие в мире подлодки “Акула”. Серия создавалась под твердотопливные ракеты массой 90 тонн (как три современных “Булавы”). Обеспечить выполнение требований ТЗ при меньших размерах ракет промышленность тогда не смогла.

С появлением более компактных вооружений необходимость в “Акулах” попросту исчезла. Сомнительные достижения гигантов нивелировались вполне реальными недостатками. Два реактора, два гребных винта, максимальные габариты — макс. возмущения в магнитном поле Земли, максимальная площадь смачиваемой поверхности. Большая шумность — меньшая скрытность. В боевых условиях это смертельно.

Разведывательный корабль ССВ-33 “Урал”, который с момента вступления в строй имел постоянный крен 2 град. на левый борт.



Его создание — доказательство великих возможностей науки и промышленности того времени. Но все-таки еще на этапе выдачи ТЗ кто-то должен был задуматься: сможет ли столь сложный корабль эксплуатироваться в реальных условиях? Будет ли обеспечена надлежащая подготовка л/с и комплектация необходимыми специалистами? Будет ли на практике обеспечены совместимость и работоспособность бесчисленных радиоэлектронных средств и систем?

Наверное, не думали. Отсюда и результат. В 1989 году разведчик “Урал” совершил переход к месту службы на ТОФ, после чего навсегда вышел из строя. Все “девяностые” и “нулевые” корабль простоял на рейде, сейчас принято решение об утилизации “Урала”.

Авианесущие крейсеры “Киев”, “Минск”, “Новороссийск”, “Баку”.

Гибрид ракетного крейсера и авианосца оказался малоэффективен, как крейсер, и полностью небоеспособен в роли авианосца.

Достаточно одного факта: их основное оружие, самолет с вертикальным взлетом Як-38, не имел радара. Появление сверхзвукового Як-141 положения исправить не могло: сравните его характеристики с корабельным Су-33, с которым они рождались в одно время.

По составу вооружения ТАВКР соответствовал большому противолодочному кораблю, несмотря на шестикратную разницу в их водоизмещении! С появлением РКР “Слава” сравнение вообще утратило всякий смысл ввиду несравнимых возможностей ТАВКРов и “нормальных” крейсеров, вооруженных 16 “Базальтами” и дальнобойной зенитной системой С-300.


Плюс возраст. Головной “Киев” прослужил почти 20 лет, большую часть из которых он провел на рейде, вырабатывая ресурс своей ГЭУ. Создание полноценных мест базирования для ТАВКРов не посчитали необходимым.

Впоследствии один из авианесущих крейсеров (“Баку, он же “Адмирал Горшков”) был перестроен в классический авианосец и продан в Индию по цене 2,3 млрд. долл.

Сейчас специалисты обязательно вспомнят об атомном авианосце “Ульяновск”, забывая, что на момент решения о его разборке степень готовности “Ульяновска” составляла всего 18%.

Единственный, кому можно посочувствовать в этой истории, это авианосец “Варяг”, который остался в Николаеве и был продан в Китай при готовности 67%. Спустя 15 лет бывший “Варяг” был наконец достроен и введен в состав ВМС НОАК под именем “Ляонин”.

Впрочем, даже в случае “Варяга” речь идет не о действующем, а о недостроенном корабле. И, как показывает недавняя эпопея с походом “Кузнецова” к сирийским берегам, надобность в кораблях данного класса для ВМФ вызывает все больше сомнений. И где взять самолеты для оснащения двух кораблей, если в недавнем походе на палубе "Кузнецова базировалось всего 8 истребителей!..

Как уже говорилось выше, все списанные корабли были или ненадежны, или избыточно сложны, или небоеспособны, или все вместе сразу.

Что с теми, с кем проблем не имелось, кто соответствовал современным стандартам и чьё наличие было оправданным с точки зрения возможностей их боевых качеств? ВСЕ ОНИ ОСТАЛИСЬ В СТРОЮ.

Вот он, “костяк” современного российского ВМФ



Ракетный крейсер проекта 1164. Все три построенных представителя проекта до сих пор в строю



Большой противолодочный корабль “Адмирал Чабаненко” (введен в строй в 1999 г.)


8 из 12 кораблей семейства 1155 были сохранены и дожили о наших дней. Один из четырёх списанных БПК стал жертвой несчастного случая (взрыв турбины на БДК “Адмирал Захаров”, 30-часовой пожар). Остальные три по техническим причинам выведены в резерв и разобраны уже в “нулевые” годы.


Проходящий модернизацию ТАРКР “Адмирал Нахимов” в осушенном бассейне ПО “Севмаш”



Подводный стратегический ракетоносец пр. 667БДРМ “Дельфин”. Все семь единиц — в строю!



Многоцелевая АПЛ третьего поколения пр. 971 “Щука-Б”. Становой хребет подводного флота, из 13 построенных лодок 11 сохранены в составе ВМФ. В силу возраста списаны два самых ранних представителя проекта, построенные в начале 80-х гг. Секции корпуса списанных "Щук" использованы для достройки стратегических "Бореев"


Десантные корабли пр. 775 из состава “сирийского экспресса”


Эпилог

Массовое списание современных кораблей в 90-е гг. есть плод воображения общественности.

Списывались только самые устаревшие и проблемные единицы, реальная боеспособность которых вызвала сомнения. А экономика страны сомнительных экспериментов уже не тянула. Ухудшение экономической ситуации не есть хорошо, но и держать на балансе сотни единиц ржавого хлама — тоже идея не из лучших.

Аналогичные процессы происходили в США, где за тот период было списано 300 боевых кораблей, включая все 9 атомных крейсеров, 7 авианосцев и 60 атомных подлодок. При этом, откровенно говоря, многие из американских кораблей были “еще ничего” на фоне того, что приходилось списывать нашим военным.

Российский ВМФ сохранил все корабли

Атомный крейсер типа "Вирджиния"


Вопреки сложившемся стереотипам, флот в 90-е годы не только списывал корабли, но даже успевал пополняться новыми. Трагически погибший “Курск” был новейшим атомоходом, построенным в 1995 году. Всего в то время было построено целых пять атомных субмарин. А все современные проекты также берут начало из 90-х. Головной “Ясень” был заложен в 1993 году, а первый из “Бореев” — в 1996.

Привычка валить все современные проблемы на “лихие девяностые” выглядят неразумной. Во-первых, корабли в то время худо-бедно строились. А если «по чесноку», то строились они гораздо быстрее, чем сегодня. Во-вторых, та эпоха уже стала историей.

Виновников скандальных “долгостроев” и переносов сроков сдачи кораблей следует искать среди современников, а не среди исторических персонажей.

Также является мифом отсутствие мощностей и квалифицированных кадров. Если бы судостроительная отрасль действительно испытывала столь неразрешимые проблемы, как бы строились корабли на экспорт?

Кто заменил 234 секции корпуса и силовую установку авианосца “Викрамадитья”?





Кто построил четыре эсминца для Китая и еще шесть индийских “Тальваров”?

Кто поставил на экспорт 15 подводных лодок для ВМС Индии, Алжира и Вьетнама?

Гордость берет за отечественную промышленность. Черт возьми, можем! Но возникает неясная ситуация с военно-морским флотом.

Возвращаясь к заглавной теме статьи… Мы не смогли обнаружить ни одного явного примера, когда современные боеспособные корабли были бы безо всякого повода уведены на разделку. Таких случаев в 90-е годы отмечено не было.
наверх