Зона свободной торговли с Ираном усилит азиатский вектор ЕАЭС

Парламент Ирана 10 июня ратифицировал временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, подготовка которого велась на протяжении двух лет. Запуск ЗСТ с Ираном усилит азиатский вектор развития ЕАЭС, который в сложившихся условиях выглядит единственно возможным.
Вопрос создания указанной ЗСТ обсуждался давно. В условиях острого геополитического противостояния с Западом Тегеран и Москва, как и остальные члены ЕАЭС, являются друг для друга естественными союзниками. Сближению с Ираном способствует география стран-участниц Союза, начертание их транспортных коммуникаций, а также наличие давних торгово-экономических связей. Тем не менее переговоры о создании ЗСТ продвигались непросто ввиду схожей структуры экономик Ирана и крупнейших государств ЕАЭС, ориентированных на экспорт нефтегазовых ресурсов, а также сложностей в согласовании условий торговли потребительскими товарами.
Начало переговоров о создании ЗСТ с Ираном было одобрено президентами евразийской «пятерки» в декабре 2016 г. В марте следующего года участники Евразийского межправительственного совета, объединяющего глав правительств союзных государств, подписали распоряжение о подготовке временного соглашения по созданию ЗСТ с Ираном. Вскоре пресс-служба ЕЭК сообщила о завершении работы над текстом временного соглашения, которое было разработано на основе правил ВТО. Стороны обязались соблюдать ее основополагающие принципы в части обеспечения режима наибольшего благоприятствования и национального режима торговли в отношении всех товаров, на которые будет распространяться действие договора.
Однако подписать соглашение до конца 2017 г., как на то надеялись в ЕЭК, не удалось. Документ о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС был подписан лишь 17 мая 2018 г. в ходе Астанинского экономического форума, а его ратификация растянулась еще на год. Так, если российская Госдума ратифицировала временное соглашение с Ираном еще 15 ноября прошлого года, то парламентом Казахстана – только в апреле нынешнего. В силу документ должен вступить до конца этого года.
Смысл создания зоны свободной торговли заключается в том, что договаривающиеся стороны снижают или вообще отменяют таможенные пошлины по согласованному списку товаров. Именно этот перечень, а также размер таможенных тарифов и являются, как правило, наиболее трудными вопросами в процессе переговоров. Снижение таможенных пошлин или открытие рынков может негативно повлиять на внутреннее производство, чего участники соглашения стараются избежать.
Именно по этим причинам в обозримой перспективе невозможно создание ЗСТ между ЕАЭС и КНР, в котором китайская сторона очень даже заинтересована. Наплыв дешевой китайской продукции приведет к массовому банкротству промышленных и сельскохозяйственных предприятий в ЕАЭС, что делает ЗСТ с Китаем невыгодной.
Временное соглашение между ЕАЭС и Ираном, по данным Минэкономразвития РФ, включает 502 кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с «евразийской» стороны и 360 кодов – с иранской. Условия соглашения приближены к правилам ВТО и предусматривают, что в отношении охваченных им товаров применяются обязательства по отказу от применения количественных запретов и нетарифных торговых ограничений. При этом объем российского экспорта в Иран, который попадает под действие соглашения, по данным за предшествовавший его подписанию 2017 год, оценивается в 822 млн. долл., а иранского экспорта в Россию – в 249 млн. долл. То есть Россия изначально находится в более выигрышной позиции и еще до начала действия соглашения имеет в торговле с Ираном профицит.
В целом же соглашение оценивается для стран ЕАЭС как чрезвычайно выгодное. В ходе переговоров Тегеран, как отметил замдиректора департамента торговой политики ЕЭК Станислав Георгиевский, согласился снизить для Союза размер пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции почти втрое – с 32 до 13%. Таможенные тарифы на ввоз в Иран промышленной продукции сократились не столь ощутимо, но тоже значительно – с 22 до 15% ее стоимости. Если объемы торговли между Ираном и ЕАЭС останутся на прежнем уровне, это позволит союзным предприятиям ежегодно экономить на пошлинах около 50 млн. долл. В итоге товары из стран ЕАЭС будут продаваться на иранском рынке по значительно более низким ценам, чем товары из других стран, что создаст для них значительные конкурентные преимущества.
«Несколько лет назад стало понятно, что санкционный режим в отношении Ирана будет облегчен, – заявил в апреле этого года С. Георгиевский. – Тогда многие страны стали бороться за большой и перспективный иранский рынок. ЕАЭС тоже вступил в эту борьбу, и мы в ней победили, потому что никто из наших конкурентов за последние годы соглашение с Ираном о свободной торговле не подписал».
Благодаря заключению временного соглашения о создании ЗСТ с Ираном государства ЕАЭС, по его словам, будут поставлять промышленные и сельскохозяйственные товары, продукцию металлургии, нефтехимии, лекарства и косметику на иранский рынок по таможенным пошлинам на очень выгодных условиях. Свою выгоду получат и потребители в странах Союза, которые смогут покупать более дешевые иранские товары, в числе которых – орехи, сухофрукты, мясомолочные продукты, товары легпрома (ковры и одежда).
Любопытно, что по итогам прошлого года Иран активно наращивал экспорт своей продукции в Россию, тогда как российский экспорт, напротив, несколько сократился. Общий объем торговли между двумя странами в прошлом году составил 1,7 млрд. долл., увеличившись всего на 2%. При этом экспорт из России в Иран уменьшился на 8% (до 1,2 млрд. долл.). Зато иранский экспорт в РФ увеличился более чем на треть и достиг 533 млн. долл. Тем не менее Россия в результате получила профицит в размере 675 млн. долл. Основные статьи российского экспорта – продовольствие (зерно, подсолнечное масло, мясо), древесина и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование и металлы. Главные стати иранского экспорта – продовольствие (в основном фрукты и орехи), медь и продукция химической промышленности.
Среди внешнеторговых партнеров России Иран занимает всего 50-е место. Однако после заключения соглашения о ЗСТ ситуация может заметно измениться. По оценке президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, Иран, ежегодные темпы роста ВВП которого прогнозируются на уровне 4%, является для российского бизнеса весьма привлекательным рынком. В ближайшие годы взаимный товарооборот реально увеличить до 3 млрд. долл., а в перспективе – до 10 млрд. долл. При этом речь идет отнюдь не только о торговле продовольствием. Российские компании планируют участвовать в модернизации транспортной инфраструктуры Ирана, поставлять ему технологии, современную технику и оборудование. О перспективах развития торговли с Ираном позволяет судить опыт создания ЗСТ с Вьетнамом. В течение первого года экспорт из ЕАЭС в эту страну вырос сразу на 40%, что в случае с Ираном даст годовой прирост торговли в размере почти 700 млн. долл.
Азиатский вектор развития внешнеторговых связей Союза отнюдь не является случайным. Евросоюз, который рассматривает ЕАЭС как своего конкурента на востоке Европы, предпочитает его не замечать и никаких документов с ним не подписывать. Поэтому заключение соглашений о ЗСТ сегодня обсуждается почти исключительно с восточными странами – Египтом, Сингапуром, Индией и Израилем. Сотрудничество с большинством из них позволяет ЕАЭС наращивать несырьевой экспорт и развивать промышленную и технологическую кооперацию. Единственным исключением является Сербия, которая, хоть и находится в Европе, в состав ЕС пока не входит. Соглашение с ней было заключено странами «интеграционной тройки» – Россией, Казахстаном и Белоруссией вскоре после создания ими в 2010 г. Таможенного союза. И теперь к нему должны присоединиться ставшие членами ЕАЭС в 2015 г. Армения и Киргизия.
Несколько омрачающим ратификацию соглашения обстоятельством является лишь тот факт, что оно является временным и рассчитано всего лишь на три года. Ситуация, однако, поправима. Не позднее чем через год после его вступления в силу стороны должны вновь начать переговоры и выйти на заключение постоянного соглашения о ЗСТ.
Ловушки в лабиринте |
Май, июнь 2019 г. оказались богаты событиями экономического толка: в Москву приезжали эксперты МВФ, в Петербурге открылся Международный экономический форум, идут разговоры о разрушении мировой долларовой, Бреттон-Вудской системы. Конечно, не экономисту подчас бывает сложно разобраться в происходящем и услышанном: нужны специальные знания, представления о том, как устроена мировая экономика и что может способствовать развитию экономик национальных. Но порой, просто следуя здравому смыслу, можно многое понять.
Например, когда в прошлом – 2018 году Правительство России вдруг объявило о повышении пенсионного возраста, граждане просто нашли в интернете «Доклад персонала (Международного валютного фонда) для консультаций 2017 года в соответствии со статьей IV» от 15.06.2017 и тут же сообразили, откуда выросли ноги пенсионной реформы. Кстати, оттуда же росли ноги повышения цен на бензин и на коммунальные услуги, а также сокращения числа банков. И вот снова к нам приезжает делегация Международного валютного фонда. Что же хотят от нас эти милые люди? Почему зачастили?
МВФ объединяет почти 200 государств и предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Однако предоставление кредитов сопровождается условиями и рекомендациями. При этом важно помнить, что МВФ, благодаря объёму финансирования, фактически принадлежит США и работает на американские интересы. То есть чем более значительным является ежегодный взнос каждого из членов Фонда, тем более весомым оказывается его голос. Поэтому когда к нам приезжают эксперты МВФ, мы должны отдавать себе отчёт, что идёт проверка, насколько чётко и верно исполняются условия Фонда, а другими словами – что нужно от нашей экономики американскому капиталу.
О том, как работает система международного кредитования, рассказал в книге «Исповедь экономического убийцы» Джон Перкинс, в прошлом сотрудник американской компании «Chas. T. Main». В задачи Перкинса входило убеждать политиков развивающихся стран в необходимости привлечения кредитов для развития инфраструктурных проектов. Предполагалось, что такие проекты способствуют повышению уровня благосостояния местной элиты, а в качестве исполнителей этих проектов рассматривались американские компании. «Мы отправляемся в страну, – писал Перкинс, – где есть ресурсы, нужные нашим корпорациям (например, нефть), и выдаём ей огромную ссуду из мирового банка или его филиалов. При этом больший объём денег идёт не в саму страну, а американским корпорациям, которые развёртывают в этой стране огромные инфраструктурные проекты (электростанции, порты, шоссе и др.) Эти объекты приносят прибыль очень богатым, но редко касаются бедных. Бедные страдают, потому что кредиты нужно возвращать, а они немалые. И платежи по кредитам означают, что страна, как и планировалось, останется в долгах».
Что-то подобное было и в нашей стране в 90-е годы. С 1992 г. по 1999-й Россия заняла у МВФ 15,596 млрд SDR (специальные права заимствования – искусственное резервное и платёжное средство) или 651,540 млрд руб. (по курсу 2005 г.). В 2005 году этот долг и плюс проценты 144,300 млрд руб. (по курсу 2005 г.) (в общей сложности – 795,84 млрд руб.) вернули, и с тех пор денег больше Россия у МВФ не занимала. Но периодически и регулярно РФ проводит консультации со специалистами МВФ по вопросам экономического положения и развития. И не только проводит, но и прислушивается к этим рекомендациям, со всем тщанием следуя советам заморских гостей.
Например, в 2018 г. эксперты МВФ пришли в восторг от сокращения числа российских банков и «реализации запланированных реформ». И тут же составили план, по которому России надлежало следовать в 2019 г. Судя по тому, что и в 2019 г. нас похвалили, мы всё сделали правильно. Разумеется, с точки зрения Международного валютного фонда. С рекомендациями МВФ можно ознакомиться на сайте организации. Стоит признать, что чтение это не из увлекательных. Однако, набравшись терпения, можно выудить массу полезной информации и понять, почему в нашей стране происходят разные странные вещи. Это что-то вроде гадания, когда за непонятными словами и символами вдруг раскрывается будущее.
Так, на сайте МВФ читаем «Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2019 года в соответствии со статьей IV», то есть новые рекомендации для РФ: «России необходимо сосредоточить основные усилия на внутренних реформах. Важнейший фундамент для этой работы уже заложен: это построенная в сложных условиях, начиная с 2014 года, надёжная макроэкономическая основа, включая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс и бюджетное правило». Что такое «бюджетное правило». Согласно этому правилу, все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше 40 долларов, используются для покупки валюты Минфином и размещения в Фонде Национального Благосостояния. Использовать деньги из этого Фонда можно только в двух случаях: если цены на нефть падают ниже 40 долларов, и если Фонд достигает 7% от ВВП. При ценах на нефть 55-60 долларов 7% ВВП могут быть достигнуты Фондом только к 2020 г. Считается, что бюджетное правило снижает зависимость экономики от внешних факторов и позволяет создать запас на период дефицита бюджета, а кроме того снижает зависимость рубля от нефтяных цен. Об этом пишут и специалисты из МВФ: «Бюджетное правило фиксирует бюджетную конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Чтобы закрепить доверие к правилу, рекомендуется избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам рекомендуется также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности (то есть увеличения в периоды подъёма и уменьшения в периоды спада – С.З.)» Другими словами, Международному валютному фонду выгодно, чтобы в России существовал Фонд национального благосостояния, не просто накапливающий некие сверхдоходы, а закупающий на них «иностранные активы», что означает вывод Россией 7% своего ВВП за рубеж. Кроме того, МВФ, как мы видели выше, поддерживает «таргетирование инфляции», что означает приведение инфляции к определённому показателю. Для России этот показатель составляет 4%. Регулярно мы слышим, как политики с гордостью говорят о стабильно низкой инфляции в России. Однако важно понимать, что такая инфляция в нашей стране достигается ни чем иным, как высокими кредитными ставками. Современная промышленность существует, во многом, за счёт кредитов. Но, взяв кредит, производитель попадает в ловушку, думая теперь не о том, как модернизировать производство, повысить качество продукции или зарплату сотрудников, но о том, как бы вернуть банку кредит с процентами. Причём во многих странах неплатёжеспособные предприятия подвергаются процедуре финансового оздоровления. Но в нашей стране такие предприятия банкротятся, перепродаются, в том числе, и иностранным собственникам. В конце 2018 г., когда активы компании «Русал» перешли к американцам, мы писали, что иностранный капитал, после того, как в России стали принимать законы, ограничивающие участие иностранных компаний в использовании и разработке российских месторождений, отраслей и предприятий, стал возвращаться в российскую промышленность окольными путями, прибегая не к прямолинейной приватизации, а к более сложным организационным процессам и схемам. Но, зная об этом, российская власть не предпринимает никаких мер для сохранения российского контроля над российскими предприятиями. Мало того, что «таргетирование инфляции» означает, по сути, откачку денег из реального сектора экономики и, следовательно, не даёт расти ВВП, так ещё и приводит к банкротству предприятий (в том числе, оборонной промышленности) и поглощению их иностранным капиталом. А если учесть, что МВФ рекомендует нашему государству устраниться от участия в экономике, то есть продолжить так нежно любимую россиянами приватизацию, то возможности поглощения российских предприятий иностранным капиталом только возрастают.
Но заботливые эксперты МВФ не оставили своим вниманием и рядовых граждан нашей страны. Даже пресловутая борьба с самозанятыми тоже затевалась по указке МВФ: «За счёт улучшения сбора налогов и устранения неэффективных налоговых льгот можно было бы финансировать снижение тарифов страховых взносов, что могло бы способствовать сокращению неформальной занятости». В России число самозанятых растёт год от года. По данным Росстата, в 2015 г. процент самозанятых составил 18,3 от рабочей силы, в 2016 г. – 18,9. В 2017 – уже 19,4. Видимо, «улучшение сбора налогов» государство решило увязать с «сокращением неформальной занятости». Но почему же МВФ считает, что «неформальную занятость» в России необходимо сокращать? Ведь «улучшения сбора налогов» можно добиться, например, за счёт прогрессивного налогообложения, а под «устранением неэффективных налоговых льгот» можно было бы понимать работу с теми гражданами РФ, кто платит налоги в США или ЕС, но, в связи с санкциями, вынужден жить в России и платить налоги сразу в двух странах. Попросту не освобождать миллиардеров от налогов.
«Неформальная занятость»– явление не сугубо российское, во всём мире есть фрилансеры и повсюду с ними ведётся борьба. В том смысле, что создаются механизмы легализации такой деятельности, а трудовое законодательство адаптируется под рынок труда. «Неформальная занятость» порой решает непростые задачи – помогает не только найти работу и заработок, но и посвящать себя интересному делу. Зачастую самозанятые устроены лучше, чем формально работающие. Но в нашей стране самозанятость стала, в первую очередь, проявлением недоверия граждан к государству. Граждане хорошо знают, что надеяться на государство не стоит, что налоговые правила переменчивы, а предпринимательство поощряется только на словах. К тому же доходы населения падают, а бедность растёт. Работать официально за жалкую ставку, платить налоги, выйти на пенсию позже, чем рассчитывал, и получать в итоге не менее жалкую пенсию – всё это не прельщает «неформально занятых», а что там устроит государство, вытащив их из тени, проверять желания не возникает. В государственных попытках легализации такие люди видят исключительно стремление обмануть и нажиться.
Но МВФ, вероятно, нужно, чтобы все были учтены, чтобы порог бедности не снижался, а потребление сокращалось. Потому что только в этом случае российская экономика сможет обеспечить иностранному инвестору ещё более дешёвое производство, ещё более комфортные условия для извлечения сверхприбыли. Кстати, ради этого необходимо сокращать и социальные расходы. МВФ отмечает, что «несмотря на проведённую недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию. Можно было бы повысить адресность социальных пособий за счёт перехода к проверке нуждаемости, чтобы более эффективно бороться с бедностью». Пенсионная реформа, по мнению наших советчиков, поможет смягчить «негативные демографические тенденции на рынке труда». А поскольку эти «негативные тенденции» так и не сменились позитивными, то, надо полагать, в скором времени пенсионный возраст придётся ещё чуть-чуть приподнять. Что уж говорить о «проверке нуждаемости», которая, стоит ей только начаться, выявит, скорее всего, что нуждающихся у нас не так уж и много. Получается, как в сказке про репку – бедность и отсутствие полноценной помощи со стороны государства влияют на демографическую ситуацию, демографическая ситуация влияет на пенсионный возраст, всё это вместе влияет на «неформальную занятость», а заодно и на отток высококвалифицированных специалистов. Бабка за внучку, внучка за Жучку. Даже на Петербургском экономическом форуме говорили о том, что из России продолжают уезжать профессионалы, особенно высокотехнологичных отраслей. Замглавы Минэкономразвития РФ Илья Торосов заявил, что «Россия остаётся донором высококвалифицированных специалистов для развитых экономик, около 90 % российских граждан, выезжающих на постоянное место жительства в другие страны, имеют высшее или среднее профессиональное образование». Ну, и к чему мы идём? И зачем Правительство следует рекомендациям МВФ?
В условиях, когда первейшим условием развития является интеллект и образование, идём мы к деградации и снижению конкурентоспособности. А сложившаяся в нашей стране спекулятивная экономика выгодна и удобна международным спекулянтам, под влиянием которых и находится российская власть. И без принципиальной смены курса, предполагающего, в том числе, и отказ от следования рекомендациям МВФ, каких-то изменений к лучшему ждать не приходится. |
Свежие комментарии