На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 526 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Скоробогатов
    сукиКогда врагов не н...
  • Karmadon
    Александр Мосякин, "От перестройки до Путина. Третья русская смута". Рекомендую ВСЕМ.Горбачёв и разруш...
  • Eduard
    Германию сволочь обьединил,а СССР развалил,сидим врагами обложеные!Горбачёв и разруш...

Подводная война у берегов Южной Африки

Петров Сергей (bubalik)

Кейптаунская гавань в 1937 году


Во второй половине 1942 года верховное командование немецких подводных лодок Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) признало, что результаты побед в Северной Атлантике значительно снизились.



Успехи союзных противолодочных операций в Северной Атлантике исключали успешное применение немецких подводных лодок в указанных водах.

Противодействие противника на растущую угрозу со стороны подводных лодок Германии, значительно увеличилось во второй половине 1942 года, благодаря приобретенному опыту командиров конвоев и эскорта, наличию новых надежных средств обнаружения подводных лодок и значительному совершенствованию противолодочного оружия. Чтение немецких военно-морских шифров после взлома кодов «Энигмы» (в сочетании с большим количеством эскорта и уменьшением «воздушного зазора» в Северной Атлантике) сократило успешное использование Карлом Дёницем (Karl Dönitz) своих волчьих стай.

Весной 1941 года командование Кригсмарине уже оценило тот факт, что маршрут конвоев Кейптаун–Фритаун станет отличной мишенью для атак подводных лодок. Порт Фритаун в Сьерра-Леоне служил сборным пунктом для всех торговых судов, идущих в Европу, на Ближний Восток и Дальний Восток. Этот маршрут проходил вдоль стратегической морской узловой точки – мыс Доброй Надежды. Это гарантировало, что все суда, проходившие по этому пути, должны были останавливаться в одном из ключевых южноафриканских портов Салданья, Кейптаун, Ист-Лондон, Порт-Элизабет или Дурбан.

Подводная война у берегов Южной Африки


Во Фритауне более медленные торговые суда формировались в конвои для дальнейшего следования, в то время как более быстрые корабли плыли самостоятельно.

Немецкое командование, понимая трудности с логистикой, связанные с удаленными операциями в Центральной и Южной Атлантике, экспериментировало с использованием подводных лодок снабжения (дойных коров) в течение 1941 года. Благодаря нескольким точкам встречи с кораблями снабжения или (дойными коровами), подводные лодки в Центральной и Южной Атлантике могли оставаться в море в два раза дольше, чем раньше.

Одна из первых групп немецких подводных лодок волчья стая «Eisbär» (Белый медведь), в южноафриканских водах 1942 года была нацелена на причинение сокрушительного удара по судоходству у берегов южной Африки. К концу декабря 1942 года немецкими подводниками в том районе было потоплено судов общим тоннажем 310 864 брт. Успех операции «Eisbär» привел к тому, что до окончания Второй мировой войны BdU предприняло еще две крупные операции в южноафриканских водах с применением подводных лодок.

В феврале 1942 года служба немецкой военно-морской разведки (B-Dienst) сообщила, что британские трансатлантические перевозки у берегов Фритауна значительно увеличились.

Неэффективность Панамериканской зоны безопасности, прекратившей свое существование после вступления Америки в войну в декабре 1941 года, привела к тому, что торговому судоходству пришлось использовать маршрут вдоль западного побережья Африки и вокруг мыса Доброй Надежды. Приказав своим волчьим стаям двигаться на юг, Дениц надеялся на отвлекающий эффект, в результате которого противник будет вынужден разделить свои силы: между защитой Северной Атлантики, восточно-американского побережья и обширного африканского берега.

Во второй половине 1942 года воды Кейптауна были лишены какой-либо существенной подводной активности. Однако до 1942 года были случаи, когда одиночные подводные лодки отваживались заходить на юг до Кейптауна и атаковали суда. В октябре-ноябре 1941 года U-68 удалось потопить два британских судна «Хазелсайд» (Hazelside) и «Брэдфорд-Сити» (Bradford City) у берегов Юго-Западной Африки.

«Брэдфорд-Сити»


Однако верховное командование немецких подводных лодок не одобряло заход одиночных субмарин столь далеко, поскольку их самостоятельные действия могли бы насторожить противника и вынудить принять жесткие противолодочные меры. Кроме того, действия одной подводной лодки были бы неэффективны. Проведение действий у Кейптауна возможно только после того, как будет сформирована достаточная крупная группировка подводных лодок, чтобы начать операцию. И проводить ее необходимо в течение длительного периода для достижения высоких результатов.

Во второй половине 1942 года противники Германии сосредоточили большую часть своих эскортных флотов для защиты североафриканских и средиземноморских вод из-за кампании в Северной Африке, тем самым подтолкнув Деница нанести удар по

«мягкому подбрюшью»


Южной Африки.

Объявление ЮАС (Южно-Африканский Союз до 31 мая 1961 года) войны Германии 6 сентября 1939 года гарантировало безопасный проход всех дружественных судов, идущих вдоль южноафриканского побережья и их охрану при посещении портов.

Южноафриканское побережье в то время простиралось от устья реки Кунене в Атлантическом океане до залива Коси в Индийском океане и включало в себя важный морской узел – мыс Доброй Надежды. Все торговые суда, которые путешествовали вдоль побережья Южной Африки во время войны, заходили в один из нескольких портов: Уолфиш-Бей, Салданья-Бей, Кейптаун, Порт-Элизабет, Ист-Лондон и Дурбан.

Непрерывное функционирование морского торгового пути вокруг южноафриканского побережья обеспечивало важнейшие военные поставки со всего Британского Содружества в Великобританию.

Защита морских торговых путей Южной Африки делилась на две зоны с учетом различных морских угроз, преобладающих в Атлантическом и Индийском океанах.

Морская угроза у атлантического побережья Южной Африки оценивалась возможностью атак немецких подводных лодок и надводных рейдеров, когда они действовали сообща далеко на юге, вплоть до южной части Атлантического океана.

Морская угроза вдоль побережья Индийского океана Южной Африки ограничивалась японскими подводными лодками, действовавшими в этом районе. Японские подводные лодки, несмотря на расстояние до ближайшей базы в 5 000 миль, действовали на юге вплоть до Мозамбикского пролива. Своими действиями они представляли угрозу торговому судоходству всего восточного побережья Южной Африки.

Присутствие японских и немецких надводных военных кораблей в Южной Атлантике и Индийском океане рассматривалось, но считалось маловероятным.

Управление британской военно-морской разведки (Naval Intelligence Division) и, в частности, начальник генерального штаба сил обороны Союза (Южная Африка, Union Defence Force, UDF) генерал Риневельд, предполагали: основная угроза для морских торговых путей вокруг побережья Южной Африки будет исходить от японских и итальянских подводных лодок, действующих в Индийском океане.

Генерал сэр Гесперус Андриас ван Риневельд


Военные действия со стороны Германии рассматривалась, но считались маловероятными. Из-за огромных расстояний от Бискайского залива, где базировались немецкие субмарины, до Индийского океана.

Вероятной угрозой для Южной Африки в 1940 году были итальянские подводные лодки, которые базировались в Красном море в порту Массава, всего в 3 800 милях от стратегического порта Дурбан.

Итальянские корабли Флотилии Красного Моря в Массаве (Эритрея). Весна 1940 года


Британская разведка считала, если итальянские подводные лодки смогут использовать портовый город Кисмаю в Сомали в качестве оперативной базы, то судоходство вплоть до Кейптауна может оказаться под прямой угрозой срыва. Однако этого не произошло из-за успешной кампании союзников в Восточной Африке, которая к 1941 году устранила итальянскую военно-морскую угрозу в Красном море и Индийском океане.

В конце декабря 1941 года начальник штаба руководства морскими операциями Seekriegsleitung (SKL) вице-адмирал Курт Фрике встретился с японским военно-морским атташе в Берлине Наокуни Номура, чтобы обсудить совместные японские и немецкие действия по всему миру.

Курт Фрике


В марте 1942 года Фрике и Номура встретились опять. На этот раз обсуждалось стратегическое значение Индийского океана и проходящих морских торговых путей через него.

8 апреля Номура принял предложение Фрике начать наступление японских подводных лодок в Индийском океане. Впоследствии японский флот выделит от четырех до пяти подводных лодок и два вспомогательных крейсера для наступательных операций в Индийском океане между Аденским заливом и мысом Доброй Надежды.

В течение месяца (с 5 июня по 8 июля 1942 года) после начала операции «Броненосец» японским подводным лодкам удалось потопить 19 торговых судов у берегов Мозамбика (общим тоннажем 86 571 брт). Самая южная атака произошла всего в 95 милях к северо-востоку от Дурбана, когда 6 июля 1942 года I-18 торпедировала и потопила британский торговый корабль «Мандра».


Убедив японцев начать подводное наступление в Индийском океане к середине 1942 года с акцентом на операции вокруг Сейшельских островов, Цейлона (Шри-Ланка) и Мадагаскара, Дениц фактически создал отвлекающий эффект, на который он надеялся.

Внимание противников Германии теперь было разделено между кампаниями в Северной Африке, вторжением на Мадагаскар и защитой судоходства у берегов Западной Африки и Америки. Из-за растущей японской угрозы у восточного побережья страны в течение 1942 года ван Риневельд и его штаб были вынуждены готовиться к любой возможности, даже к полномасштабному японскому вторжению.

Таким образом, все внимание было направлено на восточное побережье Южной Африки.

Подводная война у берегов Южной Африки. Часть 2

«Единственное, что во время войны действительно меня пугало,

это опасность со стороны немецких подводных лодок».
У. Черчилль «Вторая Мировая война»

К августу 1942 года Befehlshaber дер Unterseeboote (BdU) приняло решение, что четыре подводные лодки U-68 , U-172 , U-504 и U-156 составят первоначальное ядро немецкой волчьей стаи «Eisbär» для нанесения внезапного удара по судоходству в водах Кейптауна.


U-68, слева.

Примечание. Одна из самых результативных лодок Германии во время второй мировой войны. Совершила 10 боевых походов, потоплено 32 судна (197 453 брт), повреждено 1 судно (545 брт). Гибель10 апреля 1944 года, глубинные бомбы и реактивные снаряды «Эвенджеров» и «Уайлдкэтов» из эскадрильи VC-58 с эскортного авианосца ВМС США «Гуадалканал».

По расчетам Деница подводные лодки должны оставаться в оперативном районе у Кейптауна примерно до конца октября, после чего группу «Eisbär» сменит новая партия подводных лодок.

Примечание. В разных источниках встречается и Wolfpack Eisbär и Operation Eisbär. Волчья стая «Eisbär» оперировала в Южной Атлантике с 25 августа по 1 сентября 1942 года. Operation Eisbär длилась до декабря 1942. Из журнала боевых действий U-68:31.08.42. Радиосообщение 1818/1/235. Группе Eisbär с 24.00 1 сентября продолжать путь самостоятельно.

Лодки вышли из базы Лорьян во второй половине августа. В это же время «дойная корова» U-459 убыла из Сен-Назер. Подводным лодкам пришлось преодолеть около 6 000 морских миль, прежде чем они достигли оперативных вод у Кейптауна.
Командование морскими силами (SKL) требовало, чтобы подводные лодки оставались незамеченными в течение всего их пути к берегам Южной Африки. И рассчитывало на успех стратегической внезапности.

Однако BdU, и в частности – Денниц, придерживались другого мнения. Конечная цель операции, по его утверждению, определялась постоянными атаками подводных лодок, с максимальным причиненным уроном.

SKL и BdU пришли к компромиссу: подводным лодкам было разрешено совершать нападения на суда противника во время их похода к Кейптауну.

16 сентября, при проведении операции по спасению выживших с английского транспорта «Лакония», U-156 получила повреждения в результате атаки B-24 «Либерейтор» и была вынуждена возвращаться на базу. Ей на замену отправлена U-159, находившаяся в оперативном районе у устья реки Конго.


Возвращение U-156, 16 ноября 1942 года, Лорьян, Франция

Несмотря на различные источники военно-морской разведки, указывающие движение на юг нескольких подводных лодок, вкупе с потоплением британского транспорта «Лакония», командующий силами Южной Атлантики (Commander-in-Chief, South Atlantic) адмирал сэр Кэмпбелл Тейт и его штаб были убаюканы ложным чувством безопасности.

Все их внимание было сосредоточено на Индийском океане и предполагаемой японской угрозе.


Адмирал сэр Уильям Эрик Кэмпбелл Тейт

Хотя силы обороны Союза (Южная Африка) – Union Defence Force (UDF, South Africa) претерпели реорганизацию в течение первых двух лет войны, все же побережье и гавани Южной Африки оставались очень уязвимы в плане обороны.

Зенитные возможности ЮАС оставляли желать лучшего. Когда в 1939 году разразилась война, в стране было всего восемь 3-дюймовых зенитных орудий и шесть прожекторов. А когда эти орудия и прожекторы были отправлены в Восточную Африку, Союз был полностью лишен наземной противовоздушной обороны. В плане воздушного прикрытия лишь Кейптаун, Дурбан и Порт-Элизабет имели поддержку южноафриканских военно-воздушных сил South African Air Force (SAAF).

Война привела к резкому увеличению морских перевозок вокруг мыса и количества кораблей, посещавших местные порты.

Количество грузовых судов, заходивших в Кейптаун, выросло с 1 784 (1938–1939) до 2 559 (1941–1942) и 2 593 (1942–1943). А в Дурбане с 1 534 до 1 835 и 1 930 соответственно.

Количество военно-морских судов, посетивших Кейптаун, увеличилось с десяти (1938–1939) до 251 (1941–1942) и 306 (1942–1943). А в Дурбане их число увеличилось с шестнадцати (в 1938 году) до 192 (в 1941) и 313 (в 1942 году).

Для защиты кораблей, посещавших местные порты, приступили к строительству новых военно-морских баз: на острове Солсбери в гавани Дурбана и на острове Роббенэйланд, расположенном в Столовой бухте. В Кейптауне был построен сухой док Стеррок, способный обслуживать (как и его аналог в Дурбане) линкоры и авианосцы.

После атак японскими подводными лодками гаваней Сиднея (Австралия) и Диего Суарес (Мадагаскар) в портах Дурбан и Кейптаун были проложены по дну сигнальные кабели, призванные контролировать передвижения кораблей и судов. В заливе Салданья, где проводилось формирование конвоев, только в 1943 году было заложено управляемое минное поле.

К 8 октября Южно-атлантическое командование в Саймонстауне располагало только четырьмя эсминцами и одним корветом. Размер оперативного района у Кейптауна, а также тот факт, что атаки подводных лодок распространялись до Дурбана, не позволяли эффективно применять противолодочные корабли.

К февралю 1942 года ПЛО остальных южноафриканских портов все еще находилась в стадии планирования.

С 22 по 24 сентября лодки группы «Эйсбар» к югу от острова Святой Елены успешно пополнили запасы с U-459 и продолжили свой боевой путь. Оставшаяся часть пути прошла без происшествий, и в первую неделю октября 1942 года лодки прибыли к берегам Кейптауна.

В ночь с 6 на 7 октября 1942 года большая океанская немецкая подводная лодка U-172 под командованием капитан-лейтнанта К. Эммермана сумела успешно проникнуть на рейд Кейптаунской гавани с целью разведки. Она остановилась на близком расстоянии от острова Роббен, изучила портовые сооружения. И, прежде чем снова погрузиться в воду, капитан позволил своей команде

«подниматься один за другим, чтобы насладиться великолепным видом города, не заботящегося о светомаскировке во время войны».

С 7 по 9 октября U-68, U-159, U-172 потопили 13 судов общим тоннажем 94 345 брт.

Только за один день 8 октября U-68 пустила на дно четыре грузовых судна. К 13 октября погода испортилась, начались сильные штормы. U-68 и U-172 были отозваны обратно на базу. С прибытием в южные воды U-177, U-178, U-179 и U-181 штаб BdU приказал подводным лодкам расширить свои оперативные районы патрулирования вплоть до Порт-Элизабет и Дурбана.

В течение оставшейся части октября и начала ноября U-178 совместно с U-181 и U-177 было приказано действовать у берегов Лоренсу-Маркеша и далее на юг к Дурбану.

Патрулирование трех подводных лодок было чрезвычайно успешным. Им удалось потопить 23 торговых судна, включая британский военный транспорт «Новая Шотландия», на борту которого находилось 800 военнопленных и интернированных итальянцев. Опасаясь повторения инцидента «Лакония», BdU приказало подводным лодкам не предпринимать спасательных операций. Жертвами атаки U-177 28 ноября стали 858 человек из 1052 находившихся на борту.

С началом операции «Факел» SKL приказало всем оставшимся немецким подводным лодкам у южноафриканского побережья вернуться в Северную Атлантику и Средиземное море, чтобы атаковать корабли антигитлеровской коалиции.

За период с 8 октября по 2 декабря восемь немецких подводных лодок потопили 53 торговых судна противника (общим тоннажем 310 864 брт), потеряв при этом только одну подводную лодку. Единственной потерей была U-179, потопленная 8 октября 1942 года глубинными бомбами с британского эсминца «Актив».


HMS Active

Ядро следующей группы «Тюлень» (Seehund), направляющейся к южным берегам Африки, составили лодки U-506, U-516, U-509 и U-160.

Субмарины покинули свои базы в декабре 1942 года – январе 1943 года (U-160) и прибыли в оперативный район у Кейптауна в феврале 1943 года. Однако оперативные условия в Южной Атлантике (и особенно у берегов Южной Африки) резко изменились с октября 1942 года.

UDF приняло ряд оборонительных противолодочных мер, которые были направлены на сокращение потерь торговых судов вдоль южноафриканского побережья.

Начальный период операции у побережья между Кейптауном и Порт-Элизабетом принес скромный результат: только шесть транспортов (общей массой 36 650 брт) были потоплены тремя подводными лодками (U-506, U-509 и U-516).

Продвинувшись дальше на восток, чтобы действовать у берегов Дурбана и южной части Мозамбикского канала, U-160 удалось потопить шесть торговых судов в период с 3 по 11 марта, что составило в общей сложности 38 014 брт.

Во второй половине марта группе «Тюлень» было приказано вернуться в оперативный район между Кейптауном и Порт-Ноллотом. В конце марта в районе Уолфиш-Бей U-509 и U-516 потопили еще два торговых судна.


Несмотря на то, что ни одна подводная лодка не была потеряна во время операции «Тюлень», результаты оказались не столь успешными по сравнению с «Эйсбар». В период с 10 февраля по 2 апреля 1943 года было потоплено в общей сложности 14 торговых судов (всего 85 456 брт).

В апреле 1943 года только U-182 патрулировала у южноафриканского побережья, имея на счету три потопленных судна. В середине апреля к U-182 присоединилась U-180.

Примечание. Подводная лодка осуществляла секретную операцию. 21 апреля U-180 совершила рандеву с японской подводной лодкой I-29 к востоку от Мадагаскара в Индийском океане. Лидер индийского движения за независимость Чандра Бос и два офицера-судостроителя ВМС Японии поднялись на борт I-29. Капитаны Эми Тецусиро и Томонага Хидео, которые должны были изучить методы строительства подводных лодок по прибытии в Германию, поднялись на борт U-180.Также были получены две тонны золотых слитков в качестве оплаты от Японии за оружейные технологии.

В оперативном районе у южноафриканского побережья U-180 потопила только одно судно.

В течение апреля-мая к U-180 присоединились U-177, U-181, U-178, U-197 и U-198. В мае было потоплено семь торговых судов. В конце июня подводные лодки пополнили свои запасы с немецкого надводного танкера «Шарлотта Шлиман» в 100 милях к югу от острова Маврикий.


Шарлотта Шлиман


Заправка лодки. Судно снабжения «Питон» заправляет подводную лодку U-124.

После пополнения запасов шесть подводных лодок были направлены в новые оперативные районы. Они действовали вдоль восточного побережья Южной Африки между Лоренсу-Маркиш и Дурбаном, Маврикием и Мадагаскаром. Во время патрулирования к югу от Мадагаскара 20 августа U-197 была потоплена глубинными бомбами с двух самолётов типа «Каталина» 259-й эскадрильи RAF.


Несмотря на принятые UDF контрмеры, подводным лодкам Деница все же удалось потопить 50 торговых судов (в общей сложности 297 076 брт) в течение всего 1943 года у берегов Южной Африки.

В течение 1944 года четыре подводные лодки U-862 U-852, U-198 и U-861 потопили восемь торговых судов, что составило 42 267 брт.

23 февраля 1945 года U-510 потопила последнее судно «Пойнт-Плезант» у берегов Южной Африки.

На немецкие подводные лодки, действовавшие у берегов Южной Африки во время Второй мировой войны, приходится 114 потопленных торговых судов (общим водоизмещением 667 593 брт), что составляет всего лишь 4,5 % от общего тоннажа потопленных кораблей и судов германскими субмаринами за время войны.

На протяжении всей войны общий торговый тоннаж, потерянный в южноафриканских водах от морских мин, надводных рейдеров и подводных лодок, составил 885 818 брт. Из этого числа 75 % приходится на успешные атаки подводных лодок.

После проведения операции «Эйсбар» UDF и Южно-атлантическое командование извлекли уроки и приняли меры по предотвращению повторения той же ситуации.

Большая часть медленно движущихся торговых судов у берегов Южной Африки была сформирована в конвои во время движения между портами Кейптаун и Дурбан. Были созданы специальные маршруты торгового судоходства вокруг южноафриканского побережья, которые были достаточно близки к берегу, чтобы обеспечить адекватное воздушное прикрытие эскадрилий SAAF и RAF. Этот шаг обеспечил почти непрерывное воздушное прикрытие конвоев во время движения вдоль побережья Южной Африки.

Развернута сеть станций радиопеленгации на южноафриканском побережье. Так, с помощью радиоперехвата и пеленгации было определено положение U-197. После того как после октября 1942 года южноафриканские контрмеры были активизированы, стало очевидным постепенное снижение числа потоплений торговых судов подводными лодками.

Однако на короткое время немецким подводникам удалось привести судоходство у берегов Южной Африки в беспорядок.

наверх