Предисловие к американскому изданию
После нескольких десятилетий, на протяжении которых человечество пыталось найти ответы на волнующие его вопросы на основе знаний из самых разных областей — от биохимии до компьютерной техники, — все более очевидным становился тот факт, что эти вопросы носят теологический характер и что ответы на них также может дать только теология.
Данное обстоятельство способствовало созданию новой, более располагающей атмосферы для изучения теологии, соответственно выявило насущную потребность в основательных, хотя и общедоступных справочных изданиях. Старые издания, сколь бы хороши они ни были, адресованы прошлым поколениям и не соответствуют нашим сегодняшним потребностям. В итоге увидел свет «Словарь евангелической теологии» (СЕТ). (В русском издании — «Теологический словарь».) Он призван занять место «Теологического словаря Бейкера», который, со времени его публикации в 1960 г., честно прослужил двум поколениям студентов теологических учебных заведений. Значительно превосходя своего предшественника по количеству статей и объему текста, СЕТ тем не менее ограничен форматом однотомника. Такое ограничение дало хороший результат: все несущественное осталось за пределами Словаря. Первоначальный словник, состоявший из 8000 единиц, в процессе нескольких сокращений уменьшился приблизительно до 1200 единиц. Несомненно, по-прежнему будут высказываться различные мнения относительно того, действительно ли 1200 статей Словаря освещают наиболее существенные вопросы. Однако мы смиренно просим читателей понять, насколько трудно решить вопрос об изъятии или добавлении той или иной статьи.Для более эффективной работы читателя со Словарем отметим несколько его особенностей. Во-первых, в каждой статье внимание сосредоточивается на теологическом измерении темы. Посвящена ли статья вопросам церковной истории, Библии или имеет биографический характер, упор делается на теологическое значение рассматриваемой темы, а не на значение темы самой по себе. Во-вторых, при всей близости авторам Словаря рассматриваемой проблематики их подход носит конструктивный характер, и во многих случаях в Словаре представлены критические оценки того или иного явления. В-третьих, СЕТ написан общедоступным языком. Редактор, авторы статей, издатели искренне надеются, что Словарь найдет своих читателей. Одна из целей Словаря состоит в том, чтобы ученый нашел его точным, а мирянин — понятным. В-четвертых, перекрестные ссылки в конце статей связывают различные словарные материалы, позволяя читателю более тщательно изучить вопрос в целом. В-пятых, приведенная библиография носит выборочный, а не исчерпывающий характер. В основном она ограничена работами на английском языке, поскольку это единственный язык, доступный большинству читателей.
Необходимо отметить, что в процессе работы, в которой принимало участие около двухсот человек, высказывались различные точки зрения. Никаких попыток добиться единообразия подходов при подготовке Словаря не предпринималось. Словарь представляет различные точки зрения, что отражает многообразие взглядов внутри самой евангелической общины. Однако фундаментальные положения христианской веры и абсолютный авторитет Библии не подвергаются в СЕТ ни малейшим сомнениям.
Отдельную благодарность выражаем всем тем, кому принадлежит особо важная роль при подготовке Словаря: Лорис Мейс, точно и аккуратно выполнившей все необходимые секретарские обязанности; моей жене Луэн Элвелл, терпение и организаторский талант которой направляли работу по единственно верному пути; Алану Фишеру из издательства Бейкер, проявившему исключительное понимание и оказавшему нам неоценимую помощь; Джин Хагер, редакторскую работу которой на заключительном этапе подготовки Словаря невозможно переоценить; и, наконец, Уитон-колледжу, предоставившему нам с осени 1982 г. годичный творческий отпуск.
Транслитерация
Аболиционизм (Abolitionism).
Движение в Америке и Зап. Европе за запрещение работорговли и отмену рабства. Часто слово "аболиционист" обозначало того, кто настаивал на немедленном освобождении рабов, отличая его от сторонников постепенных мер.
К кон. XVII в. в американских колониях Великобритании рабовладение было признано законодательством. Однако в XVIII в. и религиозные деятели, и светские мыслители, на к-рых влияли идеи Просвещения относительно личной свободы, стали все больше сомневаться в том, что рабство нравственно допустимо. Среди наиболее решительных его противников были квакеры. К кон. XVIII в. они запретили рабовладение в своей среде. В парламенте Великобритании против работорговли выступал У. Уилберфорс, на крого глубоко повлияло евангелическое христианство. В 1807 г. ему удалось добиться запрещения работорговли в британских владениях. В 1808 г. ввоз рабов был объявлен незаконным в США. Многие надеялись, что рабство постепенно отомрет. Но изобретение механического ткацкого станка и хлопкоочистительной машины резко увеличило спрос на выращиваемый рабами хлопок и развеяло эти надежды.
По мере того как рабство на Юге США укреплялось, аболиционисты искали реальных способов покончить с ним. Среди прочего предлагали отправлять освобожденных рабов обратно в Африку. Для этого в 1817 г. было организовано Американское колонизационное общество. Оно основало на побережье Зап. Африки колонию для освобожденных рабов, получившую название Либерия. Но Общество не добилось широкой поддержки. Кроме того, неявный расизм, лежавший в основе плана колонизации, вызывал недовольство нек-рых противников рабства.
Большее значение имело возникновение групп, выступавших за немедленную его отмену. Самая известная из них - Американское общество борьбы с рабством, образованное в Филадельфии в 1833 г. Главная роль в его создании принадлежала страстному публицисту, редактору газеты "Либерейтор" У. Л. Гаррисону и братьям Л. и А. Таппан, преуспевающим купцам и участникам многих христианских начинаний. Во времена расцвета в Общество входило 150 тыс. чел. На многих из его руководителей повлияли проповеди Ч.Г. Финни. Свои взгляды на рабовладение они считали логическим следствием евангельской веры.
Юг ответил на воинствующий аболиционизм все большей самоизоляцией и нетерпимостью к инакомыслию. Высказывания нек-рых аболиционистов казались излишне резкими и многим сторонникам постепенного освобождения рабов на Севере. Тем не менее выступления и сочинения Г. БичерСтоу ("Хижина дяди Тома"), Т. Уелда и Дж. Берни оказывали огромное влияние. Хотя многие северяне не причисляли себя к аболиционистам, постепенно удалось внушить значительному числу людей убеждение в том, что рабство - зло, крое могут искоренить только радикальные меры. Цели аболиционистов осуществились после победы в Гражданской войне и принятия в 1865 г. 13-й поправки к Конституции. Аболиционизм был важнейшим движением за реформы в XIX в.
J.N. AKERS(nep. Д.Э.) Библиография: J.M. McPherson, Struggle for Equality; L. Ruchames, ed., Abolitionists; G. Sorin, Abolitionism: A New Perspective; J.L. Thomas, ed., Slavery Attacked; R.G. Walters, American Reformers 1815-1860.
Аборт (Abortion).
Преднамеренное прекращение беременности, предполагающее умерщвление эмбриона или зародыша. Хотя выкидыш иногда рассматриваюткак "непредумышленный аборт", эта статья будет посвящена только "предумышленному аборту".
Христианский взгляд на аборт в противоположность дохристианскому язычеству суммирован в высказывании Г.О. Дж. Брауна: "Подавляющее большинство духовных лидеров протестантизма, начиная с эпохи Реформации и до наших дней, однозначно против абортов. Для протестантов, живущих в соответствии с библейскими заповедями, нет никаких сомнений в том, что аборт есть величайшее зло, ибо здесь имеет место посягательство на образ Божий в развивающемся ребенке" (The Human Life Review, Fall, 1976).
Позиция К. Барта в этом вопросе представляется нормативной: "Нерожденное дитя - это прежде всего дитя. Оно еще развивается и не обладает независимым существованием. Но это человек, а не вещь, его нельзя рассматривать просто как часть материнского тела... Тот, кто уничтожает зарождающуюся жизнь, убивает человека... Бесспорно, решительное "нет" должно быть предпосылкой всех дискуссий по поводу абортов, тем более в наше время" ("Церковная догматика", III/4, 415идал.).
Мы уже отмечали, что величайшие европейские теологи XX в. выступали против абортов. Так, напр., об этом писалиЭ. Бруннервкниге "Божественный императив"; Д. Бонхёффер в "Этике", где он назвал аборт "убийством"; Г. Тилике в "Этике половых отношений".
Общественные дебаты по вопросу абортов драматически обострились в связи с решением Верховного суда 1973 г. по делу "Роу против Уэйда". Хотя опрос общественного мнения показал, что большинство опрошенных составили себе неверное представление о решении суда, полагая, что суд признал законным совершение аборта лишь в первые три месяца беременности, в действительности суд допускал возможность аборта в течение девяти месяцев беременности. Суд полагал, что в течение первого триместра (трех месяцев) право принятия решения в этом вопросе должно принадлежать исключительно женщине и ее врачу. Во время второго триместра государство может лишь применить законы, регулирующие совершение абортов, к-рые должны производиться с соблюдением всех "разумных требований и без ущерба здоровью матери" (подразумевается, что аборты могут делать лишь профессиональные врачи, а соответствующие медицинские учреждения обязаны учитывать требования органов здравоохранения). В течение последнего триместра государство, в соответствии с решением суда, имеет право запрещать аборты, кроме тех случаев, когда это необходимо для сохранения "здоровья или жизни" матери. Однако поскольку суд слишком широко трактовал понятие "здоровье", включая в него психологические и эмоциональные факторы, то фактически запрещение абортов - даже если они совершались чуть ли не перед самыми родами - во многих случаях могло рассматриваться как "незаконное". Наделе это означало, что аборты было невозможно запретить на протяжении всего срока беременности, если доктор, наблюдавший за состоянием беременной, полагал, что дальнейшее вынашивание плода может нанести психологический ли-60 эмоциональный ущерб ее здоровью.
Сторонники абортов приводят три основных аргумента в защиту своей позиции. Вопервых, решение женщины еделать аборт составляет существенную часть ее права выбора (иногда это называют ее "интимным правом", или правом "распоряжаться собственным телом"). Ответ противников абортов вкратце сводится к тому, что человеческая свобода действий простирается только до известных пределов, переходя к-рые она посягает на права другого. В данной ситуации необходимо учитывать как права матери, так и права нерожденного ребенка. Противники абортов отказываются видеть в нерожденном ребенке всего лишь придаток тела матери и считают его полноценным человеком, обладающим собственными неотчуждаемыми правами.
Второй аргумент, к-рый обычно приводят в оправдание абортов, исходит из того, что политика их запрещения означала бы навязывание нашему законодательству частных моральных суждений, специфической системы ценностей. Эта позиция основана на допущении (иногда оно выражено явно, но гораздо чаще принимается неявным образом), в соответствии с к-рым такое "морализирование в вопросах законодательства" неприемлемо в обществе, придерживающемся принципов плюрализма. Противники абортов отвечают на это, что не существует такой позиции, края была бы "нейтральна по отношению к ценностям". Вопрос не в том, получат ли отражение в нашем законе и социальной политике та или иная мораль и определенная система ценностей, а в том, чьи это будут ценности и чья мораль. Далее, противники абортов утверждают, что наш закон будет в том случае максимально нейтральным по отношению к ценностям (по крайней мере в том смысле, к-рый вкладывают в понятие "нейтральности" в демократическом обществе), если Верховный суд оставит за государством право решать вопрос об абортах, как это было до 1973 г. Действительно, игнорируя мнения общественности всех пятидесяти штатов, фактически именно Верховный суд и те, кто поддерживает вынесенные им в 1973 г. решения по вопросу абортов, выступают в роли правонарушителей и пытаются навязать свои частные взгляды обществу, крое придерживается принципов плюрализма.
Смысл третьего аргумента - к нему также часто прибегают сторонники абортов - сводится к тому, что необходимо защитить качество жизни матери и тех детей, к-рые должны появиться на свет. Так нашим политикам навязывается этика качества жизни в противоположность традиционной иудеохристи-анской этике " святости жизни ". Заостряя внимание на т. н. тяжелых случаях (беременность как следствие изнасилования или половых отношений подростков, инцест, а также ситуация, когда о будущей матери известно, что она плохо обращается со своими детьми), этот аргумент может эмоционально повлиять на многих людей, чувствительных к чужим страданиям. Однако, сочувствуя несчастным, врачи, ученые, политики, философы, а также представители иных профессий фактически претендуют на то, чтобы им было дано законное право решать, кому позволено появиться на свет и какие "результаты зачатия" надлежит "аннулировать". Противники абортов считают морально и теологически неприемлемой такую точку зрения, согласно крой право эмбрионов на жизнь зависит от их генетических или физических характеристик, а также от того, насколько они "желанны" и в какую сумму обойдется их воспитание родителям или обществу. М. Маггеридж и др. убедительно продемонстрировали, что аргумент в пользу качества жизни (к-рый они назвали "дьявольским"), противостоящий святости жизни, точно так же можно отнести и к тем, кто либо с момента рождения, либо в процессе развития считается дефективным, что и делали в нацистских лагерях смерти. Здесь можно оказаться на скользкой дорожке, ведущей от разрешения абортов к активной эвтаназии, а наши социальные законы и общественные ценности, по всей видимости, стремительно развиваются именно в этом направлении.
В дополнение к основному вопросу, допустимы ли аборты вообще, и если да, то при каких обстоятельствах, в судебных и законодательных органах поднимаются и вопросы второстепенные. Подразумевает ли конституционное право на аборт, что его стоимость нужно выплачивать из общественных фондов? Может ли государство требовать, чтобы девушкам, не достигшим совершеннолетия, делали аборт лишь после того, как их родители дадут на это согласие или по крайней мере будут проинформированы? Следует ли ограничить число медицинских учреждений, в к-рых делают аборты, больницами, имеющими государственную лицензию? Может ли муж оказывать влияние на решение жены или же он в этом вопросе остается пассивной стороной? Позволительно ли требовать от врачей, специализирующихся на абортах, чтобы они предварительно охарактеризовали состояние и уровень развития зародыша, а также подробно описали ход операции женщинам, к-рые готовы на нее, и если да, то следует ли врачу установить определенный срок до совершения операции, чтобы женщина была "обеспечена необходимой информацией и у нее было время на размышление"? Допустимо ли преследовать в судебном порядке тех лиц, к-рые специально посещают клиники, где делают аборты, чтобы отговорить женщин от убийства своих нерожденных детей? Мы назвали всего лишь несколько из множества тех вопросов, к-рые разбирают в судебных и законодательных органах с 1973 г., когда Верховный суд вынес решение по делу "Роу против Уэйда".
Хотя фундаменталисты и евангельские христиане выступают против разрешения абортов, они тем не менее не смогли прийти к согласию в вопросе о том, как наиболее достойным и действенным образом ответить на радикальные изменения в законодательстве. Вплоть до недавнего времени фундаменталистская доктрина отделения от мира толковалась ее приверженцами так, что они отказывались принимать участие в обсуждении социальных и политических вопросов. С этой точки зрения "мир" настолько зол и порочен, что едва ли возможно сделать чтолибо для спасения его структур и институций. Надежда возлагается лишь на пришествие Христа, на Страшный суд и на сотворение нового неба и новой земли. Как бы то ни было, на выборах 1980 г. фундаменталисты проявили необычайную политическую активность, причем вопрос о запрещении абортов стоял у них на повестке дня, края их усилиями получила широкую известность. Одним из несколько курьезных последствий неожиданного интереса фундаменталистов к политическим и социальным вопросам было то, что их братья, евангельские христиане, оказались из этих двух консервативных протестантских групп чуть ли не вбольшейстепени "отделенными".
Несмотря на то что личная позиция большинства евангельских христиан говорит о неприятии абортов, нек-рые из них проявили безучастность по отношению к действиям своих братьев, к-рые активно прилагают усилия к тому, чтобы внести изменения в Конституцию, или пытаются какимто иным образом добиться улучшений в законодательстве. Те, кто не стал активистами движения Pro life ("Во имя жизни"), объясняют свое бездействие различными причинами. Нек-рые евангельские христиане считают, что вопрос об абортах лежит в сфере частной морали, а не общественного законодательства. Других в той или иной степени убеждает аргумент "качества жизни", особенно если речь идет о "тяжелых случаях". Третьи усматривают в движении активистов излишнюю резкость или ск-рытые политические мотивы и по этой причине уклоняются от активной деятельности и не поддерживают целей движения. В конечном итоге позиции нек-рых ведущих протестантских деноминаций, выступающих за разрешение абортов, способствовали тому, что нек-рые евангельские христиане пришли к выводу: аборт - слишком сложная проблема и допускает возможность различных позиций среди христиан.
С. Horn, III (пер. В. Р.)
Библиография: H.O.J. Brown,Death Before Birth; J.S. Carton, Who Broke the Baby? G. Grisez, Abortion: The Myths, the Realities and the Arguments; T. Hilgers, D. Horan, and D. Mall, eds., New Perspectives on Human Abortion; B.N. Nathanson and R.N. Ostling, Aborting America; J.T. Noonan, Jr.,A Private Choice: Abortion in America in the Seventies; J. Powell,Abortion.• The Silent Holocaust; C.E. Rice, The Vanishing Right to Live; J. C. Willke, Handbook on Abortion.
Свежие комментарии