Тулум — город рассвета
Из испанских и индейских хроник известно, что в каждом юкатанском государстве-«провинции» имелся один или несколько крупных городов. Однако, после конкисты (завоевания) испанцы возвели на их месте свои собственные селения и города, использовав для строительства тесаный камень, взятый из древних дворцов и храмов. Позднее всякие следы доколумбовой жизни были почти целиком погребены под многовековыми напластованиями колониальной поры и под современными постройками.
Один выдающийся памятник той смутной для майя эпохи избежал общей печальной участи и почти без изменений сохранился до наших дней. Речь идет о Тулуме (Tulum) — сравнительно небольшом древнем городе майя (564 год нашей эры), расположенном в Кинтана-Роо, на восточном побережье полуострова Юкатан.
В фольклоре современных майя есть сказка о том, как в древние времена Тулум был соединен с городами Коба, Чичен-Ица и Ушмаль посредством кушан сан — дороги, подвешенной в небе. Эта кушан (живая) сан (веревка) имеет под собой реальную археологическую базу — одно время эти города на самом деле связывали мощенные камнем дороги.
Возведённый на известняковой скале над сине-зелеными волнами Карибского моря, Тулум был надежно защищен и самой природой, и человеком: с трех сторон его окружала высокая и толстая каменная стена, а с четвертой — десятиметровый утес, круто обрывающийся в море.
Тулум — означает в переводе с языка майя «стена», «укрепление», так как город обнесен стеной. Но в древности он, видимо, носил другое название. Есть все основания считать, что в доиспанскую эпоху Тулум был известен местным индейцам под названием Сама — «город рассвета».
Истоки Тулума уходят в далекое прошлое. Его расширяли в период пребывания на Юкатане тольтеков, и он был населен, когда испанцы на четырех кораблях под командованием Хуана де Грихальвы плыли вдоль морского побережья в мае 1518 года.
Священник Хуан Диас сообщил о том, что видел «три больших города на расстоянии двух миль друг от друга. Там было много каменных домов… перед нашими глазами предстал такой большой город, что Севилья не показалась бы больше его. Там была очень высокая башня, на берегу стояла огромная толпа индейцев, которые несли два штандарта, которые они поднимали и опускали, давая нам сигнал приблизиться». В реальности там было четыре города: Шельха, Солиман, Тулум и Танка, расположенные так близко друг к другу, что создавалось впечатление одного продолжающегося города.

Эль-Кастильо, Тулум. Фредерик Кэтервуд, 1844 год
Тулум – самый большой и впечатляющий город майя на восточном побережье Юкатана. И хотя он был замечен еще в XVI веке, его настоящими первооткрывателями могут считаться Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд, которые прибыли в Тулум в середине марта 1842 года.
Тулум — единственный памятник, который по своему внешнему виду и планировке целиком соответствует нашему представлению о древнем городе. Зажатый между морем и каменной стеной он имеет четкую форму прямоугольника, длинная сторона которого тянется параллельно морскому берегу. Стена была сложена насухо из грубо отесанного камня и носила явно оборонительную функцию. Общая ее протяженность составляла свыше 721 метра, высота — от 3 до 5 метров, а толщина — до 5 метров.
В стене было сделано пять проходов-ворот, каждые из которых могли пропустить единовременно только одного человека. Караульные помещения располагались на западном конце города. За его пределами земля сплошь покрыта густой растительностью болот, которые простираются на много километров в глубь материка. Северо-восточные ворота представляли собой проход в стене, который выходил на мощеную дорогу в направлении города Шельха, расположенного в 10 километрах от Тулума, а где-то неподалеку от него был поворот на город Коба, и оттуда дорога вела в Чичен-Ицу. Внутри этих ворот была сооружена постройка из трех помещений, стоявшая над единственным в городе источником воды — небольшим сенотом, дававшим жителям города свежую воду.
Внутренняя площадь четырехугольника, огражденного стеной, имела размеры 380×170 метров. Большую ее часть занимали каменные дворцы и храмы, размещенные вдоль трех длинных и параллельно идущих прямых улиц. Главная улица, разбитая строго по линии север-юг, соединяла ворота, пробитые в противоположных друг от друга боковых участках оборонительной стены.
Наиболее значительный архитектурный ансамбль Тулума — Эль-Кастильо (El Castillo). Это сооружение высотой 7,5 метров расположено в центре города на скалистом холме и видно с моря на большом расстоянии. На вершине Эль-Кастильо находится приземистый храм, у которого когда-то была крыша на деревянных балках. Возможно, это небольшое святилище использовалось в качестве маяка для подплывающих лодок. Это здание отмечает разрыв в барьерном рифе, который проходит вдоль побережья.

Эль-Кастильо
В том же месте расположена небольшая бухточка, пляж для высадки и расселина в утёсах, что делало его идеальным для швартовки торговых лодок. Вероятно, такой набор географических особенностей и был причиной основания Тулума, который стал важным майянским портом.
Внутри обнесенного стеной пространства, над которым возвышается Эль-Кастильо, стоят десять других построек, возведенных в различные периоды. Расположенный в юго-западной части храм ныряющего бога представляет собой не только самую живописную постройку в Тулуме, но и одну из тех немногих, что сохранилась.

Храм ныряющего бога
Его интерьер, наружные стены и обе стороны дверного проема покрыты фресками. В нише над дверью помещена алебастровая фигура ныряющего или спускающегося крылатого бога, прыгнувшего головой вниз к земле. Было установлено, что это бог пчел — Ах Муцен Каб.

Храм ныряющего бога.
Архитектура Тулума типична для городов майя восточного побережья полуострова — квадратные приземистые очертания, грубая каменная кладка, плоские крыши на деревянных балках и масса лепных алебастровых фигур на фасадах. Прослеживаются здесь и чисто мексиканские черты, свойственные Чичен-Ице и Майяпану, например, колонны в виде пернатых змей, разделяющие дверные проемы в святилищах.
На наружных и внутренних стенах Эль-Кастильо, а также других святилищ и храмов часто встречаются фресковые росписи. Наиболее хорошо сохранившиеся фрагменты найдены в двухэтажном Храме Фресок (Temple of the Frescoes).
По стилю эти росписи очень близки рисуночным рукописям индейцев миштеков из горной Оахаки (X—XVI веков), но по содержанию — чисто майянские. Здесь представлены различные боги майя: бог дождя Чак со скипетром правителя в руках, женские божества, совершающие какие-то сложные ритуалы среди ростков фасоли, бог неба Ицамна, различные животные.

Фрагмент изображения бога дождя.
На одной из фресок Чак изображен сидящим верхом на четырехногом звере довольно значительных размеров. Учитывая явную необычность этого мотива для всей доколумбовой иконографии Мексики и Центральной Америки, можно предположить, что майя, жившие в конце XV — начале XVI веков на восточном побережье Юкатана, уже видели или, скорее, слышали об испанских всадниках, сеявших в те годы ужас и смерть на островах Вест-Индии (Куба, Гаити, Ямайка).
Храм бога ветра (Templo del Dios del Viento) служил в качестве смотрового поста, где была система штормового предупреждения. В крыше здания было отверстие, которое производило свист во время сильного ветра. Когда жители города слышали свист, они знали, что приближается шторм.

Храм бога ветра.
Дом Чултун (Casa de Chultun) в переводе с языка майя означает «место для сбора дождевой воды», в нем размещалась ёмкость для этой цели.

Дом Чултун.
Артефакты, найденные в городе и рядом с ним свидетельствуют о том, что морские и сухопутные торговые пути из центральной Мексики и Центральной Америки сходились в Тулуме. Были обнаружены медные предметы из мексиканских нагорий, предметы из кремня, керамика, благовония и золотые предметы, созданные во всех частях Юкатана. Соль и текстиль привозились в Тулум по морю, а затем распределялись вглубь полуострова, откуда привозились экспортируемые перья и медные объекты. Товары перевозились по морю до устьев рек, таких как Рио-Мотагуа или Усумасинта, и на небольших каноэ поднимались вверх по течению.
Укрытый с моря грозными коралловыми рифами, а с суши — непроходимыми болотистыми джунглями, Тулум, вероятно, мог существовать какое-то время спустя даже после высадки на Юкатане конкистадоров Франсиско де Монтехо в 1527 году. Но это, отнюдь, не меняло общей безрадостной картины. С XV века следы разброда и упадка все явственнее проявлялись в жизни юкатанских майя.
Это была агония великого народа, печальный закат некогда блестящей цивилизации. Часы истории неумолимо отсчитывали свой срок. У майя не оставалось больше времени ни для творческих поисков, ни для политических преобразований. На голубых просторах Атлантики маячили уже паруса испанских кораблей, несших с собой разрушение и гибель всему прежнему укладу жизни индейской Америки.
Крещенский сочельник: обычаи и традиции - 18 января 2006 г.
18 января православные верующие отмечают Крещенский сочельник - канун великого праздника, когда по традиции в православных храмах в первый раз совершается чин великого освящения воды.
В храме Христа Спасителя после торжественной службы его совершит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По церковному уставу, верующие в этот день постились и не вкушали никакой пищи до освящения воды. Разрешалось только блюдо из вареных круп, так называемое сочиво. В храмах совершаются особые молитвы о ниспослании воде благодатной силы, после чего священник троекратно погружает в воду крест. Это водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о крещении Спасителя в Иордане.
Крещенская вода называется Великой агиасмой, то есть великой святыней. Согласно учению Церкви, всякому, прикасающемуся к ней, дается "освящение, здравие, очищение и благословение". По свидетельству святого Иоанна Златоуста, она остается свежей в течение года и даже более.
Крещенской водой наши предки окропляли жилища, а крещенским снегом умывались. Сам же праздник получил название Водокрещи, так как в этот день совершались водосвятия на реках и озерах. Целыми семьями ходили "на Иордан", как называли предки этот обряд, во время которого крест опускали в прорубь и совершали молебен с крестным ходом. Крещение - одно из семи главных церковных таинств.
На Руси в канун праздника принято было делать "иордань": на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем.
18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла.
В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.
Во многих местах в сочельник снимали святочные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть бадняка (обрядового полена, горевшего все святки) и зарывали ее в землю посреди поля либо прятали в укромное место и хранили до следующего Рождественского сочельника. Обрядовый хлеб, лежавший в "красном углу" в продолжение святок, скармливали скоту и домашней птице, кое-где то же самое делали и с остатками святочной пищи.
В русских селах в канун Крещения воду освящали в храмах, в колодцах или прямо на реке. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные.
Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, в основном из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в "Крещенский вечерок" ходить по домам колядовать. В Македонии и некоторых других местах в это время совершались заключительные обходы русалий. У восточных славян в Крещенский сочельник славили плуг. Этот обряд должен был благотворно воздействовать на плодородие земли.
И все же, несмотря на многочисленные и многообразные народные традиции, верующие большую часть сочельника старались провести в храме - на необыкновенно красивых, духовно всеобъемлющих службах кануна Крещения Господня.
Свежие комментарии