Перспективы развития ВКС РФ. Самолеты ДРЛОиУ

Необходимое предисловие
Да простят мне пишущие на эту тему (хотя можно и не прощать), но последнее время очень много людей рассуждают о том, как должны измениться стратегия и тактика ВКС РФ в современных условиях, особенно учитывая последний боевой опыт.
К моему огромному сожалению, 90% таких материалов сводится к некоей игре «А вот у них – а вот у нас». Иногда встречаются очень даже неплохие осмысления линейки развития некоторых классов американских самолетов, но не более того. Понимания же того, что современная война – это комплексное мероприятие, направленное на уничтожение живой силы и техники противника с последующим захватом чужих территорий, присутствует далеко не у всех. А непосредственно понимания, какие нам нужны самолеты, чтобы выполнить все задачи – и подавно.
Поэтому с тем, как там «у них», мы поговорим позже. Сперва разберемся с тем, что есть у нас и что с этим делать.
Итак, стратегия. Как говорили древние, тактика выигрывает битву, стратегия выигрывает войну. В чем заключается современная стратегия применения авиации? Завоевание превосходства в воздухе, уничтожение наземной инфраструктуры авиации противника, поддержка своих частей и уничтожение тыловых структур противника. И к этому разведка, противодействие и снабжение.
Армейскую авиацию, как очень специфичный вид войск, мы оставим на потом, равно как и стратегическую авиацию, как самый дорогостоящий и бесполезный вид авиации.
Начнем же с тех видов авиации, где нам действительно крайне необходимо развитие, и не просто развитие, нам нужны новые машины. Ну просто потому, что зачастую старых как-то и нет.
Самолеты ДРЛОиУ

Мало того, что самолетов у нас практически нет (6 или 7 А-50/А-50У), так они еще устарели, фактически в прошлом веке. И вот эти старые машины на вес золота, потому что они хоть как-то, но могут отработать по противнику и дать целеуказание летчикам и ракетчикам.
Причем, как показала практика, уже весь мир начал отказываться от огромных, медленных и неуклюжих гробов, и только у нас Ил-76 – свет в конце тоннеля. Американцы тоже начинают понимать, что их Boeing E-3 Sentry такое же старье, как и наш А-50, но и закупать E-7A Wedgetail не спешат.
Почему? А всё, мир изменился. Огромный утюг, как только окажется в зоне действия любого оружия, – груда горелого металла на земле. Без шансов на спасение.
Кто-то не согласен? Кто-то считает, что шансы есть? Я вас отправлю к семьям экипажей Ил-20 и А-50, с ними поговорите и расскажите, что у нас такая защита стоит – ничего можно не бояться. Но и Ил-20 в Сирии, и А-50 рядом с Крымом были сбиты старой до невозможности ракетой ЗРК С-200. Практически своей. Про Ил-22, который в моей области марширующие на Москву «Вагнера» сбили, вообще молчу, там исполнителем был анахронизм «Стрела-10».
Нет никаких шансов у современного самолета от Ил-20 до Ил-76 уклониться или защититься от ракеты. Как показала практика, это 10-20 трупов (причем высококлассных специалистов) и минус самолет при любом раскладе.

А если учесть, что сегодня средством поражения может быть и БПЛА, стоимость которого в 10–15 раз меньше стоимости ракеты…
Американцы начинают смотреть в сторону аппарата, подобного их морскому самолету ДРЛОиУ Е-2С «Хокай». Да, он древний, как я не знаю что, но: он небольшой, легкий, маневренный, с небольшим экипажем из пяти человек (2 пилота и 3 оператора БИЦ). И на его базе делают новый, так называемый «Продвинутый Хокай», с более современными двигателями, новой РЛС и всем комплексом наблюдения (говорят, усеченный AN/SPY будет), и этот самолет интересует не только авиацию флота, но и ВВС.

Логично.
Шведы тоже на базе бизнес-джетов «Гольфстрим» чего только не делают, и на их Saab 340 AEW&C очередь на три года вперед стоит. По той же причине.

Хорошо, где мы, а где шведы с американцами, согласен. Но можно посмотреть на китайцев, они же какую прелесть делают! Я про их KJ-200 и KJ-500. Особенно про 200-й. Никаких крутящихся огромных антенн, всё на АФАР, вес небольшой, наштамповали столько, что зубы сводит от зависти. До сотни не дошли, но о чем мы, когда у нас разговоры на штуки идут?

KJ-200

KJ-500
Да, у них — у нас. Но у нас, по сути, ничего. С «Премьером», который А-100, вообще что-то непонятное происходит, некоторые источники говорят, что вообще программа может быть свернута. Но тут два варианта, плохой и хороший. Плохой — это «Армата». Долго рассказывали, как будет хорошо, а вышло как обычно. Второй — это пересмотр программы в целом.
СВО показала, что самолеты ДРЛОиУ нужны для эффективной, а главное, безопасной работы авиации. И их нужно столько, сколько необходимо для того, чтобы работа такого воздушного комплекса была обыденным делом, а не подарком небес.
Соответственно, вот и расклад, каким должен быть современный самолет ДРЛОиУ: небольшой, маневренный, недорогой по сравнению с А-50.

А-50. Способен «держать» по фронту до 1000 км, видеть бомбардировщик на расстоянии до 650 км, истребитель — до 450 км, крылатую ракету — до 200 км. Может отслеживать до 300 целей и управлять 12 истребителями.
И стоит это великолепие 500 миллионов долларов.
Не будет ли эффективнее на месте А-50 пять самолетов размерами с Ан-30 и стоящие в пять раз меньше, пусть и с меньшей в пять раз эффективностью?

Такой самолет, «Русский Хокай», мог бы держать под наблюдением 100-120 км по фронту, отслеживать 50-60 целей и наводить, скажем, 2-4 самолета на цели.
В чем смысл? Да в том, что даже если такой самолет будет сбит, из 600 км фронта оголится 100. Да, будет «дырка», которую как-то можно будет нивелировать за счет других самолетов. А если сбить А-50 – всё, концерт заканчивается.
Меньший по размерам самолет быстрее строится. Быстрее оснащается. Быстрее ремонтируется. Турбовинтовые двигатели более экономичны и позволяют дольше «висеть» в воздухе. Да и за то время, что сейчас собирается один Ил-76 и переоборудуется в А-50У, можно собрать далеко не один такой самолет.
Главная проблема ВКС России в том, что такого самолета у нас просто нет. Ан-30 – всё, ушел в историю. У нас его выпускать нереально, ну если только не загрести всё предприятие «Антонов» под себя. Так-то, в общем, было бы очень даже неплохо, но, боюсь, не так скоро, как хотелось бы.
То, что поштучно, вручную, по одному самолету в пятилетку, АО «Ильюшин» делает из Ил-18 различные модификации Ил-20 и Ил-22, — это всё тоже не от хорошей жизни, и особого толка в этом нет. Самолеты переоборудуются из Ил-18, самый свежий из которых был изготовлен в 1985 году. И, как ни крути, самолет из прошлого века не может восприниматься всерьез сегодня. Хотя бы в плане ресурса.
Была определенная надежда на Ил-112В, самолет подходил под все требования, и из него можно было бы сделать самолет ДРЛОиУ, но, увы, мы все знаем, чем дело закончилось. А продолжения пока что нет и не предвидится.

Вот вам и направление развития. Безо всяких ссылок на американцев. Почти.
ВКС России нужен самолет ДРЛОиУ. Небольшой, чтобы можно было спрятать в ангар на любом аэродроме, чтобы он мог оказаться на рубеже работы тогда, когда это необходимо, а не когда он сможет прилететь с безопасного аэродрома к линии фронта. Да и вообще, есть ли они, эти безопасные аэродромы? Понятно, что на Камчатке есть. Но оттуда очень сложно работать в европейской части страны.
Так что вот он, вектор: самолет взлетным весом до 25-30 тонн, два турбовинтовых двигателя, способные дать ему скорость до 800 км/ч, экипаж 2 человека плюс 2-4 оператора РЛС и комплекса обработки данных. Этот самолет должен «висеть» в зоне работы 5-6 часов, больше не надо, дальше идет физическая усталость и вызванная ею невнимательность экипажа. И все эти дозаправки в воздухе оказываются не нужны. Самолет вылетел из стандартного ангара на аэродроме, отработал, вернулся, сел. Экипаж отдыхать, самолет в ангар и готовить к следующему вылету.
Самое интересное, что у нас роль такого самолета сегодня выполняют летчики на Су-35. Да, шикарный радар этого самолета позволяет смотреть очень далеко и отслеживать даже пуски зенитных ракет (очень полезная опция) по другим самолетам. И зачастую так работа и идет: Су-34 сбрасывают, что там у них есть, а выше висит 35-й и контролирует тактическую обстановку.
Но Су-35 в первую очередь истребитель, к тому же одноместный. Здесь как раз мы подходим к тому, что Су-30 или МиГ-31 в этой роли смотрелись бы лучше, но у Су-30 радар слабее, а МиГ-31 использовать в такой роли тоже не совсем эффективно. Так что Су-35 оказался лучшим. Хотя он и так лучшее, что есть у нас, да и в мире тоже.
Так что да, нормальный тактический самолет ДРЛОиУ необходим, и чем быстрее – тем лучше.

И таких самолетов ВКС России нужно много. 30 штук минимум, а потому вот вам цепочка: самолет – средства наблюдения – обработка и передача информации – результат.
Начать нужно с самолета. Затем — базы с необходимой инфраструктурой, где первоочередной является задача создания противодроновой защиты.
Далее — вопросы обработки и передачи информации. У наших противников есть Link 16, система, позволяющая передать массив информации с координатами цели любому звену цепочки, включенной в систему. То есть, вплоть до командира артиллерийской батареи, который на основе полученных данных сможет самостоятельно принять решение об открытии огня по готовности.
Многие страны, у которых нет подобных систем, а таких стран действительно много, тратят очень много времени именно на передачу информации. Возьмем, как пример, любую страну, где есть разведывательные самолеты, но нет аналогов Link 16. Пакистан подойдет.
Самолет ДРЛОиУ обнаружил, скажем, ПУ тактической ракеты и в 30 километрах от нее колонну бронетехники. Информация уходит сперва на свой командный пункт, откуда ее уже транслируют в штаб ВВС, где принимается первичное решение «можем – не можем», в случае невозможности поражения с воздуха информация идет в центр принятия решений сухопутных войск, где решают, кто будет отрабатывать по целям. Затем идет выдача боевых заданий ракетчикам или артиллерии.
В общем, как показывает практика, времени на принятие решений и согласования может уйти много или очень много. До нескольких часов. За это время пусковая может дать залп и уйти из района, а колонна достигнуть цели.
И такими самолетами, способными быстро передавать информацию, необходимо укомплектовать всю сухопутную часть страны.
А вот на морских просторах Северного Ледовитого и Тихого океанов, наоборот, большие самолеты, способные находиться в воздухе 6+ часов, будут более уместны. В тех районах и угроз меньше, и расстояния больше. Но, как вы понимаете, это будут уже флотские самолеты, в основном ориентированные на работу с Северным и Тихоокеанским флотами и частями береговой обороны. И в этих районах самолет ДРЛОиУ, способный «держать» до 1 000 км по фронту, будет весьма полезен.
На Севере А-50 и его потомки будут чувствовать себя уютно: аэродромов откровенно мало, но дальность позволяет делать патрульные полеты с большим «плечом». То же и на Тихом океане, только там угроз в разы больше, но об этом мы поговорим позже.
Северное и Восточное направления разительно отличаются от Запада и Юга, так что вот здесь важна поддержка летающих танкеров. У нас не так много Ил-78М и Ил-78М-90А, но как раз для того, чтобы обеспечить топливом самолеты разведки, противодействия и истребители прикрытия, их будет более чем достаточно.

Вот такая первая часть видения того, в какую сторону должны направить усилия российские ВКС для того, чтобы действительно обеспечить себе в будущем превосходство как стратегическое, так и тактическое. В следующей части будет предложено рассмотрение направлений развития самолетов РЭБ и РТР. К сожалению, сделать всё это в объеме одной статьи просто нереально.
Свежие комментарии