На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Молотков
    Хорошая статья Юрий. И комментарий твой, тоже. По моему тема раскрыта в статье довольно ёмко и чётко. Хотя конечно, т...Студенческие прот...
  • Юрий Ильинов
    Такер Карлсон взял интервью у российского философа и политолога Александра Дугина Известный американский журналист Та...Студенческие прот...
  • Валерий Холодок
    Здравствуйте, Юрий. Всё это происки МАТЕРИИ. Чистый ДУХ не возможно совратить и ОН не может навредить. Беда в том, чт...Госдума запрещает...

Владимир Иванович Поветкин

Владимир Поветкин

Владимир Иванович Поветкин - один из тех людей, которых по праву можно назвать народным достоянием России.

21 ноября - 40 дней, как его нет. Царствие ему небесное!

Музыковед и реставратор Владимир Иванович Поветкин внесен в Книгу мировых достижений "Диво" как человек, воссоздавший самые древние гусли. Впрочем, и другие музыкальные инструменты Руси XI века: варганы, гудки, жалейки...
Родился 26 февраля 1943 года в Быковском районе Сталинградской области. Закончил в Курске художественно-графическое педагогическое училище. Служил на Балтике и Севере в Военно-морском флоте.
С 1969 г. жил и работал в Новгороде. Выполнял художественные работы для Новгородского музея-заповедника. Параллельно занимался деревянной скульптурой: разрабатывал проекты монументальных движущихся и звучащих скульптур.

В 1975 году приступил к реставрации и реконструкции археологических находок - деревянных предметов быта древних новгородцев, а несколько позже и берестяных грамот.
Tогда же занялся реконcтрукцией музыкальных инструментов древнего Новгорода.
В 1978 году им по собственной методике были воcстановлены в звучании уникальные лирообразные гусли середины XI века. Это на их обломке сохранилась резная надпись "Словиша".

Огромное количество ежегодно открываемых Новгородской археологической экспедицией (руководитель - академик В.Л. Янин) свидетельств древней музыкальной культуры, большой опыт и оригинальная разработанная методика реконструкции гуслей, гудков, сопелей, варганов, различных шумовых инструментов - все это привело к созданию неповторимого в России и Европе Новгородского Центра музыкальных древностей.

Центр возникал долго и трудно. Его активные сторонники и созидатели (Д.С.Лихачев), писатели (Д.Балашов, С.Мантейфель), академики В.Янин и А.Зализняк, журналисты, общественность.
Центр оформился в 1990 г. как общественная организация при Советском Фонде культуры.
С 1991 г. Центр музыкальных древностей действует как самостоятельная организация, ведет научную работу, связанную со всем комплексом вопросов по русским музыкальным древностям, фольклористике, песенным традициям, ежегодным археологическим находкам, выполняет обширную культурно-пропагандистскую программу находкам.
Владимира Поветкина хорошо знают в Швеции, Дании и Норвегии, где он неоднократно выступал на конференциях, мастер-классах, фестивалях.
Владимир Иванович - кавалер международного ордена Cв. КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО.
Статьи разных лет можно посмотреть здесь: http://www.bibliotekar.ru/rusPovetkin/index.htm

Владимир Иванович Поветкин скончался 10 октября после долгой и продолжительной болезни. Ему было шестьдесят семь лет...

Играет Владимир Ивнович Поветкин

Звучит 3-х струнный гудок (инструмент, на котором играют смычком):

А вот так, ставя инструмент на колени, играл на гуслях легендарный новгородец Садко:

!

А вот гусли, которые кладут на колени - это уже современный концертный вариант.

Центр музыкальных древностей Владимира Поветкина - это совсем особое место. Прежде всего тем, что буквально всё - от скамеек для слушателей до подстаканников из бересты сделано его руками. А ещё там собрано много живых, тёплых вещей, наполненных дыханием истории. Везде - и в прихожей, и в зале, и в нижней части - не хочется называть её подвальной, так там изумительно хорошо! - небольшие уголки, где старинный буфет, старые фото, вещи из фольклорных экспедиций как будто рассказывают вам бесконечные истории и сказки.

Во время раскопок часто находили непонятные детали, странно обработанные кусочки дерева. Предположили, что это могут быть фрагменты музыкальных инструментов. И вот тогда Владимир Иванович задался целью восстановить эти инструменты. Некоторые реконструкции инструментов уже проводились, но это были лишь молчаливые копии со вставленными найденными фрагментами...

Владимир Иванович отправился искать тех, кто ещё мог помнить, как играли на народных инструментах. Шаг за шагом, собирая по крупицам сведения, показывая старикам свои реконструкции, он понемногу понял, как надо было на них играть. Глаз художника подсказывал правильные пропорции там, где не хватало фрагментов...

И вот наконец его гудки и гусли заиграли!

Но этого было мало. Он понял, что инструменты живы, когда они играют для тех, кто поёт и танцует. Так появился музыкальный ансамбль, созданный не для сцены, а для ПРОЖИВАНИЯ в старинной традиции, народной и музыкальной. В центре появились ткацкие станы, скамейки закрылись ткаными половичками. Участницы ансамбля учились ткать и вышивали головные уборы. Одна из девушек сделала себе полный свадебный костюм, в котором вскоре и венчалась.

Так появился уголок настоящей жизни, где рукоделие и пение, обряд и жизнь стали идти вместе.

Когда-то Владимир Поветкин удивлял и эпатировал новгородцев своей русской рубахой-косовороткой. Потом привыкли. Не к рубахе - к Прветкину-оригиналу... А теперь в новгороде никто не удивится, если и встретит женщину в русском сарафане или мужчину в косоворотке и с тканым пояском. Причём, это одевается не как костюм, а как повседневная привычная одежда.

Вот здесь можно посмотреть сюжет ТВ о выставке в Центре Поветкина:

!

И напоследок - немного моих фото из Центра Музыкальных древностей:

Интерьер зала

Интерьер зала

Скамеечки

Скамейки

Светильник и полати

Светильник и полати с ткацким станком

Бубенцы

Бубенцы

уголок в зале

Уголок в зале

головные уборы

Головные уборы работы участниц ансамбля

Прихожая

Прихожая и вход в зал

Буфет

Буфет в прихожей

Подстаканник

Подстаканник работы В. Поветкина

Крыльцо

Крыльцо - последняя работа Владимира Ивановича Поветкина. После неё он уже не встал...

Картина дня

наверх