
После подписания Люблинской унии, в 1569 году, Польское королевство и Великое княжество Литовское образовали единое государство - Речь Посполитую, а вместе с Литвой к Польше были присоединены и земли юго-восточной Руси, принадлежавшие литовцам. Если литовцы предоставляли украинскому населению относительную социально-экономическую, религиозную и культурную свободу, то поляки вмешивались во все сферы жизни. И начали они с активного насаждения католицизма...
Нехороший король
В то время наука и письменность были тесно связаны с церковью, что ставило кириллическое письмо и православное образование.
Под угрозу исчезновения. В противовес католической экспансии князь Острожскои принял решение напечатать Библию на церковнославянском языке.
Василий-Константин Острожский был младшим сыном великого гетмана литовского князя Константина Ивановича Острожского. Мальчик, в четыре года потерявший отца, получил прекрасное образование в православном духе и стал покровителем православной веры.
Князь Острожский был крупнейшим землевладельцем после короля Речи Посполитой — ему принадлежали сотни городов и тысячи сел на землях Волыни, Подолья, Киевщины, Галичины, Чехии и Венгрии. Он был самым богатым украинским магнатом своего времени — его годовой доход составлял около одного миллиона злотых. Князь Острожский заботился о развитии просвещения и оказывал покровительство учёным. Он собрал огромную библиотеку западноевропейской и греческой литературы.
Для подготовки Библии Василий-Константин Острожский призвал учёных мужей со всех концов света. Это способствовало созданию Острожскои академии, которая возникла на базе славяно-греко-латинской школы, основанной в 1576 году, и стала первым высшим образовательным учреждением Украины и одним из первых университетов в Восточной Европе.
Новое учебное заведение не было университетом в современном понимании этого слова. Образование там начиналось с начальной школы, где впервые было осуществлено разделение учеников на классы, введена школьная программа и каникулы. Конечно же, и преподавателями, и студентами могли стать исключительно мужчины. Но в истории академии была и женщина — племянница князя Острожского, Гальша Острожская, которая вложила крупную сумму денег в развитие образовательного учреждения.
На оплату труда педагогов, организацию обучения и строительство помещений тратились огромные средства. Острожская академия стала символом образованности и письменности.
Общими усилиями
В поисках достоверных текстов для издания Библии князь Острожский снарядил посланников в Польшу, Чехию, Московию, Болгарию, Грецию, Рим и Палестину и собрал в Остроге группу учёных для перевода Священного Писания.
Для создания типографии Острожский пригласил знаменитого первопечатника, издателя «Апостола» Ивана Фёдорова, который к тому времени разорился во Львове.
Процесс перевода и подготовки Библии к печати длился около семи лет. Тем временем Иван Фёдоров организовал типографию не только в Остроге, но и в Дермани — при Дерманском монастыре, и напечатал несколько книг. Первым изданием Острожской типографии стал «Букварь» (1578).
Главным редактором
Острожской Библии был, скорее всего, первый ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий. Но, судя по грамматическим стилям, над ней, предположительно, работали четыре редактора. По всей видимости, они к тому же были выходцами из разных регионов.
Специально для печати Библии Иван Фёдоров изготовил шесть разных по размеру и графике шрифтов — четыре кириллических и два греческих. Печать основного текста выполнена достаточно мелким шрифтом, что свидетельствует о том, что она предназначалась не только для церковного, но и частного использования: церковнослужителям во время богослужения удобнее пользоваться крупным шрифтом, а для домашнего чтения в этом нет необходимости. Благодаря мелкому шрифту Библия не кажется массивной и громоздкой. Шрифт Острожской Библии был подобен канцелярскому шрифту того времени, то есть привычным и удобным для чтения.

Первые экземпляры Острожской Библии были выпущены 12 июля 1580 года, а основная часть — 12 августа 1581 года. Объём текста оценивается в 3240 тысяч печатных знаков. В Библии отпечатаны герб князя Острожского и типографская марка Ивана Фёдорова. В начале помещены два предисловия — Василия-Константина Острожского и Герасима Смотрицкого. В самом конце книги находится небольшое послесловие в виде молитвы Ивана Фёдорова.
В Библии отсутствуют потекстовые иллюстрации, но в оформлении широко использовались традиционные для кириллических книг декоративные элементы — заставки, концовки, инициалы.
Помимо большого технического труда для издания Библии потребовалось провести огромную научную и переводческую работу. Группа учёных и переводчиков собрала множество списков библейских книг. Они пользовались различными церковнославянскими библейскими текстами — болгарскими и сербскими, чешскими и польскими рукописями библейских книг, а также протестантскими и католическими изданиями. Удалось также получить у царя Ивана Грозного рукопись Геннадиевской Библии, созданной под руководством новгородского архиепископа Геннадия в 1499 году. При этом острожской группе учёных удалось избежать обнаруженных в ней неточностей и ошибок.
За основу ветхозаветного текста Острожской Библии была взята Септуагинта, или Перевод семидесяти толковников, — древнегреческий перевод с древнееврейского, выполненный в Александрии в IIIвеках до нашей эры. В то время эта книга пользовалась большим авторитетом в православном мире и считалась боговдохновенным источником. Все собранные острожскими учёными древнееврейские библейские тексты сравнивались и корректировались в соответствии с Септуагинтой.
Отдельные книги Острожской Библии переводились из текстов разных времён, выполненных в разных странах. Некоторые книги Библии были переведены непосредственно с Септуагинты. А книгу Ездры, которая отсутствует в греческом тексте, перевели непосредственно с Вульгаты («Общепринятая Библия») — латинского перевода Священного Писания, ставшего каноническим. Некоторые части Острожской Библии основывались на переводах Франциска Скорины.
Выход в свет
Острожская Библия состоит из 76 книг Ветхого и Нового Завета, то есть по сравнению с нынешними изданиями церковнославянской Библии в ней недостаёт только «Послания Иеремии».
Благодаря высокому качеству переводов Острожская Библия долгое время не имела конкурентов в православном славянском мире и фактически стала каноническим текстом. Когда царь Алексей Михайлович приказал напечатать Библию, то в итоге было решено переиздать Острожскую Библию с некоторыми языковыми корректировками. В результате появилась Московская Библия 1663 года, которая в России получила название «первопечатной». Этот текст использовали без изменений до 1712 года, когда Пётр приказал исправить Библию в соответствии с греческим текстом выходцу из Волыни Феофилакту Лопатинскому, но этот текст так и не был напечатан. Начатая Петром работа была завершена при императрице Елизавете Петровне, которая привлекла к работе двух преподавателей Киево-Могилянской академии — Варлаама Лящевского и Гедеона Слонимского. Исправленный ими текст был утверждён синодом Русской православной церкви. В результате появилась Елизаветинская Библия 1751 года, основанная на Острожском тексте. Эта Библия стала канонической для православных и практически без изменений переиздаётся до сегодняшнего дня.
До наших дней сохранилось около 350 экземпляров Острожской Библии, которые хранятся в музеях и библиотеках Украины, России, Беларуси, Польши, Литвы и Великобритании. Владельцами этой книги были выдающийся гравёр Александр Тарасевич, архимандрит Киево-Печерской лавры Иоанникий Сенютович, папа римский Григорий XIII, последний польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав II Адольф и кардинал Барберини. В городе Острог хранится три экземпляра Острожской Библии.
Велесова Книга, правда или кривда? Пробуждение генетической памяти.
Уникальность книги обусловлена прежде всего тем, что её текст был написан, вернее вырезан, на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками ещё в дохристианский период (за век до крещения Руси князем Владимиром) и потому отражает неведомый доселе огромный пласт истории, философии и культуры наших предков, а вместе с тем и других народов Европы и Азии древних времен.
Уже не первый год определённые силы навязчиво распространяют идею о том, что Велесова книга является фальшивкой. Даже сделанная Миролюбовым в 1942 году фотография одной из дощечек древней книги (в то время, когда отсутствовали компьютеры с их невероятными возможностями и создать фальшивку подобного уровня было просто невозможно) воспринимается ортодоксальной наукой отрицательно. За рубежом о Велесовой книге предпочитают «скромно» молчать, вернее – «скромно» замалчивают само существование этого документа, рассказывающего о нашем прошлом.
В чём же причина такой, можно сказать, чрезмерной осмотрительности? Ответ на этот вопрос, как это ни «странно», очень прост. Велесова книга отражает прошлое славян более чем за двадцать тысяч лет. Последняя запись в ней сделана волхвом в середине-конце десятого века в современном летоисчислении. Примерно в то время на землях Киевской Руси, неожиданно ставшей самой западной провинцией евразийской Империи (после бунта и отделения более западных провинций), начались для наших предков тяжёлые времена.
Когда относительно недавно мне попалась на глаза информация о Велесовой книге, я с удивлением узнал, что Юрий Петрович Миролюбов (1892-1970), сделавший знаменитую фотографию одной дощечки в Бельгии в 1942 году и срисовавший остальные, жил и работал в Сан-Франциско. Я отправился в Русский музей города Сан-Франциско, но в нём архивов Миролюбова не оказалось. Его архив был доступен только в библиотеке Института Гувера, куда я со своим другом и отправился. В архиве этой библиотеки мне удалось найти нужные мне материалы. Пока я заказывал микрофильмы архива Миролюбова, один из студентов-американцев спросил меня о том, неужели я верю информации о книге Велеса?
Подобный вопрос меня и удивил, и возмутил. Фотографии 1942 года с реальной дощечки для доказательства достоверности книги Велеса недостаточно, в то время, как отсутствие каких-либо доказательств достоверности современной версии «истории» не беспокоит практически никого. Все «древние» книги, на которых строится современная история, – печатные книги пятнадцатого столетия.
По существующей «официальной версии» истории, они представляют собой «точные копии» древних манускриптов, которые все практически одновременно сгорели вместе со всеми библиотеками древностей по всему миру, но так «своевременно» снятые копии, все до одной, сохранились в целости и сохранности. Подобная «информация» почему-то сомнений ни у кого не вызывает, а подлинная фотография 1942 года подвергается сомнению. Существование двойных стандартов – далеко не новость, но почему большинство, тех, кого эти двойные стандарты обкрадывают и духовно, и культурно, смиренно молчат?
Нам так долго вбивали в головы мысли о примитивности всего русского, нас чужеземцы «учили» говорить на нашем родном языке, для «улучшения» оного выбрасывали «ненужные» буквы из русского алфавита, изменяли произношение слов и их написание, заменяли одни (истинные) значения слов на удобные им. Многие даже не замечают всего этого, принимают, как само собой разумеющееся.
Фактически идёт война – война на всех фронтах, в том числе и на психологическом, и на языковом, и на генетическом. И не одну тысячу лет. Правильные слова пробуждают генетическую память, ложные слова или искажённые понуждают эту память спать. И невольно возникает вопрос: кому и для чего это нужно – искажать самоназвание народа?! Стоит задуматься над этим вопросом, и ответ приходит практически мгновенно.
Даже в искажённом варианте истории, который нам вбивали в головы с детства, Киевская Русь называлась Русью, так же, как и Московская Русь. Именно так назывались земли русов – Русью. А какая это Русь – вопрос второй. Только с приходом к власти прозападно настроенной династии Романовых, и то не сразу – при Петре I – самоназвание Русь заменили на нейтральное Россия.
Замечу, что мы – русы, а не русские. На вопрос, кто человек, правильно ответить – рус, а его язык – русский. И тогда всё становится на свои места. Кто-то может сказать: «что в лоб, что по лбу». «Стоить ли городить из-за этого огород?!» Считаю, что стоит. Во-первых, для открытия своей генетической памяти. Предлагаю произнести: «Я – рус» и прислушаться к себе.
Может быть, не с первого раза, но генетически русский человек ощутит внутреннюю вибрацию, а при произношении «Я – русский» никакой вибрации не возникнет, в ощущениях только пустота. Каждое слово создаёт определённый качественный резонанс с телом и сущностью говорящего. Одно слово может пробудить спящую генетику, другое, даже очень близкое, но имеющее совершенно другое предназначение, оставит эту генетику «спать» дальше. Получается, что кто-то стоящий «за кулисами», прекрасно понимал всё это и целенаправленно способствовал искажению самоназвания народа.
Этруски: в поисках народа, которого… не было

Тут много писано, есть даже специализированные ресурсы и каналы на Дзене, но отметимся и своим скромным «напёрсточным» разумением в проблеме. Как повествуют очень отрывочные, неимоверно скудные сведения (а больше некритично отобранные легенды и предания): в конце II тысячелетия до нашей эры на Апеннинском полуострове (Италия), между реками По и Арно существовало могучее государство.
Называлось Этрурия. Основали его, как не трудно понять, некие этруски. В начале VIII в. до н.э. владели уже всеми Апеннинами, колониями обзавелись в Адриатике и Тирренском море. Народец был воинственный, умел строить мощные крепости и большие города, форму правления имел не совсем понятную. Во главе державы формально стоял царь («лукумон»), управлял Федерацией из дюжины союзников-городов. Где свои порядки устанавливали самые разные племенные военные вожди и родовая аристократия. Ничего необычного вроде.
Выглядели этруски, как типичные средиземноморцы тех времен. Судя по надгробным надписям, жили порядка сорока лет, роста были среднего (мужчины — около 165 см). Облик этруска понятен, когда разглядываешь довольно многочисленные изображения добротных гробниц. Не то греки древние, не то малоазийские хетты… и на финикийцев похожи. Широкое разнообразие фенотипов, без какого-либо понимания этнического (тем более расового) происхождения.
Как наука ни билась, но установить корни этрусков не смогла. Черепа мерила, скелеты по всякому раскладывала, кровь литрами у современной округи Италии брала, с генами колдуя… все впустую. Иногда толстенные научные журналы лениво вспыхивают статейками с «этрусскими» гаплогруппами… но их особо никто не читает. Скучно уже. Тупик-с.

Наследие этрусков
зато хорошо изучено. Эти товарищи были превосходными математиками, астрономами, архитекторами, флотоводцами и кораблестроителями. Жрецы храмовые очень прогрессивно разбирались в медицине: хирургические операции делали с применением анестезии, протезировали неплохо зубы, применяя для этого золото (ну точно «это русские», но советские).
Драгоценности и украшения, зеркала, светильники, дорогие наборы пиршественной посуды и треножники этрусских ремесленников — были баснословно дорогим, но самым желанным товаром во всем Средиземноморье. Несмотря на великолепную армию и устрашающий флот… всё закончилось как-то сразу, что ли. Непонятно, как и почему ушло могущество, а сами этруски растворились в истории.
Как известно из трудов античных историков, в V веке до н.э. как-то споро возвысился Рим. Быстренько вытолкав взашей этрусков с исторической арены Апеннин. Что раньше принадлежало их культуре — теперь стал (с большой охотой) использовать новый гегемон. Всех сфер коснулось привычное римское «воровство идей»: религия, культура, экономика. Даже «инсигнии», символы царской власти не постеснялись умыкнуть. Сделав принадлежностью римских магистратов.
Историк Ливий писал: отец-основатель Ромул принял царский сан от двенадцати ликторов, следуя этрусским традициям. Курульное кресло и «toga praetexta» тоже были среди регалий римских магистратов, как в Этрурии. Даже запретив институт «царства», став Республикой, — римляне вручили ликторам «фасции» этрусков. Пучки прутьев с топориками, которые несли перед жуть какими демократичными консулами.

Дионисий Галикарнасский рассказал: Луций Тарквиний Старший одержал победу над этрусками, те преподнесли ему символы царской власти:
«Золотую корону, трон из слоновой кости, скипетр с орлом на набалдашнике, пурпурную тунику, украшенную золотом и расшитую пурпурную мантию».
Проведя анализ всех текстов римских историков, связанных с церемониалами этрусков, наука пригорюнилась. Потому что античный Рим целиком и полностью перенял их традиции. Даже во времена императоров используя приемы почитания государей и публичной власти, как во времена Тарквиния. Археологические раскопки тоже наглядно доказали: этруски в целости и сохранности передали своим «победителям» многие из приписываемых им регалий.
Откуда?
Всезнающий Геродот полагал: этруски пришли из Малой Азии. Это сразу сносим из анализа? Потому что, в таком случае на Апеннинском полуострове не могло быть никого, этнически близкого этрускам. Однако античные авторы говорят другое. Были «оски и умбры», их родичи и соседи. Были на северо-западе и западе «лигуры и иберы».
Даже академические теории строили на этих сообщениях. Называя этрусский язык — умбрским, и нечего тут гадать. Но скепсис разумный возобладал. Вместе с этрусками пришли тогда малоазийские «умбры, оски, лигуры и иберы», ряд других племен? А они вообще реально существовали? Верить римским историкам на слово… дурных мало уже стало.
Например. Историк Тит Ливий писал: венеты — это троянцы. Приплыли из горящей Трои, «заняли угол морского залива» (Венеция и Триест). Кроме того, между Альпами и Адриатическим морем среди венетов жил народ, родственный этрускам, зовущийся евганами (евганеями). Перевели это словечко «евганеи». Оказалось — «благородные». Так народ целый был уважаем? Никогда подобным эпитетом не называли своих соседей, ни в какие времена. Такое название более уместно для сословия, нежели этноса или племени. «Царские скифы»… ага.

Могло вообще тогда существовать какое-то разделение на народы, этносы, даже расы? Латинское слово «нация» (и греческое «этнос») дословно переводится как «народ, племя». «Толковый словарь» Даля понятие «народ» объясняет как «люд, народившийся на известном пространстве». Пусть так. Можно считать вполне определённо, что в античности любая общность людей (имевшая обязательно право собственности на конкретную землю) могла называться народом.
Даже не будучи самостоятельной этнической группой, не имея каких-то выдающихся отличительных внешних признаков. Но тогда это не «народ» в современном понимании. А просто «род», «клан» или … «сословие». Вот и упираемся в совершенно очевидно понимание: таких народов, как этруски, оски, умбры, сабины, галлы, римляне и латиняне — не существовало. Они вполне могли быть лишь некими сословиями одного этноса. Или нет?
«Напёрстки» наполним.
Как оспорить такое утверждение: «оски и умбры» — это такое жреческое сословие. «Сабины» — ну пусть… будет военная аристократия. «Галлы», они же геллы — торговцы, строители, привилегированный ремесленный люд. Кто-то там ещё, сами придумайте, — аптекари да лекари, друиды бродячие. С умением протезировать золотые зубы. А вот «этруски» — это святое! Царское сословие и верхушка жреческая.
Латиняне (латины), в самом прямом смысле, — это народ. Низшее сословие свободных людей. Не обладая правами других сословий, не являлись «благородными». Им запрещали иметь личное оружия, переходить в воинское сословие. В мирное время «латиняне» пахали землю, строили крепости и дороги. Очень интересная картина получается. Хотя тут же возражения посыплются… Как объяснить факт, что этруски имели свой язык? А их «соседи сабины» — целую группу языков?

Тоже можно объяснить. История с самых древних времен знает немало «искусственных» языков. Даже название есть у лингвистов — «условные». В древности их знали под термином «арго», «язык посвящённых». Придумывались по разным причинам, но главной видится — «избранность», самоизоляция от остальной части общества. Признаки такого эксперимента лингвистического легко вылавливаются. Как правило, меняется лексика (словарь), а синтаксис и морфология остаются неизменными. Современная укро-тарабарщина вам в понимание.
Вот и получаем картину маслом. Этруски, высшая аристократия и жреческая верхушка, владели двумя языками. С народом (через губу) на языке этноса словечком могли переброситься, тут древняя латынь была в ходу. Но внутри своего круга говорили на условном, «тайном языке». Чтобы подчеркнуть свою исключительность, да тайны сословные посторонним ушам не нужно знать.
Можно найти документальное подтверждение этой гипотезе? Конечно. Даже алфавит этого тайного, «этрусского» языка сохранился. Который расколоть никто не может. А если он строился на астрологических символах?
Ключ к языку этрусков можно найти. Есть смелая версия: его нужно искать в отрывочных сообщениях римских историков… о тактике конницы этого загадочного народа. Для противника, привыкшего к пешим боданиям фаланг тяжеловооруженных гоплитов, это было загадкой. Этрусские военачальники руководили сражениями с помощью сигналов бронзовых горнов (изобретение этрусков, кстати). Если ситуация складывалась непредсказуемо и опасно, в дело вступала конница. Действующая турмами, крайне слаженно. В отрыве от главных сил, совершая сложные обходные эволюции.

Так вот, если важную информацию невозможно было донести до конных воинов сигналами горна, командир вручал донесение «ангару». Вестовому, который мчался к командиру кавалерии передавая тому… деревянный кубик. На каждой грани которого была нанесена буква или цифра в виде точек. По-этрусски такая депеша называлась «тессера» (tessera). Прочитать приказ можно было, поворачивая грани кубика в определенной последовательности.
Точно такие же «тессеры» использовались в храмах для важных гаданий и предсказания судьбы. Был набор из трёх кубиков, после вознесения благодарственных молитв — их бросали на специальный мраморный стол. Выпавшие на гранях надписи зачитывались жрецом в стихотворной форме. И толковались его коллегами, переставлявшими иногда порядок выпавших фраз. Каждая строчка состояла из шести слов, формируя шестимерный стих. Иногда требовалась запись предсказания.
Это было ещё хитрее. Запись велась в три строки. В первой — буквы писались слева направо; во второй — справа налево, в третьей строке — зеркальным отображением. Каждая грань «тессеры» имела свои правила записи. И чтения, само собой. Такая головоломка не поддается сегодня раскодированию, поскольку не сохранилось «ключей», правил записи. Недаром Сивилла у Овидия, показывая Энею листки с записями судеб, — предупредила: если их перепутает малейшее дуновение «эфира», то уже никто не сможет разложить это в нужном порядке.

Исчезновение народа.
Оставим за бортом утверждения наших «дешифровщиков», которые поэмы античные на этруском уже читают где-то в Урюпинске на диване. Вопрос этот открыт пока, тема специальных и безнадежных исследований. Может быть, статей несколько подготовлю, очень любопытные «напёрстки» можно подвигать. Вопрос в другом: как и почему столь неожиданно исчезли этруски. Еще древнегреческие философы и историки задавались подобными вопросами, «пропажей народов» интересовались.
Такие «исчезновения» древние этнографы подразделяли на условные и фактические. Первая категория — когда народ не уничтожается физически, а в силу ряда причин меняет своё название. Таким образом «пропадая» из истории. Страбон описал процесс:
«То же самое случилось с афинянами, которые занимали почву тощую, каменистую, не подвергаясь неприятельским вторжениям, и считали себя автохтонами, как утверждает Фукидид, ибо никто их не вытеснял из населяемой ими страны и не помышлял овладеть ею.
Это именно обстоятельство и было, по всей видимости, причиною, почему афиняне, несмотря на малочисленность, сохранили свой язык и свою народность».
Более драматическим выглядит «фактическое исчезновение» народа. Вплоть до физического уничтожения. Во время глобального катаклизма или агрессии. Примеров тоже немало, когда армия государства-захватчика: вырезала, вытесняла, сгоняла с насиженных земель, обращала в рабство и подвергала насильственной ассимиляции — автохтонное население. Смерть обычно ожидала всех особей мужского пола, женщины становились приятным призом для победителей.
Но есть ещё один способ, существует в рамках внутренней агрессии. Называется «социальной революцией». Противостояние между высшими и низшими сословиями очень редко могут закончиться мирно, только редкие случаи «общественного договора» зафиксированы. Обычно другой сценарий побеждает: государство разлагается сверху вниз, рушится, большая часть социума превращается в озверелую толпу. Живущую по законам «классовой мести» и сословной ненависти.

Признаки тоже всегда одинаковые этих потрясений. Когда труд свободного человека становится презренным делом, достойным только раба. Это куда унизительнее любого ярма, грабежа или «ига». Любая революционная ситуация всегда начинается с резкого падения производительности труда. Как следствие — общего уровня жизни. Марксизм-с…
Этруски вполне могли исчезнуть таким образом, в горниле социальной революции. Когда в 510 г. до н.э. в Риме вспыхнуло восстание, гнев народа против кого был обращен? Против «царей», столь потом ненавидимых до эпохи императоров. Почему «царским сословием» не могли быть наши потеряшки-этруски? Очень даже красиво смотрится версия. Восстание распространилось с большой скоростью, в различных «федерациях» (союзах городов) протекало по своим законам. Где быстро, а где почти два века «римлянам» пришлось свою «демократию» экспортным товаром проталкивать. На мечах и крови, как эта капризная дама любит.
Власть женщин.
Этруски сопротивлялись, нужно думать. Но им назначили уничтожение. По гендерному признаку, только мужчин истребляли. Почему так? Традиция. Судя по археологии, этрусские женщины были куда свободнее своих товарок — римлянок и гречанок. Они явно занимали в обществе особое и почетное положение. Потому что в гробницах им отводилось особое, равное мужчинам место, соразмерное посмертное почитание.
Это и другим методом проверятся. Оставлено немало историй римскими авторами. Римляне с трудом понимали столь высокий матриархальный статус. Танаквиль, этрусская особа самых знатных кровей (супруга Луция Тарквиния Старшего), была знаменитой предсказательницей. Напророчила супругу блестящее будущее. После его смерти отстранила своего сына от власти! Царем стал её зять, Сервий Туллий. Все промолчали.
Римские историки с недоумением перечисляют другие эпизоды о молодых Тарквиниях, их женах. Непритворно ужасаясь власти этих женщин. Жена Тарквиния Великолепного, упрямая и жестокая Туллия, в династический кризис… направила свою колесницу на Форум. Переехав по дороге тело своего мертвого отца. Заставила всех слушать себя. Провозгласила своего супруга — царем. Никто пикнуть не посмел. Хотя больших батальонов за ней не маячило. Сила традиции!

Есть другая очень показательная история, иллюстрирующая антагонизм обычаев этрусков и латинян. Начало трагического предания о Лукреции. Сыновья Тарквиния Великолепного с дружками из знатных римских семей отправились на загородную весёлую пирушку. Под крэпэнькое завели мужские разговоры о добродетели своих жён. Чтобы не молоть разные версии заплетающимися языками — помчались обратно в Рим. Проверить, что делает каждая их супруга.
Этрусских дам застали за роскошными пиршественными столами, где они не очень целомудренно резвились со своими друзьями. Лишь Лукреция сидела дома со своими служанками и мирно вязала муженьку что-то полезное, носки наверное. Насколько женщины этрусков пользовались в обществе личной свободой — подробно рассказывают настенные росписи в гробницах. Они на равных с мужчинами занимают место за трапезой, чета обычно возлежит на одном ложе. Дамы присутствуют на играх, занимая почётные места.

Подобные вольности тех же греков… в шок вгоняли, например. Они без устали сочиняли самые непристойные анекдоты об этрусской распущенности. Античный Феопомп, очень скверный на язык автор, рассказывал о прекрасных женщинах этрусков: они в гимнастиях выполняли упражнения обнаженными (идиот, право слово). Обедали наедине с мужчинами, которые не были им родственниками или мужьями. Обожали хорошенько выпить, а потом затеять необременительные сексуальные упражнения прямо на пирушке. Потом не стесняясь говорить, что отцовство их детей… туманно. Не помню и всё тут!
Плавт писал: этрусские женщины не стыдятся зарабатывать себе приданое храмовой и даже обычной проституцией. Но памятники этрусков эту ложь полностью дезавуируют. Надгробные надписи полны гордости за семью, скульптуры любящих пар на саркофагах выглядят чистым идеалом супружеской любви. Геродот пишет о жителях Ликии:
«Называют они себя не по отцам, но по матерям; если кто спросит у другого, кто он, то сей ответит, что он сын такой-то матери, и припомнит имена матери ее и праматери. И если женщина-гражданка выйдет за раба, дети признаются благородными. Если же мужчина-гражданин имеет жену иноземку или наложницу, то дети почитаются не гражданами».

О как. Интересное общество, где благородство мужчине могла дать только благородная жена. Именно поэтому этрусские женщины пользовались большим спросом. Ливий сообщает:
«Последними из жителей Италии под защиту Рима попали вольсинцы, самые богатые из этрусков… Они предоставляли рабам скопом свободу, сочетались с ними браком. Вольноотпущенники воспылали мечтой о владычестве и прокляли своих бывших господ… захватили город и присвоили имущество и жён своих господ, а самих их лишили крова и изгнали… Изгнанные пришли в Рим и с плачем высказали свои жалобы. Римляне отомстили за них и своей властью захватили город».
Выводы.
Всё больше крепнет мнение учёных, что с безоговорочным доверием «римской мифологии» пора завязывать. Особенно в вопросе переселения «сабинов» в Рим. Этруски и сабины были не только жителями Вечного Города, но и его основателями. Потому что всё больше становится понятно, как именно заселялись города до-античного и античного мира.
Рим, как все города древности, был строго районирован по «народам». «Сословные кварталы» — это его знаменитые семь холмов. На каждом проживало своё сословие. Вдохновлённые примером «римского народа благородного», низшие сословия во многих городах Апеннин начали восставать. Раз за разом призывая «демократические легионы», если своих силёнок не хватало. Этрускам стало туго, их язык стал запрещён. За его использование… казнили.
Что оставалось делать этрускам и сабинам? Только начать гражданскую войну, обрекая себя на неминуемое поражение. Без больших армий, набираемых из простолюдинов «низшего сословия», такое предприятие не вывезти. Тем более при массовом дезертирстве. Именно тогда и появилось новое значение слова «римлянин». Это не житель города, а политическая принадлежность. Республиканец, если по-нашему толковать.
Именно тогда этруски обратились за помощью к галлам, скорее всего. Разрешив им селиться в своих «благородных землях». В IV веке до н.э. те откликнулись на приглашение, мирно и спокойно проследовали через территорию Этрурии. Чтобы в пух и прах размотать «демократов» Рима, научить сиволапых легионеров искусству настоящей войны. Те выплатили огромную контрибуцию. Галлы притихли, даже наладили через поколение нормальную торговлю друг с другом.

Всё повторилось сначала. Рим, усвоив горькие уроки первой «галльской войны», переформировал армию. Наладил челночную дипломатию с городами-союзниками, обладающими сильными флотами. Римляне начали очень жестко теснить этрусков и сабинов. Без всякой пощады.
«С одними тарквинийцами поступлено строго. Урон их в битве был весьма велик, но число пленных, нам доставшихся, еще больше. Из них выбрано триста пятьдесят восемь человек из лучших семей: они отосланы в Рим; прочие пленные умерщвлены без всякого сострадания». (Тит Ливий)
Даже пленников не щадили. В Риме они были до полусмерти избиты розгами и казнены. Думается, горький военно-политический урок этруски усвоили. Став толпами социально мимикрировать и преображаться в «римлян». Историки до сей поры удивляются, как известные исторические деятели-этруски отказывались от собственной принадлежности «к родному народу». Диодор, живший в I веке до н.э., так писал.:
«Этруски утратили доблестную стойкость, столь высоко ценимую ранее, а вследствие своего пристрастия к пиршествам и изнеженным удовольствиям они лишились славы, которую их предки завоевали на поле брани».
Так что… никакого отдельного народа не было. Было сословие, проигравшее свое положение в обществе благодаря социальной революции. Национальности такой тоже не существовало, этноса. После покорения Римом всего Апеннинского полуострова быть «этруском» стало опасно. Как графом в времена «сталинских чисток» 30-ых годов ХХ века.
Аристократы стали демократами, а куда деваться. Доверенное лицо цезаря Августа, Гай Цильний Меценат (этруск из древнего царского рода) не выставлял напоказ своё происхождение, но поддерживал «деньгами одарённых римских поэтов и художников». Жалких плагиаторов, почти ничего своего не придумавших. Исключением среди «перекрасившихся» в демократов этрусков — был друг Цицерона, Авл Цецина. Не внимая увещеваниям, зная о грозящей опасности… демонстративно изучал «дисциплину этруска» — науку толкования молний.

Вот такая петрушка. Верится, если честно. Потому что стоит посмотреть вокруг и улыбнуться. Как инопланетные археологи через пару тысячелетий будут лбом в стенки стучать. Пытаясь найти «народы и этносы» под названиями: «украинцы», «чиновники», «депутаты», «дворяне», «боцманы», «блогеры». У некоторых ещё и языки будут загадочные, расшифровке не поддающиеся.
Найдена ошибка в теории эволюции Дарвина
Ученые Университета Бата в Великобритании выяснили, что Дарвин ошибался в теории естественного отбора, когда утверждал, что яркие половые признаки увеличивают шансы животного получить партнера, если их потенциально мало.
По мнению эволюциониста, чем меньше самок, тем более выраженным должен быть внешний вид самца, который конкурирует с соперниками. Однако новые данные показывают, что это не так. Об этом сообщает издание The Conversation.
Хотя в целом Дарвин был прав, когда утверждал, что животные эволюционируют в процессе естественного отбора, он заблуждался в частностях. Теория полового отбора объясняет, почему, например, самцы павлинов имеют пышные хвосты, хотя такой хвост делает птицу уязвимой для хищников. Яркий хвост является признаком здоровья и плодовитости самца, что привлекает самку. Самки всегда выбирают самцов с наиболее красивыми хвостами, что и способствует эволюции павлиньего хвоста. Половой отбор возникает в популяциях с неравномерным соотношением полов, и Дарвин считал, что выбор осуществляет самый малочисленный пол.
У многих млекопитающих, включая человека, количество взрослых самок превышает количество взрослых самцов. Это неравное соотношение полов является наиболее сильным среди сумчатых. У австралийских антехинусов, например, все самцы внезапно умирают после брачного сезона, поэтому бывают времена, когда взрослых самцов нет в живых, и все взрослое население состоит из беременных самок. У птиц наблюдается обратная картина: у некоторых зуек, например, самцов в шесть раз больше, чем самок.
Как обнаружили исследователи, Дарвин оказался прав в том, что половой отбор тесно связан с неравномерным соотношением полов. В частности, ученые рассмотрели половой диморфизм размера (самцы крупнее самок) у 462 видов животных, включая павианов, морских слонов и перелетных птиц. Большой размер позволяет самцам доминировать над соперниками в борьбе за самку. Однако наиболее интенсивно половой отбор происходил у видов с обилием самок. Такой противоречивый результат объясняется тем, что победитель получает возможность оплодотворить большое количество самок, а мелкие самцы в результате не могут дать потомство.

Весьма характерна в этом плане и история нашумевшей книги "Запретная археология", написанная американскими исследователями артефактов Майклом Кремоу и Ричардом Томпсоном. В этой книге описаны и проанализированы случаи обнаружения таких потрясающих находок, которые доказывают, что современный человек появился намного раньше, чем это следует из общепринятой хронологии.
Несколько лет назад материалы этой книги были использованы в передаче NBS "Тайна происхождения человека"; передача вызвала в кругах научной общественности настоящее потрясение. В адрес корпорации хлынул поток писем от разгневанных светил науки, которые называли авторов книги и программы мошенниками и жуликами, а саму программу мистификацией. Более того, они пытались добиться запрещения дальнейшего показа этой телепередачи, обратившись в федеральную комиссию связи.
В свое время геолог Вирджиния Макинтайр из Федеральной гео-логослужбы США была командирована в Мексику на место проведения археологических раскопок, чтобы определить возраст некоторых найденных там предметов.
При проведении анализа доктор Макинтайр пользовалась самым современным оборудованием и, тем не менее, определяла возраст артефактов четырьмя разными способами, чтобы четырежды убедиться в правильности полученных результатов. А сомневаться в их правильности она имела все основания. Археологи были уверены, что найденным предметам быта около 22 тысяч лет, и просто хотели получить научное и точное подтверждение своей оценки, сделанной "на глазок". Инструментальные же способы показали, что возраст артефактов составляет... 250000 лет!
Но дело в том, что величина 22 тысячи лет (максимум 25) является критической для классической теории переселения людей на американский материк "посуху", ибо именно столько лет тому назад, согласно современным представлениям, образовался разделивший Азию и Америку Берингов пролив, на месте которого до тех пор была суша.
Руководитель археологической экспедиции отверг результаты, полученные Макинтайр, поскольку они противоречили упомянутой теории, потребовав проведения новой проверки. Она провела ее и получила те же результаты — найденным предметам, созданным руками древнейших людей, было 250 тысяч лет!
Женщине-геологу дали конкретно понять, что ей "лучше отказаться от своих заблуждений"и признать полученные результаты нелепыми. Упрямство не довело перспективного специалиста до добра: научные труды Макинтайр перестали печатать, а вскоре уволили из департамента и запретили преподавать в университете.
Вот еще один характерный пример непризнания наукой доказательств, противоречащих общепринятым установкам. Это события, связанные с находками загадочных мумий в пустыне Так-ла-Макан, Западный Китай. Антропологи идентифицировали в раритетных находках тип людей, принадлежавших к некой, ранее не известной, кавказской народности, заселявших эти земли еще до появления первых императорских династий в Китае. Они были светловолосыми, голубоглазыми людьми, носившими одежду и обувь красивых и ярких расцветов. Это открытие не вызвало прилива оптимизма ни у ученых, ни у властей, и они решили придать ему как можно меньше огласки, несмотря на то, что в ряде случаев вместе с удивительными мумиями таинственных людей находили мумии обычных китайцев. Дабы не ворошить пласты истории, загадочные захоронения просто... закопали.
В заключение уместно напомнить об археолого-антропологи-ческой загадке, будоражащей умы ученых уже многие десятки лет и связанной с одной из древнейших и самых малоизученных цивилизаций ольмеков (американский континент), следы которой обнаружены на территории нынешней Мексики. Почему-то среди памятников культуры этого народа оказались изваяния 5-6-метровых голов, принадлежащих, по единодушному мнению специалистов (впрочем, это понятно и дилетанту), людям явно негроидной расы, населявших в те времена исключительно африканский материк!
Недавно один мексиканский антрополог-патриот "решил" эту неразрешимую загадку. Он объявил, что%"головы ольмеков" изображают вовсе не негров, а представителей одного из местных племен! Ученые-ортодоксы вздохнули с облегчением...
Валиант Тор — инопланетянин с Венеры провел три года на Земле
Валиант Тор прибыл на планету Земля 15 марта 1957 года. Первыми обнаружили его полицейские, патрулировавшие район. Сперва они увидели инопланетный корабль, который неспешно приземлился в поле возле города Александрия, что в штате Вирджиния. Затем из него вышел высокий мужчина. Он остановился в ожидании подхода полицейских.
Пришелец попросил сотрудников правоохранительных органов устроить ему встречу с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. Полицейские сразу же связались со своим начальником, который передал просьбу незнакомца в Пентагон.
Вскоре на место приземления инопланетного корабля прибыли агенты службы национальной безопасности. Они доставили мужчину в Пентагон. Он представился Валиантом Тором. В тот день пришелец высмеял всю охранную систему Пентагона. Он с легкостью обошел ее, используя лишь телекинез. Тор с помощью телепатии вышел на связь с командиром ВМС США. После его представили министру обороны Чарльзу Уилсону.
В Пентагоне Валиант рассказал, что прилетел на планету Земля с Венеры на корабле «Виктор-1». Дома он входит в «Совет-12». К нему часто обращаются за помощью представители других миров. Он помогает находить решения их проблем. Поэтому Тора порой отправляют в разные части Вселенной, но основной его задачей является поддержание порядка во Млечном Пути.
На Землю он прилетел ради того, чтобы разобраться с проблемой увеличения запасов ядерного оружия, что в случае войны может привести к катастрофе вселенского масштаба. Сотрудники Пентагона разными способами пытались узнать у Тора больше информации об инопланетных цивилизациях, но так и не смогли добиться поставленной цели.
Они попробовали вколоть Валианту специальное вещество, которое должно было вывести его на чистую воду. Но во время инъекции игла сломалась. После Тор сильно разозлился. Он сказал, что если кто-то к нему еще надумает приблизиться с подобными экспериментами, то сильно об этом пожалеет.
Тор передал президенту запись с обращением лидеров Высшего совета. Они предлагали землянам доступ к новым технологиям и помощь в духовном развитии в обмен на прекращение производства ядерного оружия. Президент не смог переубедить генералов, отвечающих за оборону, прекратить разработку нового вооружения.

Тогда глава государства предоставил Тору специальный статус сроком на 3 года. За это время он мог встречаться и общаться с разными высокопоставленными особами, чтобы предотвратить ядерную войну. Валиант также принимал участие в нескольких секретных проектах, одним из которых было строительство подземных военных баз, включая «Зону-51».
Тор был примерно 180 см ростом и около 85 кг весом. Его кожа имела смугловатый оттенок, а каштановые волосы слегка завивались. Глаза у него были карие. На пальцах и ладонях пришельца отсутствовали отпечатки. Пупка у Тора не было. Валиант говорил, что ему 490 лет. Он свободно разговаривал на 100 языках. Его уровень IQ составлял 1200 баллов, что в сотни раз превышает уровень интеллекта среднестатистического человека. Он обладал способностью появляться и исчезать по своему усмотрению. Тор мог разбирать структуру своего тела на молекулярном уровне и собирать в другом месте. Внешне инопланетянин особо не отличался от людей, кроме того, что у него на руках было по шесть пальцев. Он также имел огромное, но легкое сердце, а вместо крови — оксид меди.
Существование Тора подтверждают кадры, показанные в 1995 году исследователем НЛО Филом Шнайдером. Он утверждал, что лично встречался с гостем с Венеры, работавшим на правительство США. Фотографии пришельца Шнайдер показывал на своих лекциях, чтобы выглядеть убедительнее. Его даже прозвали «свидетелем НЛО». Но, на самом деле, в слова Фила мало кто верил.
Снимок, который он предъявлял был датирован 1943 годом, а в Пентагоне о Валианте Торе узнали лишь в 1957 году. К тому же, на нем был запечатлен седовласый мужчина, который вовсе не похож на Тора с кадров, что просочились в СМИ в 1958 году. Но Фил уверял своих слушателей, что хорошо знаком с многими секретными проектами правительства. Он рассказывал, что власти США в 1954 году подписали с пришельцами «Гренадское соглашение».
Ему также было известно о том, что у правительства есть специальное устройство, способное вызывать землетрясение, и о предстоящем вторжении инопланетных существ на Землю. Шнайдер утверждал, что он один из тех, кому удалось выжить в перестрелке с пришельцами.
Спустя год после огласки информации ученого нашли мертвым в собственной квартире. Официальная причина смерти — самоубийство. Но по некоторым данным, на теле Фила были найдены следы пыток. До смерти ученого при таких же загадочных обстоятельствах погибли 11 его друзей. Поэтому многие исследователи НЛО уверены, что Шнайдера и его товарищей ликвидировали американские спецслужбы, так как они слишком много знали и открыто об этом говорили.
Свежие комментарии