На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • ММ
    "Атеизм - тоже религия, только антирелигия."- т.е. в Великой Отечественной войне победили наши религиозные солдаты?? ...О националистах, ...
  • Vladimir Bogdanov
    Автор-"атеистический" мракобес, даже не атеистический. Атеизм - тоже религия, только антирелигия. Сколько желчи в его...О националистах, ...
  • Юрий Ильинов
    А, если копнуть глубже? Пойти в начало - христианство. Увидеть когда именно от него отделилось мусульманство. Очень в...О националистах, ...

Анапа. Османское крепостное прошлое

Восточный ветер

 

Анапа. Османское крепостное прошлое

До нашествия турок район Анапы контролировали генуэзцы, построившие здесь колонию и крепость в виде пятиугольника под названием Мапа. Они вели бойкую торговлю вплоть до середины 15-го века, когда турки захватили контроль над проливами и начали агрессивную экспансию на всём Черноморском побережье. Вскоре всех генуэзцев турки из черноморских колоний изгнали.


Анапа. Османское крепостное прошлое

Руины древней Горгиппии


Под турецким игом


Турецкий историк Эвлия Челеби писал, что Анапой турки завладели в 1475-м году при султане Мухаммеде II во время похода на Кафу (Феодосию). Командующий этой экспедицией великий визирь Гедук Ахмед-паша попутно взял штурмом генуэзскую крепость и оставил в ней турецкий гарнизон.

Как известно, до турок в районе современной Анапы цвели крупные торговые города-порты. Только одна древняя античная Горгиппия с её черепичными крышами, шикарными домами, надёжными стенами крепости и канализацией чего стоит. Однако, захватив эту землю, турки вначале вели себя не как рачительные и дальновидные хозяева, а как шайка дворовой шпаны, внезапно сорвавшей большой куш.

Уже упомянутый Эвлия Челеби, находившийся в свите командира турецкой военной экспедиции, в 1641-м году писал, что в то время генуэзская крепость ещё существовала, правда, утратив свой былой блеск напрочь, но о каких-либо крупных постройках самих турок он не упоминал в принципе.

А вот как французский военный фортификатор Андре-Жозеф Лаффит-Клаве, служивший по приказу французского короля в Константинополе, писал об Анапе конца 18 века:
«Здесь сохранились руины большого города, существовавшего когда-то в этой местности. На сегодняшний день мы наблюдаем только плохонькую батарею из четырёх пушек малого калибра и небольшое поселение, состоящее из 30-40 домов или бараков, среди которых возвышается караван-сарай, он же постоялый двор с трактиром».


Таким образом, непосредственно об Анапе и Анапской крепости, массивные ворота которой до сих пор возвышаются в современной Анапе, тогда речи ещё не шло. Турки просто эксплуатировали торговую точку достаточно посредственно и о военной её важности не задумывались. Приезжие купцы жили в кибитках и упомянутых выше бараках, а рабов можно было загнать в соломенные хижины перед погрузкой на суда.


Рынок работорговцев на анапском побережье


Российский филолог, кавказовед и историк Николай Яковлевич Марр считал, что название «Анапа» произошло от слова «анапай», которое на адыго-абхазском языке того времени могло означать «гавань». Возможно, это связано с предыдущим названием этого места периода владычества синдов – Синдская гавань (Синдика). А вот русский генерал и историк Василий Александрович Потто полагал, что название Анапа имеет татарские корни, где «ана» — это мать, а «пай» — часть, доля. То есть Анапа – «материнская доля», это объясняется тем, что турки, стараясь облегчить участь своих вассалов, единоверцев и военных союзников, изгнанных из Крыма, отвели им место по реке Кубани именно под защитой этой крепости. Татары за это и окрестили Анапу высоким титулом «материнской доли».

Также существует и версия, по которой название города происходит исключительно от черкесского языка. Согласно этой версии «Анапа» — производное от слова «ане» — стол и «ппе» — нос. Таким образом, имя город получил благодаря характерному рельефу.

Подъём крепости Анапа


Долгое время отвоёванная у генуэзцев колония была лишь захолустьем. Турок вполне устраивало фактическое подданство крымских ханов Порте, процветающая в Крыму торговля и достаточно мощные позиции на Черноморском побережье, которые не подвергались сомнению со стороны какой-либо иной силы до поры до времени.

Турки обложили местные племена данью. Османы всячески потворствовали насаждению ислама, поэтому все черкесы, принявшие его, были освобождены от уплаты многочисленных поборов. Правда, плату за использование земли и они были обязаны вносить в турецкую казну. Фактически, несмотря на благосклонность черкесской знати, турки эксплуатировали эти территории и их население. Неоднократно эти «союзники» Кавказа совершали разорительные набеги на кавказские народы и племена, в какой-то момент не пожелавшие платить дань.



Так длилось вплоть до конца 18-го века. Положение изменилось кардинальным образом, когда Российская империя заняла Крым и Тамань. В итоге у Порты на Северном Кавказе осталось только два укрепления и одновременно порта – Анапа и Суджук-Кале в Цемесской (Новороссийской) бухте. И оба они находились не в самом лучшем состоянии.

Поэтому по приказу султана Османской империи Абдул-Гамида I Анапа, как форпост переднего края новой обороны, начала активно укрепляться. Как указывают некоторые историки, для этой цели привлекли французских военных инженеров. Буквально за год более чем скромное укрепление обросло мощными крепостными стенами, нарастило артиллерийские мышцы и было обнесено глубоким рвом.

С суши крепость ощетинилась семью бастионами, соединённых куртинами. За достаточно высоким земляным валом располагался палисад. Непосредственно перед самим валом был вырыт ров глубиной в 8 метров и шириной около 16 метров, укреплённый камнем. Для въезда и выезда из крепости были построены трое каменных ворот, подступы к которым прикрывались артиллерийским огнем бастионов. По некоторым данным вся артиллерия крепости доходила до 100 орудий, что делало её крепким орешком. Защитой со стороны моря служил высокий берег, а морские отмели были неприятным сюрпризом для кораблей противника.


Османская Анапа в период своего расцвета


К тому же после падения ханского Крыма в район Анапы были переселены около 500 семей бывших турецких вассалов. Они-то и принялись застраивать крепость жилыми домами и обустраивать новые для них земли. В короткое время были возведены постоялый двор с 4 крупными магазинами, две мечети, две бани, а также было выделено место для базара и устроена таможня. Появились новые казармы для янычар. К 1784-85-му году в Анапе находилось около 550 торговых лавок и кофеен.

Очень быстро крепость стала крупным городом и огромным оживлённым рынком. Здесь велась торговля маслом, воском, бычьей кожей, оружием и, разумеется, рабами, как было принято во всей Османской империи. Особенно ходовым «товаром» были черкесские девушки, высоко ценившиеся в турецких гаремах.

Однако не стоит думать, что жизнь Анапы под турками процветала в мире и согласии, как это сейчас пытаются утверждать западные «историки». Некоторые турецкие коменданты Анапы своим казнокрадством и бесконечными поборами доводили население города до мятежей. Порой таких управленцев даже изгоняли из крепости, а султану приходилось назначать новые кадры в дальний гарнизон Османской империи. Кстати, именно по этой причине периодически часть орудий крепости была направлена на городские дома, дабы «осчастливленное» население не задумало отблагодарить начальство.


Анапские ворота


Но главное, что Анапская крепость стояла в важной стратегической точке на подступах к Кавказу. Более того, подобный хорошо укреплённый порт позволял турецкому флоту контролировать кавказское побережье. Анапа также служила в прямом смысле слова рассадником провокаторов и смуты среди местных племён. Сладостные речи турок о «братстве» и «союзничестве» непрерывным потоком лились в уши местного населения, от которого османы просили только одного – совершать постоянные набеги на казачьи станицы.

Анапу русские войска штурмовали несколько раз и не всегда удачно, но это уже другая история.

 

Анапский шанс генерала Бибикова

Губительный анапский поход. Первый штурм Анапы войсками Российской империи должен был осуществить опытный генерал-аншеф из сербской дворянской семьи Пётр Абрамович Текели. При этом основной данная задача не была. В целом Текели возглавлял первый крупный закубанский поход наших войск против турок и их союзников, это была своеобразная проба сил, рекогносцировка местности. Приказ идти походом был отдан лично графом Потёмкиным.


Анапский шанс генерала Бибикова

Пётр Текели


Текели сначала провёл свои войска в глубь закубанских земель, где разорил все возможные союзнические туркам поселения, а позже повернул отряд на Анапу. У крепости завязалось сражение, которое показало, что турецкий гарнизон Анапы значительнее предполагавшегося ранее их количества. Кроме того, черкесская знать, поставляющая туркам местные товары и, главное, рабов, также оказывала им военную поддержку. Только удачное маневрирование войсками и спустившаяся ночь помогли Текели избежать крупных людских потерь и уйти за Кубань.

Юрий Богданович Бибиков. Путь к трагической ошибке


В 1789-м году добыть себе славы взятием укреплённой Анапской крепости решил генерал-поручик Юрий Богданович Бибиков. Это обернётся крахом всего похода, а для самого Бибикова, допустившего трагические ошибки, этот поход станет последним в его военной карьере. Уже в 1790-м году генерал предстанет перед военным судом и будет отставлен от службы.

Юрий Богданович Бибиков родился в дворянской семье в 1743-м году. На службу государеву Бибиков поступил в 17 лет. А спустя всего каких-то 9 лет, после участия в штурме Хотина в 1769-м году, Юрий Богданович получает чин полковника (!). Столь головокружительный карьерный взлёт молодого офицера обусловлен чрезвычайной благосклонностью императрицы Екатерины II ко всей семье Бибиковых. Общеизвестно, что двоюродный брат Юрия Бибикова, Василий Ильич Бибиков, был непосредственным участником возведения Екатерины на российский престол, за что был значительно обласкан имениями и титулами.

Бибиковы вообще были рьяно верны Екатерине и после её коронации. Александр Ильич Бибиков, участник Семилетней войны, также двоюродный брат Юрия, состоял с императрицей в личной переписке, и именно ему Екатерина доверяла важные дипломатические и военные поручения – от переговоров до усмирения мятежей, в числе которых знаменитое Пугачёвское восстание.


Александр Бибиков, двоюродный брат Юрия Бибикова


Однако говорить о том, что Юрий Бибиков был просто тыловым чиновником, бездарным офицером и скаредным коллекционером званий за спинами других, было бы в корне неверно. Конечно, звёзд с неба Бибиков не хватал, но в бою действовал отважно и решительно, иногда малым числом, рассчитывая на манёвр и напор. Это отметили и при Хотине, и при взятии Бендер, и во время усмирения восстаний, и т.д.

Но подъём по карьерной лестнице был слишком головокружительным. Любая заминка при таком подъёме, верно, кажется едва ли не личным оскорблением. Тем более что дворянские корни и связанные с этим фанаберия давали о себе знать. Ведь Бибиков был двоюродным братом жены самого фельдмаршала Михаила Кутузова и родным братом Ильи Бибикова – правителя новгород-северского наместничества. Такие связи, дружеские и родственные, не могли не оказывать влияния на самооценку Юрия Богдановича.

«Удачное» стечение обстоятельств


В 1786-м году Бибиков получает чин генерал-поручика и вскоре оказывается на Кавказе в составе Кавказского корпуса. Но назначение это его не радует, т.к. перевод его на Кавказ, естественно, не дарует титула генерал-аншефа. А когда действующий генерал-аншеф Пётр Абрамович Текели покидает Кавказ и на его место назначают генерал-аншефа графа Ивана Петровича Салтыкова, Бибикову становится ясно, что его карьера достигла пика или тупика и ему придётся довольствоваться званием генерал-поручика.

Внезапно графа Салтыкова вызывают в Санкт-Петербург и в связи с пылающей русско-шведской войной назначают командующим армией в Финляндии. Таким образом, создаётся щекотливая ситуация – все кавказские войска остаются под управлением кавказского наместника графа и генерала Павла Сергеевича Потёмкина (родственник Потёмкина-Таврического). Подвох в том, что с началом русско-турецкой войны 1787-91-го годов Потёмкина отзывают в действующую армию, и его наместничество становится чисто номинальным. Таким образом, фактическое общее командование на Кавказе осуществлять некому.

Этим и воспользовался Юрий Бибиков, засидевшийся на одной и той же ступеньке карьерной лестницы, по его собственному мнению. В январе 1789-го года он решил совершить дерзкий молниеносный рейд на Анапу и с хода взять крепость штурмом.

К тому времени Анапа была необычайно важным военным и торговым форпостом Османской империи. Когда Российская империя начала своё движение на юг, после столетий состояния Анапы как забытого захолустья осман крепость была основательно модернизирована и фактически отстроена заново. По данным историка Фёдора Андреевича Щербины, активное участие в проектировании крепости принимали французские инженеры. Таким образом, Анапа была крепким орешком с усиленным гарнизоном и артиллерией.


Анапа времён турецкого ига


Кроме того, турки многочисленными подарками подкупили местную натухайскую знать, чтобы та не только не мешала постройке укрепления, но и активно торговала с гарнизоном и турецкими купцами. В итоге единственным дальновидным знатным натухайцем, который понимал, что его сородичей османы будут использовать в борьбе двух империй, был старейшина из рода Супако, получивший прозвище Калебат, т.е. «разоритель крепости». Он раз за разом нападал на Анапу ещё во время строительства крепости, но что может один отряд…

Но все эти факторы Бибиковым учтены не были. Он не провёл должной разведки, не учёл факторов враждебности некоторых местных племён и не взял в расчёт возможность военного союза с той частью черкесов, которые не были связаны дружбой с турками. Более того, ещё при подготовке рейда был допущен ряд легкомысленных организационных ошибок. К примеру, Юрий Богданович не посчитал нужным подготовить провизию и собрать обозы, Бибиков решил довольствоваться реквизициями на нужды войска во время самого похода. Да и сам выбор времени рейда был крайне неудачным.

В феврале на черноморском побережье и Кубани льют дожди или валит снег, превращая горные ручьи и степенные равнинные реки, берущие начало в горах, в стремительные бурные потоки, выходящие из берегов. Территория испещрена плавнями, а в те времена и дремучими лесами, которые пересекали только узкие неизведанные тропы. Всё это в условиях враждебности местного населения создавало ситуацию, при которой часть войск можно было потерять ещё на марше.


Таманские лиманы зимой


Собирать войска Бибиков принялся в январе 1789-го года, когда кубанская равнина ещё была покрыта снегом. После недолгих сборов войска Кавказского корпуса двинулись в путь в количестве 7609-ти бойцов вместе с артиллерией, насчитывавшей 26 орудий. Кубань перешли, когда лёд был ещё крепок, но таяние уже началось, что не предвещало ничего хорошего.

В начале ситуация складывалась благоприятно. Встречные небольшие аулы не могли оказать никакого сопротивления. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Весть о движении русских войск быстро облетела Северный Кавказ, и вскоре Шейх Мансур, проповедник радикального ислама и ярый союзник Порты, начал собирать недружественных черкес в своё войско.

Первый бой состоялся 15 февраля. Имея при себе артиллерию, военная экспедиция Бибикова достаточно быстро разбила группу Шейх Мансура, но те и не думали сдаваться. Наоборот, после поражения мелкие боестолкновения стали практически ежедневными. Однако не это стало тяжёлым препятствием на пути войск. Вскоре солнце растопило снег и лёд, которые превратили равнину в студёную топь. При этом периодически, в связи с изменением направления ветра, на войска налетал снежный буран. Провизия оказалась на исходе – заканчивались даже сухари, а затопленные луга не позволяли провести фуражировку. При этом расчёт на реквизиции себя не оправдал.


Черкес из племени натухайцев


Тяжёлое положение экспедиции вскоре стало известно и черкесам. Поэтому в отрогах Кавказских гор в тесном проходе они устроили засаду, но, к счастью, она не удалась. Первая колонна прошла абсолютно свободно, а бой приняла вторая колонна под командованием генерала Сергея Алексеевича Булгакова. Этот храбрый офицер, оказавшись под перекрёстным огнём, быстрым манёвром буквально опрокинул позиции черкесов на склонах и обратил их в бегство. Позже, в 1791-м году, Сергей Алексеевич будет одним из первых русских офицеров, ворвавшихся в Анапскую крепость.

Эта стычка повлияла на офицеров, которые принялись убеждать Бибикова повернуть назад, аргументируя это недостаточными данными о местности, настроением горцев и отсутствием провизии. Бойцы уже вынуждены были питаться кониной. Но порывистый Юрий Богданович воспринял быструю победу как показатель слабости черкесов и турок, что сулило ему скорый и удачный штурм Анапы.

Картина дня

наверх