На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...
  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...

Защитить и украсить: Символика резных элементов конструкции дома

Защитить и украсить: Символика резных элементов конструкции дома

Продолжение — третья статья в серии о символике декоративных деталей деревянного сруба

Нажмите "Вставить", чтобы добавить статью на ваш сайт или блог.
В двух предыдущих частях мы рассказали о конструкции бревенчатой избы и защите этой конструкции с помощью резных элементов. Описали символическое значение узоров, которое часто несли резные фрагменты. Теперь поговорим о том, как и чем украшались элементы самой конструкции дома.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
Конь-огонь и дракон
Охлупень. Крышу дома часто венчала фигура коня, вырезанного на прикрывавшем верхние торцы досок-тесин охлупне корытообразном элементе, который вырубался из массивной прикомлевой части бревна. И дело не только в том, что конь был главным кормильцем, тягловой силой, а при случае и боевой единицей — и за это почитался нашими предками.

Фигура коня была символическим изображением грозного светила, поскольку, согласно народным преданиям, солнце по небу катилось в колеснице. Таким образом, охлупень с изображением коня — символ солнца, добра и бессмертия, защита от злых сил.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
В некоторых регионах охлупень украшал не конь, а оленья голова (причем, с ветвистыми, иногда настоящими рогами), фигурки утки, гуся или лебедя.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
В Псковской, Новгородской и Архангельской областях в домовой резьбе можно увидеть драконов. Настоящих драконов, с лапками и хвостами, а иногда и с крыльями. Откуда бы им взяться на Руси? Одна из гипотез утверждает, что этот дракон — хозяин вод, «залегавший в Волхове» близь Перыни. Тот самый водяной царь, гостем которого был гусляр-купец Садко.

Особенно почиталось его изображение теми, кто жил вблизи озер и рек. Ведь именно от него многое зависело в любом деле: подводный хозяин может дать рыбы, а может оставить сети пустыми, может пропустить ладью с товарами или даже гостями, а может и утопить.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
Фото — с сайта slavyanskaya-kultura.ru

Конечно, есть и более простое объяснение, откуда взялись на крыше северных изб драконы. В не так уж и далеко расположенных от этих мест Норвегии и Швеции стилизованными фигурками драконов украшали не только крыши домов, но даже церквей.
by Елена Игумнова
Фото: Кнут-Арне Симонсен (Knut-Arne Simonsen), flickr.com

Подпорные столбы и руны
Очень часто в начале подъема лестницы устанавливались так называемые пригласительные столбы. Они выполняли сразу две задачи: во-первых, создавали настроение входящему в дом, во-вторых, были элементом, определяющим стиль лестничного марша.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
При установке пригласительного резного столба самая, казалось бы, простая лестница превращалась в произведение искусства.Такой оформительский прием широко используется и в наши дни.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
Древние руны были не только буквами для письма, но и имели магический смысл. Одна из таких рун, в виде вертикальной палочки с двумя полукруглыми дугами по сторонам (на фото) позитивный защитный знак, который олицетворяет обращение человека к богам в поисках их покровительства (соответствует облику человека, воздевшего руки к небу).

В Средние века христианские рыцари наносили такие руны на свои щиты. В деревянных строениях встретить эти знаки можно не только в жилых домах, но и в христианских храмах.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
Фото в коллаже: 1, 2 с сайта novoestaroe.ru, 3 — screen.ru, 4 — gorod.tomsk.ru, 5 — kenozerje.17-71.com

Печной столб. Важную роль в конструкции и символике избы играл внутренний столб, украшавшийся резьбой в обязательном порядке.

Столб, находящийся почти в центре избы, был многофункциональным. В него забивали железный кованый светец — зажим для лучин, освещавших избу. Рядом помещали крюк для рукомойника, и в столбе же делали углубление, вроде дупла, где хранили сухой трут и огниво (позднее — спички). К столбу крепился коник — довольно широкая доска с фигурным верхом, отделяющая чистое место для приготовления пищи — шесток, от рукомойника. Печной коник вытесывали топором, придавая доске вид конской шеи.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
На фото: резные наличники на окнах в деревянном доме не только украшают его, но и защищают от злых сил

У окон ушки на макушке…
Что такое наличники для русской избы, почему их украшению придавалось большое значение? Дело в том, что обрамление оконных и дверных проемов всегда было важным элементом защиты. Ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Чтобы понять, куда и какой рисунок здесь наносился, разложим деревянный наличник на части. Верхняя часть выражала идею полуденного солнца и отличалась разнообразием декора. Ее называли навершием, очельем, кокошником. Боковые поверхности наличника называли «полочками» или «полотенцами». Нижняя часть наличника — завершение, «фартук». То, что «висит» ниже фартука — «серьги». Ну а «ушки» — понятно где.

Очелье наличника нередко, как и причелина, украшало изображение «хлябей» с их горизонтальными «волнами». Выражать идею дождя могли и с помощью витых столбиков с «насечками». И сегодня часто встречаются красивые наличники на окна (на фото), на которые помещены геометрические изображения солнца в виде трех ромбов. Один из них имеет правильную форму и помещается на очелье (солнце в зените), а два других — форму удлиненных ромбов, вырезанных на боковых полотенцах.
Защитить и украсить: Символика резных элементов конструкции дома
На фото: декор резных наличников может быть самым разнообразным и в основном зависит от региона, в котором находится дом. Фото Oxutkа, flickr.com

Факт: По классификации историка Б.А. Рыбакова деревянные наличники делятся на три условные группы.
  • «Солярные» (с преобладанием солнечных знаков) — декоративные наличники на окна, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом.
  • «Аграрные» (Ярославская и Костромская области). Изображают полукруг в центре верхнего карниза и стилизованные фигурки двух богинь плодовитости и плодородия по сторонам от него.
  • «Царевна Лягушка — повелительница зверей» (типична для Ивановской и Владимирской областей). Красивые деревянные наличники этой группы украшают в основном звериные элементы (не всегда показаны растительные символы плодородия), а центральная фигура больше похожа на архаичную «владычицу зверей», чем на женское земледельческое божество.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
На фото: русские избы с наличниками на окнах и ажурной деревянно резьбой можно встретить и сегодня

Нередко окна защищали не только декоративные наличники, но еще и «паутина» резных решеток, тоже выполнявшая охранную функцию. Считалось, что большое зло, просочившись через решетку, должно «рассыпаться» на мелкие неприятности, которые легче пережить.

В деревянном резном декоре часто изображался весь дневной проход солнца над землей — от восхода до заката. Например, на фронтон дома крепили сразу три деревянных солнца — одно вешали на полотенце под коньком, два — по бокам от него, но чуть ниже. Аналогичный оберег с тремя светилами нередко встречался и на навершии ворот и калиток.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 4
Кроме солнца на полотенце под коньком избу украшали прибитыми к выпускам бревен «серьгами». Там вырезали крупные солярные знаки (катящиеся колеса с изогнутыми спицами), символизирующие восходящее и заходящее солнце.

Солнечные символы всегда сочетались с другими знаками — земли, засеянного поля, иногда воды. Нередко путь солнца отмечался не тремя, а большим количеством изображений — до двенадцати штук. Дополнительные знаки крепились к нижней кромке причелины, символизирующей небесный свод.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 3
Курицы (и кони)
Напомним, что «курицами»называли врубленные в слеги стволы, на концах которых было искривление в виде крюка (крюк удерживал желоб-водотечник). На этом искривленном конце чаще всего вырезали куриную голову, откуда и произошло название элемента — курица или кокора. Но высшим шиком считалось установить настолько мощные слеги, что на их искривленных концах можно было вырезать голову коня.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 4
Водяные хляби у крыши
По верху избы часто встречались «хляби», их изображали волнообразными линиями и зигзагами. А дождевые капли — сквозными отверстиями, нанесенными на доску причелины.

Чтобы подчеркнуть глубинность этих самых хлябей, причелины составляли из двух, трех и даже четырех досок, нижнюю кромку каждой из которых украшал собственный орнамент. Что он изображал? Вспаханная и засеянная земля подобна женщине, «понесшей в чреве своем». Как дождь, который мы «получаем» из хлябей, питает землю, так и женщина питает и вскармливает грудным молоком ребенка. Поэтому волнообразному рисунку хлябей в основном придавали форму женской груди.
ЗАЩИТИТЬ И УКРАСИТЬ – Часть 4
На фото: выбирая узоры для наличников современных домов, обратите внимание, чтобы они сочетались с общим стилем постройки. Например, наличники в русском стиле вряд ли подойдут к лаконичному финскому дому

Картина дня

наверх