На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...
  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...
  • Юрий Ильинов
    Защитный "купол" рухнул: "Красуха" слепит американские ДРЛО Западные специалисты признали, что их попытки создать над...Современное поле ...

XQ-58A Valkyrie: в воздухе — роботы!

Дмитрий Верхотуров

 

XQ-58A Valkyrie: в воздухе — роботы!


Новейшая надежда ВВС США



Борьба за превосходство в воздухе над западной частью Тихого океана, прилегающего к побережью Китая, определенно вышла на новый технологический уровень.

В предыдущей статье на эту тему я уже писал, что США столкнулись с двумя факторами, которые существенно ослабляют их военную мощь в этом регионе. Во-первых, они стали уступать в численности ВВС НОАК как по общему числу самолетов, так и по числу самолетов новейших типов. Американцы могут выставить 200-250 самолетов новейших типов или до 300, если вместе с союзниками. Китай же может выставить, по оценке Пентагона, до 600 самолетов новейших типов. Во-вторых, американская авиация базируется на островах и имеет мало аэродромов, а потому она очень скученная и уязвимая перед ракетным ударом. Китай имеет аэродромов гораздо больше, к тому же имеет возможность использования многих недавно построенных автострад в качестве взлетно-посадочных полос для рассредоточения своей авиации.

Эти два фактора в сочетании с тем, что американцы в случае военного конфликта должны будут действовать наступательно, стараться подавить китайскую авиацию, то есть летать над китайской территорией в зоне действия китайской ПВО, ведут к вероятному поражению американской авиации. На каждый американский самолет — два китайских новейших типов, еще два-три самолета предыдущих типов, наземные комплексы ПВО.

Американское командование отрабатывает различные методы перелома этой ситуации в свою пользу, не исключая и беспилотных самолетов.

Маленький и дешевый


Недавно было заявлено, что беспилотный самолет XQ-58A Valkyrie, уже сделавший три испытательных полета, в 2020 году будет испытан в полете с подвесным вооружением. Эти испытания в случае их успеха откроют этой разработке путь к принятию на вооружение.

XQ-58A Valkyrie — одна из самых новейших авиационных разработок, проведенная фирмой Kratos Defense & Security Solutions для ВВС США. XQ-58A Valkyrie — маленький и дешевый беспилотный самолет. Его длина составляет 8,8 метра, размах крыльев — 6,7 метра. Стоимость серийных образцов определяется в диапазоне 2-3 млн. долларов за штуку. Для сравнения: F-35 имеет длину 15,4 метра, размах крыльев — 11 метров, а его стоимость колеблется от 82,4 до 108 млн. долларов, в зависимости от модификации. Насколько беспилотник недорогой, можно судить хотя бы по тому факту, что его стоимость примерно соответствует семи ракетам AIM-120C, то есть половине боекомплекта F-35.

С военно-хозяйственной точки зрения преимущества более чем очевидны. На стоимость одного F-35 можно построить около 30 единиц XQ-58A. Но дело не только и не столько в стоимости, сколько в том, что беспилотники, очевидно, можно строить быстрее, чем самолеты. То есть, запустив серию, американцы уже через несколько лет будут иметь несколько сотен таких беспилотных самолетов.

Боевые возможности


XQ-58A Valkyrie — носитель вооружения, такого, как управляемые с помощью GPS авиабомбы JDAM или управляемая авиабомба GBU-39. Сейчас, судя по известным данным, отрабатывается использование беспилотных самолетов в составе смешанного звена, состоящего из F-35 или F-22 (есть также мнения, что в качестве ядра звена может использоваться также F-15), и пяти-шести беспилотных самолетов.


XQ-58A Valkyrie вверху слева


Насколько можно судить, это пока что лишь концепт, поскольку реальных испытаний и учений смешанного звена еще не проводилось, и они могут пройти, пожалуй, не ранее 2021 года, если программа испытаний беспилотника с вооружением пройдет успешно. Причем концепт изложен явно далеко не полностью.

В таком составе смешанное звено будет предельно уязвимо перед атакой вражеской (то есть в первую очередь китайской) авиации. Пилот самолета будет перегружен задачами, в том числе и задачами управления и наведения беспилотников на цели. Внимание рассеивается, возникает обстановка "зевка", которой может воспользоваться противник. Другой момент в том, что пилоту для ведения воздушного боя с появившимся противником придется бросить беспилотники, и они будут легко уничтожены другими вражескими самолетами или ПВО.

Вряд ли можно предположить, что американцы сделали бы столь элементарную тактическую ошибку. Скорее всего, настоящий концепт применения боевых роботов исходит из того, что они могут применяться также как перехватчики.

Вероятно, XQ-58A Valkyrie может нести ракеты класса "воздух-воздух", например, AIM-120 AMRAAM. Такая ракета весит 152 кг и может быть размещена на внешней подвеске беспилотного самолета. Беспилотники могут не иметь своего радара (хотя этого полностью исключать нельзя) и получать команды наведения от пилота.

Если XQ-58A хотя бы ограниченно может выполнять функции перехвата вражеских самолетов, то уже можно создать смешанное звено с гораздо более широкими боевыми возможностями. Скажем, 2-3 беспилотника-истребителя и 3-4 ударных беспилотника (они, вероятнее всего, будут однотипными и различаться только по комплекту подвешенного вооружения). Эшелонировав истребители по высоте и распределив их по некоторому району, пилот может уже создать довольно надежное прикрытие ударной группы. При появлении вражеских самолетов пилот атакует их сначала беспилотными истребителями, а потом уже вступает в бой сам.


Один из вариантов подобной атаки. Ударная группа, обозначенная на схеме, может быть беспилотной


От появления противника на радаре до вступления в бой пилота может пройти довольно много времени, за которое можно успеть подойти к цели, распределить задачи ударным беспилотникам, выдать им команды на завершение миссии и возвращение, то есть выполнить боевую задачу.

Так что, вероятнее всего, XQ-58A разрабатываются и испытываются в первую очередь как роботы-истребители, а ударные функции являются побочными.

В крупномасштабном воздушном сражении такие беспилотные самолеты могут стать веским аргументом. Если каждый пилотируемый самолет может отправиться в вылет с пятью сопровождающими его беспилотниками, то десять самолетов с таким эскортом составят 60 боевых единиц. Сто самолетов — 600 боевых единиц. Если так, то возникает уже принципиальная техническая возможность сравнять силы с Китаем, а в отдельных районах даже добиться перевеса в численности.

Боевой беспилотный самолет может казаться неполноценной боевой единицей. Однако у него также есть веские преимущества. Во-первых, гораздо более высокая стойкость к перегрузкам, и, следовательно, значительно большая маневренность, чем у пилотируемого самолета. Беспилотнику легче увернуться от ракеты и проще занять выгодную позицию для выстрела. Во-вторых, программное обеспечение роботов можно постоянно модернизировать, пополнять новыми алгоритмами пилотирования, всеми новейшими разработками в тактике воздушного боя и опытом лучших пилотов. Постепенно беспилотные самолеты выйдут на уровень асов воздушного боя, чем существенно улучшат эффективность своего применения.

В общем, XQ-58A Valkyrie — это хороший ответ на китайское численное превосходство в воздухе. Он ничего не гарантирует на 100%, но у американцев появляется серьезный шанс вернуть свое доминирование в авиационных вооружениях и подкрепить этим свою военную мощь.

Удар гиперзвуковым "Кинжалом": неотразимый или нет?


Теперь недостатка в фотографиях МиГ-31К с Х-47М2 нет.


Гиперзвуковое оружие давно уже заняло почетное место среди других видов Wunderwaffe, которыми предполагается молниеносно повергнуть врага в прах. Вот и недавние испытания ракеты Х-47М2 "Кинжал" в ноябре 2019 года, когда МиГ-31К с авиабазы Оленья на Кольском полуострове отстрелялись ракетами по развалинам городка Хальмер-Ю, вызвали некий подъем чувств и бурное обсуждение. Мол, у нас есть теперь…

Разумеется, как и любое другое оружие, "Кинжал" вовсе не является неотразимым. Ему нужны определенные условия для достижения успеха.

"Кинжал" можно перехватить


В рассказах о гиперзвуковых ракетах часто есть такое неявное, но, думается, умышленное преувеличение. Х-47М2 может разогнаться до 10-12 Мах, только это не означает, что эта скорость будет у ракеты всегда. "Кинжал" — ракета твердотопливная, из чего следует, что двигатель горит недолго, 15-20 секунд. Именно в это время ракета достигает такой высокой скорости, а дальше, уже с неработающим двигателем, ракета летит по баллистической траектории к цели. То есть 10-12 Мах — это пиковая скорость, вскоре после того, как отработал двигатель.

Дальше, в силу сопротивления атмосферы и выполняемых ракетой маневров, скорость ее падает, и падает сильно. Скорость падения боевых блоков баллистических ракет малой дальности (а Х-47М2 ближе всего по конструкции именно к баллистическим ракетам, только пускаемым с самолетов) составляет 3-4 Мах, а управляемых боевых блоков и того меньше — 2-3 Мах. Создатели заявляют КВО "Кинжала" в 1 м, то есть, вероятнее всего, скорость боеголовки непосредственно у цели тоже будет 2-3 Маха, и вряд ли больше.

Дальность ракеты заявлена как 1000 км от точки пуска. Даже если бы весь этот путь ракета проделала бы на скорости 12 Мах (4 км/с — более половины первой космической скорости или 245 км/мин), то подлетное время составило бы 4 минуты. В реальности же, поскольку ракета теряет скорость и маневрирует, подлетное время составит 6-7 минут или даже больше. У типовой цели, эсминца типа Arleigh Burke или авианосца типа Gerald F. Ford (напомню, что авианосцы вооружены ЗРК RIM-162 ESSM), более чем достаточно времени, чтобы захватить "Кинжал" радаром и нацелить на него противоракеты.

Х-47М2 может выполнить несколько маневров уклонения от противоракет (вероятно, это запрограммированные маневры, а не реакция на пуск противоракеты; тогда после нескольких пусков противник вычислит алгоритм этих уклонений). Но все равно на самом последнем участке траектории ракете нужно будет лечь на курс столкновения с целью и больше с него не сворачивать. Если это происходит за 10 секунд до столкновения с целью, то расстояние между ракетой и целью в этот момент, на скорости 3 Мах составляет примерно 10 км (3 Мах — это примерно 1,02 км/сек). На мой взгляд, возможности американских систем ПРО достаточны, чтобы в таких условиях сбить летящую по прямой ракету почти как на учениях. Сбивать ракету так близко — это, бесспорно, испытание для американских нервов. Но технически это возможно. Иными словами, "Кинжал" перехватываемый, и с этим нужно считаться.

Давай собьем его из пушки


Возможные меры противодействия вовсе не сводятся только к ПРО. Неплохой вариант состоит в том, чтобы поддерживать высокую скорость и активно маневрировать, часто меняя курс. На 30 узлах авианосец за 7 минут проходит 6,3 км и в точке прицеливания ракеты кораблей может не оказаться.


USS Gerald F. Ford на ходовых испытаниях. Не нужно недооценивать, эта посудина весьма ходкая и маневренная

Если при конструировании ракеты заложили идею, что противник будет стоять на якоре и дожидаться себе ракеты в мостик, то это очевидная глупость. Противник, конечно, будет двигаться и маневрировать, из чего следует, что кто-то (например, самолет ДРЛО) должен отслеживать текущее местоположение целей и давать корректирующие указания.

Самое же главное в том, что носитель "Кинжалов", МиГ-31К, лишается ракетного вооружения, и, стало быть, вести бой с появившимися истребителями противника не в состоянии. Без прикрытия носитель предельно уязвим, фактически это тренировочная мишень, которую американские пилоты могут сбить МиГ-31 с "Кинжалом" не только ракетой, но и даже из бортовой пушки. Зная, что у российской авиации появились новые ракеты, которые потенциально могут нанести большой ущерб флоту, а при удачном попадании в лифт или в самолетный ангар авианосца надолго вывести его из строя, в тактику противоборства, несомненно, будет включен перехват носителей специально выделенными парами или группами истребителей.

Применение РЭБ мы даже особо обсуждать не будем, поскольку она сочетается со всеми перечисленными вариантами.

Из этого всего следует, что один-единственный МиГ-31 с "Кинжалом" успеха, вероятнее всего, не добьется. И даже 3-4 носителя тоже, вероятно, не добьются успеха. Просто потому, что у противника уже есть штатные средства и давно отработанные меры противодействия. Тому, кто считает, что "Кинжал" — это "один выстрел — один авианосец" или что "Кинжал" ну совершенно неотразим, прямо нужно сказать, что это самообман.

Удар в наивыгоднейших условиях


У любого оружия есть условия, в которых его применение наиболее выгодно и максимально эффективно. Есть такие условия и у "Кинжала", конечно.

Насколько можно судить, наиболее выгодно применять "Кинжалы" либо в ходе массированной атаки на авианесущую ударную группу всеми наличными средствами либо сразу после нее. Когда радары забиты отметками и боезапас зенитных ракет уже близок к исчерпанию, возможности перехвата "Кинжалов" объективно снижаются. В "каше" радарных отметок и в напряжении боя операторы ЗРК могут и зевнуть, пропустив "Кинжал". Он более опасен, чем, скажем, П-800 "Оникс", за счет большей массы боевой части (500 кг у "Кинжала", 300 кг у "Оникса"). Если же операторы ЗРК прозевали "Кинжал" в ядерном оснащении, то это может стоить им потери всей авианесущей группы.

Или же может быть добивающий удар, уже после массированной атаки. Повреждения и пожары, потери, израсходованный боезапас зенитных ракет, нервное перенапряжение противника — все это создает гораздо более выгодные условия для атаки "Кинжалами". Если еще воспользоваться моментом, когда самолеты противника посажены на авианосцы, то можно сравнительно немногочисленными пусками добиться более чем впечатляющего эффекта и очень серьезного урона для вражеского флота.

На мой взгляд, "Кинжал" хорош как "козырь в рукаве", то есть средство, с помощью которого можно добиться перелома хода боевых действий в свою пользу.

Картина дня

наверх