Турецкие гамбиты: «Байрактар» с Эрдоганом летят в Россию...

Неожиданно. Но всеми проклинаемый уважаемый султан Эрдоган в очередной раз продемонстрировал, насколько велик мастер по всяким «загогулинам». Огорошил прям, заявив на заседании по обсуждению перспектив и проблем турецкого военно-промышленного комплекса:
«Путин сказал мне, что хочет работать с компанией Baykar. Он предложил создать завод в России, как это было также сделано недавно в ОАЭ. На специальной встрече в Сочи мы обсудим все аспекты сотрудничества, надеюсь на успех»
Очень может быть, вопрос будет торжественно закрыт на скорой встрече двух лидеров в Сочи. Аналитики и эксперты турецких СМИ застыли в недоумении, ведь днём ранее генеральный директор турецкого производителя «Baykar Makina» Халук Байрактар прямо сказал: ни один БпЛА его концерна в России не окажется даже по приговору небесного Суда. Очень переживает, как ползут вниз акции после показательного избиения «Байрактаров» русскими ПВО.
Главное изделие.
Внимание к турецким ударным БпЛА «Bayraktar TB2» стало запредельным в 2020-ом году, когда вспыхнул Нагорный Карабах-2. Азербайджан устроил целую рекламную кампанию мирового уровня, демонстрируя боевые возможности продукции «Baykar Makina», незаметного предприятия, сегодня тесно связанного с семьей султана Эрдогана.
Основанное в 1984-ом, долгое время специализировалось на производстве комплектующих для автомобилестроения, но в нулевых сменило профиль, занялось исследованиями и разработками в области создания суверенных беспилотных авиационных систем Турции. Быстро получив государственную поддержку, «Baykar Makina» в 2004 году провел первые испытания мини-беспилотников из турецких комплектующих, на собственных электронных и программных системах управления.
Долгое время о компании не было слышно, лишь изредка на выставках появлялись неказистые разведывательные аппараты, впрочем, охотно приобретаемые турецкой армией. Но бывший еще премьер-министром Реджеп Тайипович Эрдоган, аккурат после грузинских событий, поставил в 2008 году задачу: разработать турецкий вариант ударного беспилотника. Конкурс, само собой, выиграл «Baykar Makina» , чтобы в 2014 представить Правительству «Bayraktar TB2». Аппарат всем понравился, его срочно запустили в серию, поскольку в Сирии крупно заполыхало.

Производственные мощности компании (за счет теневых правительственных дотаций) расширили, султан Эрдоган отбил несколько попыток оппозиции провести расследование в парламенте, когда ряд военных экспертов усомнились в качестве изделия (на фоне более продвинутых БпЛА Ирана). Скандалы замяли, а «Baykar Makina» получил новые сочные контракты от турецкой полиции, экстренных служб спасения, авиалесоохраны. Первые экспортные модели были проданы Катару, потом Азербайджану и Украине. Бизнес Реджепа Тайиповича начал цвести, в управлении компании появились члены его семьи.
ТТХ.
Начистоту, «Bayraktar TB2» из себя ничего особенного не представляет. Рядовой тактический средневысотный БпЛА с большой продолжительностью полета (рекорд - 27 часов в воздухе), попытка обойти популярный на Ближнем Востоке израильский беспилотник «Heron». Это у турок получилось, они создали более удобный интерфейс управления аппаратом, надежное оборудование комплекса авионики и расширили возможности применения своего изделия функционально.
Главным удобством для пользователя «Байрактаром» является высокая безаварийность и стандартизированный комплект, которыми аппараты поставляются. Это сразу шесть многоцелевых БпЛА, две наземные станции управления, полный набор средств технического обслуживания и электропитания. Можно за отдельные деньги получить несколько ретрансляторов для увеличения дальности действия аппаратов, провести на полигонах Турции полгода и развернуть отдельное авиакрыло «Байрактаров» под конкретные задачи вооруженных сил.
Размах крыла беспилотника - 12 метров. Максимальная длина типового изделия – 6,5 м., высота – 2,2 м. Максимальный взлетный вес - 650 кг, полезная нагрузка – до 150 кг. Запас топлива - 300 литров бензина. Ударный вариант имеет четыре точки подвески управляемых авиабомб с лазерной системой наведения. Корпус сделан из композитных материалов, в основном - углепластика. Бортовое оборудование: электрооптическая, инфракрасная камеры, лазерный дальномер и целеуказатель.
Самое слабое место «Bayraktar TB2» - его поршневой авиационный мотор «Rotax 912» с толкающим воздушным винтом, поэтому многие турецкие военные сначала выступали против принятия аппарата на вооружение … максимальная скорость в 220 км/ч им показалась смешной. Как и крейсерская в 130 км/ч. Поднатужившись, турецкий БпЛА может забраться на 8 тысяч метров, но рабочая высота – 5 500 метров.

Отдельная песня «Bayraktar TB2» - специально разработанные под него авиационные боеприпасы компании «Roketsan». Это высокоточные планирующие бомбы (до восьми километров) с элементами «искусственного интеллекта», как сообщается в рекламном проспекте. На деле, просто оснащены лазерной системой наведения на цель (полуактивный лазер).
Перспективы в России.
Итак, что же замыслил Эрдоган, для чего всплыла странная тема с «Байрактарами», нашим военным не нужными бесповоротно. Аппарат тихоходен, уязвим для систем ПВО еще 70-ых годов выпуска, как советского, так и натовского производства. Бармалеев гонять по горам и пустыням он сгодится, но глазах современной армии … полигонная мишень для тренировки. Значит, завод по производству турецких БпЛА нужно рассматривать элементом военно-технического сотрудничества Москвы и Анкары, так получается? Осталось разобраться, кто кому взятку сунул.
Вернёмся немного назад, к встрече в Тегеране трёх держав региона, России, Ирана, Турции. Официальный сказ был … мол, решили проблемы эскалации вокруг Сирии. Ну конечно, по видеосвязи нельзя было друг другу стоп сказать. Тем более, Башар Асад еще за неделю до Тегерана-22 начал выводить части из-под Алеппо и стало понятно – турки пока атаковать не будут. Лидеры договаривались о другом, общих вопросах безопасности в регионе, как именно «растащить» конфликты в Большом Туркестане и на Кавказе, в каждом из которых уши англосаксов торчат.

То есть, можно ожидать скорых подписаний неких (пока военно-технических) двухсторонних договоренностей между всеми участниками Тегерана-22. А производство «Байрактаров» на территории России является частью сделки с хитрым и коварным султаном. Его политическая судьба висит на волоске, экономика в руинах, усатый владыка надорвался и расщеперился на слишком большое число геополитических проектов.
От «Великого Турана», до войн в Карабахе, Сирии, курдском Ираке. Турция намерена выскользнуть из объятий НАТО, как вариант. А Москва с Тегераном видятся неплохими и боеспособными союзниками в грядущей мировой турбулентности, развале Евросоюза и погружением США во внутренний хаос. В любом случае, правило международных отношений гласит: размещение на территории другого государства производственных мощностей своего ВПК – есть признак союзнических отношений.
Не без корыстного интереса самого султана (фактического совладельца «Baykar Makina»). Сами «Байрактары» сдержано можно признать неплохой платформой для глубокой модернизации, русские стали главной причиной имиджевых потерь (и физических) гордых турок, теперь возьмут на себя труд довести аппараты до нового уровня боевой эффективности.
Чтобы Анкара продолжила насыщать «Байрактарами» Ближний Восток, который уже сомневается в нужности товара, там умеют читать военные аналитические журналы. Где грамотно, с цифрами и примерами … турецкие «Байрактары» размазали за последние месяцы, как эффективное и нужное современным армиям вооружение. Настойчиво продвигая арабам американские (действительно неплохие) тяжёлые БпЛА компании «General Atomics» с ракетами Hellfire.

Совсем по-иному смотрится в такой конфигурации Иран. Слухи мутноватые, но становится ясно: Тегеран займётся поддержанием на плаву авиационного гражданского парка России (эх, позорище-то какое), будут налажены совместные проекты по производству турбин. Взамен персы хотят полноценные современные ВВС, которые будут создавать вместе с ВПК России. Если Гарант не пустит дела на самотёк, в Тегеран поедут грамотные переговорщики, можно будет выстраивать длительные стратегические отношения, персы слово держат.
В отличии от ветреного ситуативного турецкого султана, с которым ухо нужно держать востро. Сделка с «Байрактарами» понятна, Эрдоган собирается перехватить сотрудничество по БпЛА с Ираном. Да, нам не помешают сегодня несколько сотен добротных «Shahed-129», они ведь предложены … Но Гарант поступает мудро, не хочет подставлять Тегеран под новые лютые санкции США и новый виток эскалации в регионе Персидского Залива. Поэтому, выбор пал на турецкое сотрудничество в данном вопросе. Абсолютно ненужное с военно-технической точки зрения (своё нужно строить), но полезное политически.

Эрдоган уладит семейные дела с бюджетом, отвесит несколько звонких оплеух американцам, пообещавших его свергнуть в 2023-м году на выборах, продемонстрирует народу и соседям свою величайшую независимость от приказов заокеанского дядюшки. Лишний раз припомнит американцам санкции на поставки истребителей F-16. А для имиджа всегда полезно посидеть с Владимиром Путиным, рассуждая о будущем, мечте султана «мир должен быть больше пяти…». Центров силы, если понимаете.
Эрдогана корежит от сегодняшних событий, обнуляется стратегический договор с Киевом по фактической приватизации нескольких отраслей экономики «незалежной» по аджарскому сценарию, подписи под Договором поставлены в январе этого года. Теперь разговоры на эту тему придется вести с Путиным, голос тут не возвысишь, не обманешь. Другого калибра государственный деятель, уже познавший турецкое лицемерие.
Не о «Байрактарах» на встрече в Сочи говорить будут. Нам они без надобности, никаких секретных технологий в «ТБ-2» не существует, достаточно их перехватили и сбили, чтобы понять аспекты конструкции и систем управления. Султан едет разрушать наше стратегическое сотрудничество с Ираном, обсудить «украинскую собственность», в очередной раз предложить себя главным миротворцем. Лишь бы без Ромы Абрамовича заявился, «черного вестника» с американской сторонушки…
ß
Дело за малыми: подводные микролодки

Процесс миниатюризации происходит параллельно и в боевой авиации — беспилотные летательные аппараты уже приняты на вооружение ряда стран. О боевом опыте современных мини-подлодок и задачах, ради которых они создаются, известно значительно меньше.
Главное — незаметность
В период зарождения подводного флота маленькими были абсолютно все подводные лодки. Гиганты водоизмещением в десятки тысяч тонн — технологический феномен времен холодной войны. В чем же заключается смысл уменьшения размеров? Вместе с ними уменьшается и вероятность обнаружения корабля, а скрытность — главное достоинство любого подводного объекта военного назначения. Засечь лодку, которая своими габаритами, скоростью передвижения и интенсивностью физических полей едва отличается от крупной рыбы, не способны ни действующие, ни перспективные средства подводного наблюдения.
Другое дело, что первоначально «маленькие» еще не обладали тем комплексом качеств, который делает их по-настоящему эффективными: отсутствовали соответствующие технологии. Необходимая автономность оставалась мечтой. Микроэлектроника и прочие системы с приставкой микро- находились в зачаточном состоянии. Они совершенствовались на протяжении всей второй половины XX века, но долгое время лишь незначительно. И лишь за последние 10−15 лет количество перешло в качество.

Были изобретены и внедрены в практику принципиально новые решения, позволяющие воплотить идею незаметных подводных аппаратов на совершенно новом технологическом уровне. Стали доступны миниатюрные источники энергии высокой емкости. С помощью систем GPS и акустических маяков стало возможным реализовывать исключительно высокое качество позиционирования. Оснащение аппаратов современными средствами навигации, связи, светотехники, оптико-телевизионными системами радикально изменило их функциональные возможности и облик. Низкий уровень физических полей, простота в обслуживании, способность самостоятельно находить, идентифицировать и уничтожать цели — весь этот набор появился у мини-подлодок совсем недавно. А достичь подобных результатов позволил комплексный подход к проектированию подводных аппаратов: они начали рассматриваться как элементы масштабной системы, предназначенной для решения целого спектра сложнейших задач.
При этом сама концепция применения мини-лодок — не подвергать риску крупные подводные аппараты и их экипаж, избегая их попадания в зону действия систем освещения обстановки противника, — использовалась еще во время Второй мировой. Достаточно вспомнить нападение англичан на «Тирпиц» в 1943-м, при котором было задействовано целое соединение мини-подлодок. Кстати, широко известны случаи атак на английские линкоры подводными диверсантами.

Доставить или спасти
К слову, предназначенные для доставки диверсантов подводные аппараты и были самыми первыми мини-подлодками в современном понимании этого слова. Они появились еще до Второй мировой войны. Их задача проста: скрытно доставить, высадить и эвакуировать команду бойцов специального назначения.
Мини-подлодки, выполняющие спасательные функции, появились немногим позже диверсионных (с1960-х), их принципиальное устройство немногим сложней и мало изменилось до сегодняшнего дня. Разве что в последнее время появились как телеуправляемые, так и полностью автоматические аппараты. Они широко распространены в крупных флотах мира и очень близки по функциональности. Достаточно упомянуть хотя бы британский Scorpio, спасший экипаж другой мини-подлодки, российской, у берегов Камчатки в 2004 году.
Проверено — мины есть
Следующим поколением мини-подлодок стали автономные необитаемые подводные аппараты (НПА). С середины 1990-х американские военные изучают возможности дистанционного обнаружения мин с помощью НПА типа NMRS (Near Term Mine Reconnaissance System), оснащенных высокочастотными сонарами бокового обзора, выпускаемых через стандартные торпедные аппараты и управляемых по оптоволоконному кабелю. Этими аппаратами предполагалось оснастить лодки типа «Лос-Анджелес» и «Вирджиния», но испытания выявили несколько недостатков — в частности, недостаточно точное позиционирование аппаратов, а также высокую частоту ложных срабатываний, и в 1999-м программа была закрыта. Дальнейшим ее развитием послужила разработка компанией Boeing AN/BBQ-11 LMRS (Long Term Mine Reconnaissance System) — автономных аппаратов (без оптоволоконного «поводка», связь и телеметрия осуществляются по радио и гидроакустическому каналу). Два таких аппарата могли бы патрулировать территорию площадью до 90−130 км2 в сутки, локализуя положение мин с точностью до 70 м.

Очень удобным оказалось и использование в военных целях научных аппаратов. Например, НПА Seahorse, разработанный в Лаборатории прикладных исследований Пенсильванского университета по заказу Океанографического управления ВМС США, изначально предназначался исключительно для океанографических исследований. Однако в итоге выяснилось, что его применение может быть гораздо более широким. За универсальность пришлось расплатиться размерами — Seahorse невозможно выпустить из стандартного торпедного аппарата, а только из вертикальной пусковой установки, поэтому такие аппараты могут нести лишь лодки типа «Огайо». Seahorse может нести различные инструменты — измерители течений, профилометры, высокочастотные сонары, что делает его чрезвычайно универсальным и пригодным, например, для поиска мин.
Другая изначально научная система — REMUS (Remote Environmental Monitoring Units) — была разработана в Океанографическом институте в Вудс-Холе в середине 1990-х. Компания Hydroid по лицензии выпустила уже несколько сотен аппаратов этого семейства, которые оказались чрезвычайно удобными для различных военных задач. В частности, в 2003 году именно аппараты REMUS, оснащенные оптическими сенсорами и высокочастотными (600/900/1200 кГц) сонарами бокового обзора, позволили американским военным разминировать порт Умм-Каср менее чем за 72 часа (по оценкам военных экспертов, без использования этих НПА для этого потребовалось бы как минимум вдвое больше времени).
К слову: мины еще не проиграли свою войну. Не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем появятся мины, которые самостоятельно будут обнаруживать и уничтожать НПА минной разведки. Разминирование и формирование проходов в минных полях станет еще более хлопотным и дорогостоящим делом.

Глаза и уши
Еще одним принципиальным новшеством в подводных мини-аппаратах стало их использование для размещения систем освещения подводной обстановки (СОПО).
Военные должны знать, что происходит вокруг: какие корабли и подводные лодки куда плывут, чем вооружены, в каком именно месте находятся. Современные СОПО, подробно описанные в «ПМ» №7'2009, нуждаются во множестве специализированных устройств, размещаемых в океане: излучателях, приемниках, блоках питания, системах связи и т. д. Их установка — отдельная и довольно сложная задача, а также едва ли не главная, ради обеспечения которой сегодня используются НПА- например, Bluefin 21 или Sea Glider. Помимо прочего, Bluefin 21, оснащенный сонаром бокового обзора с частотой 455 кГц и разрешающей способностью около 10 см, можно использовать для поиска и обнаружения мин, а также для проведения предварительной разведки акватории перед началом специальных операций.
Универсальный солдат
Но вершиной подводного кораблестроения должно стать создание автоматического аппарата, максимально универсального с точки зрения задач своего применения.
С 1996 года специалисты Центра подводной войны ВМС США в Ньюпорте продолжают работы по созданию поистине уникального боевого НПА Manta. Он ориентирован на внедрение на АПЛ SSN 794 (в носовой оконечности АПЛ должно размещаться сразу четыре аппарата). Мини-подлодки скатоподобной формы практически не будут нарушать гидродинамических характеристик и общей архитектуры носителя. Прорабатывается несколько вариантов размеров и габаритов аппарата — длина от 15 до 25 м и масса от 50 до 90 т.

НПА, отработка макета которого проводится в настоящее время, обещает стать одной из наиболее мощных и многофункциональных автономных мини-подлодок в мире. После запуска Manta действует как самостоятельная подлодка, принимающая, впрочем, команды от «материнской» АПЛ и передающая на нее принимаемые собственными датчиками сигналы. Управляется Manta по собственной боевой программе, на ее борту находится своя система кораблевождения, гидроакустическая станция, аппаратура радио- и гидроакустической связи. Соответствие аппарата перспективным требованиям ВМС США уже подтверждено испытаниями макета опытного образца MTV (Manta Test Vehicle), проведенными в 2007—2008 годах. Разведка, наблюдение и рекогносцировка в прибрежных районах; поиск и уничтожение подводных лодок противника; обнаружение минных заграждений; сбор океанографических и картографических данных — все это далеко не полный список задач, ради выполнения которых и создается Manta. Более того, предполагается, что аппарат не просто аккумулирует в себе все возможности современной подводной автоматики, но и окажется способен выполнять функции, которые до настоящего времени обеспечиваются только обитаемыми системами. Например, способность полностью самостоятельно, без вмешательства человека, применять имеющееся на борту оружие. Уже отработана возможность использования на Manta разнообразных торпед, ракет, донных мин, а также систем радиоэлектронного подавления.
Использование «Манты» должно увеличить площадь акватории, которую контролируют соединения ВМС США, а также существенно снизить риск обнаружения и уничтожения американских АПЛ.

Принцип матрешки
Создание аппарата Manta служит началом целой революции в применении НПА в качестве боевого оружия. Дальнейшее развитие подводных аппаратов небольшого водоизмещения будет использовать уже отрабатываемый на «Манте» «принцип матрешки». Нет нужды резать на металлолом уже действующие подводные лодки — после модернизации они становятся носителями десятков подводных мини-аппаратов. Даже сегодня целый ряд современных АПЛ США — например, многоцелевые лодки серии «Вирджиния» и SSGN 726−729 (модифицированные «Огайо») — оснащается так называемыми универсальными модулями полезной загрузки (URLM, 8 м длиной, 1,8 в диаметре, масса около 20 т), в которые, в свою очередь, могут входить разнообразные подводные аппараты.
Уже действующая программа ВМС США Mission Reconfigurable Unmanned Undersea Vehicle (MRUUV), дальнейшее развитие LMRS, предусматривает создание универсального НПА модульной компоновки, который можно будет сконфигурировать под конкретные задачи прямо на борту носителя. Спектр задач, решаемых такими аппаратами, весьма широк — это и ведение разведки, и картографирование морского дна, и обследование акватории, и развертывание боевых телекоммуникационных сетей.
Еще интереснее концепция MRUUV-L (иногда называемого LD MRUUV, Large Displacement) — достаточно крупного НПА массой до 70 т, которым планируется вооружить модифицированные лодки класса «Огайо», а также многоцелевые корабли LCS (Littoral Combat Ship). Такой НПА способен нести различные модули — разведки, СОПО, ретрансляторы, противоминной разведки, обнаружения целей и наведения, противолодочной обороны, поисковых и спасательных работ и т. п. Но самое интересное в этой концепции то, что MRUUV-L может нести множество более мелких автономных аппаратов, которые он может выпускать для решения различных задач. Причем разработчики концепции не ограничиваются подводными аппаратами — это могут быть, например, и малогабаритные беспилотники.
Так массовый боевой подводный флот вернется к своим истокам — и снова станет маленьким. По размерам аппаратов.
Свежие комментарии