На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • николай николай
    Как при Сталине посидел в парламенте пятилетку , ай-да на 25 лет с конфискацией . Вот поэтому народ и любил Сталина ....Любого интенданта...
  • Юрий Ильинов
    Взятие Очеретино. О чем подумалось сразу после освобождения поселка что же происходит на реальном поле боя? Начнем ...Убийство в Люблин...
  • Юрий Ильинов
    Антонов заявил, что США перестали скрывать истинный смысл санкций против РФ ВАШИНГТОН, 24 апреля. /ТАСС/. Соединенные...Занимательная жиз...

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса

Рябов Кирилл

 

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса

 
 
Один из самых смелых проектов последних лет в сфере космических технологий развивается, и появляются поводы для хороших новостей. На днях стало известно о завершении работ по проекту «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Теперь ученым предстоит провести ряд последующих работ, и конечным результатом станет появление полноценного модуля, пригодного к эксплуатации.

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса
Один из вариантов компоновки транспортно-энергетического модуля



Отчет о работе


В конце июля «Роскосмос» утвердил отчет за 2018 г., указывающий основные направления деятельности и успехи организации. Среди прочего в отчете упомянут проект «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса», разрабатывавшийся в рамках Госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».

Согласно отчету, выполнение этого проекта было завершено в прошлом году. В рамках этих работ подготовлена конструкторская документация, изготовлены и испытаны отдельные изделия. Пока речь идет о компонентах будущего макета наземного прототипа транспортно-энергетического модуля (ТЭМ).

На этом работы по созданию ТЭМ не останавливаются. Все дальнейшие мероприятия будут осуществляться в рамках существующей федеральной космической программы. К сожалению, в отчете «Роскосмоса» не приводятся технические подробности проекта ТЭМ в его нынешнем виде, а также не указываются сроки выполнения работ. Впрочем, эти данные известны из других источников.

История вопроса


Согласно отчету «Роскосмоса», работы по теме ТЭМ продолжаются и скоро должны выйти на новый этап. Это означает, что планы по созданию принципиально новой ракетно-космической техники, утвержденные почти 10 лет назад, будут выполнены в обозримом будущем.

Идея транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) в ее нынешнем виде была предложена в 2009 г. Разработка этого изделия должна была осуществляться предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». Ведущую роль в проекте играют ракетно-космическая корпорация «Энергия» и ФГУП «Центр Келдыша».

В 2010 г. проект стартовал, начались первые исследовательские и конструкторские работы. На тот момент утверждалось, что основные компоненты ЯЭДУ и ТЭМ будут готовы к концу десятилетия. Эскизный проект ТЭМ подготовили в 2013 г. В 2014-м начались испытания компонентов ЯЭДУ и ионного двигателя ИД-500. В дальнейшем неоднократно появлялись сообщения о тех или иных работах и успехах. Строились и испытывались различные элементы ЯЭДУ и ТЭМ, а также осуществлялся поиск сфер применения новой техники.

По мере проработки проекта ТЭМ в открытых источниках регулярно публиковались изображения, показывающие примерный облик этого изделия. Последний раз подобные материалы появлялись в ноябре прошлого года. Любопытно, что этот вариант облика заметно отличался от предыдущих, хотя и имел некоторое сходство в основных чертах.

Технические особенности


Транспортно-энергетический модуль рассматривается в качестве многоцелевого средства для работы в космосе, как на орбитах Земли, так и на других траекториях. С его помощью в будущем планируется выводить полезную нагрузку на орбиты или отправлять к другим небесным телам. Также ТЭМ может использоваться для обслуживания космических аппаратов или в борьбе с космическим мусором.



ТЭМ получит раздвижные несущие фермы, за счет которых будут обеспечены необходимые габариты. На фермах предлагается монтировать энергоблок с реакторной установкой, приборно-агрегатный комплекс, стыковочные средства, солнечные батареи и т.д. В хвостовой части модуля будут располагаться маршевые и маневровые электроракетные двигатели. Полезная нагрузка будет перевозиться при помощи стыковочных устройств.


Основной компонент ТЭМ – ЯЭДУ мегаваттного класса, разрабатываемая с 2009 г. Реактор установки должен отличаться особой стойкостью к температурным нагрузкам, что связано с особыми режимами его работы. В качестве теплоносителя выбрана гелий-ксеноновая смесь. Тепловая мощность установки достигнет 3,8 МВт, электрическая – 1 МВт. Для сброса лишнего тепла предлагается использовать капельный холодильник-излучатель.

Электроэнергия от ядерной установки должна подаваться на электроракетный двигатель. На стадии испытаний находится перспективный ионный двигатель ИД-500. При КПД до 75% он должен показывать мощность 35 кВт и тягу до 750 мН. На испытаниях в 2017 г. изделие ИД-500 отработало на стенде 300 ч на мощности 35 кВт.

Согласно данным прошлых лет, ТЭМ в рабочем положении будет иметь длину более 50-52 м при диаметре (по раскрытым фермам и элементам на них) свыше 20 м. Масса – не менее 20 т. Вывод такого модуля на околоземную орбиту будет осуществляться при помощи одной или нескольких нескольких ракет-носителей с последующей сборкой. Затем с ним должна стыковаться полезная нагрузка. Расчетный срок службы, ограниченный ресурсом реактора, составляет 10 лет.

Большие перспективы


Главной особенностью ТЭМ с ЯЭДУ, принципиально отличающей его от другой ракетно-космической техники, является высочайший удельный импульс. Применение особой энергоустановки и электроракетного двигателя позволяет получать требуемые параметры тяги при минимальном расходе ядерного топлива. Таким образом, ТЭМ в теории способен решать задачи, недоступные для традиционных ракетных систем на химическом топливе.

Благодаря этому появляется возможность более активного использования маршевых и маневровых двигателей на всем протяжении полета. В частности, это позволяет использовать более выгодные траектории полета к другим небесным телам. 10-летний срок эксплуатации позволяет многократно применять ТЭМ в разных миссиях, сокращая расходы на их организацию. В целом появление систем наподобие ТЭМ с ЯЭДУ даст космонавтике новые возможности во всех основных сферах деятельности.

Штатные двигатели ТЭМ должны использовать только часть электроэнергии от генерирующих систем. Соответственно, остается крупный запас мощности, пригодной для использования целевым оборудованием.

Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, это необходимость разработки целого ряда новых технологий и общая сложность проекта. Вследствие этого создание ТЭМ требует много времени и соответствующее финансирование. Так, проект «Роскосмоса» разрабатывается около 10 лет, но практическое применение готового ТЭМ все еще относится к отдаленному будущему. Общая стоимость проекта оценивается в 17 млрд рублей.


Вариант облика ТЭМ, показанный прошлой осенью


Применение ядерной энергоустановки приводит к серьезным ограничениям на разных этапах. К примеру, испытания готовой ЯЭДУ или ТЭМ в целом возможны только на орбитах, что позволит минимизировать ущерб от возможных нештатных ситуаций. То же касается и эксплуатации готового транспортно-энергетического модуля.

Обозримое будущее


Согласно последним новостям, разработка проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса» успешно завершена. Уже готовы некоторые макетные образцы, необходимые для проведения испытаний. В ближайшие годы предприятиям из состава «Роскосмоса» и «Росатома» предстоит провести ряд важнейших работ с этими и другими изделиями.

Летный прототип ТЭМ планируется построить в 2022-23 гг. После этого должны стартовать различные испытания, на которые уйдет несколько лет. Полноценный запуск эксплуатации ТЭМ ожидается в 2030 г.

В конце июня стало известно о подготовке площадки для эксплуатации ТЭМ. Такую технику будут запускать с космодрома Восточный. Не так давно был объявлен конкурс на разработку и строительство комплекса средств для подготовки космических аппаратов и транспортно-энергетического модуля. Конструкторская документация на технический комплекс должна быть разработана в 2025-26 гг. Строительство планируется запустить в 2027-м, а ввод в эксплуатацию состоится в 2030-м. Стоимость контракта – 13,2 млрд рублей.

Таким образом, различные работы по теме перспективной ракетно-космической техники с ЯЭДУ будут продолжаться в течение всего следующего десятилетия. Одним организациям предстоит завершить разработку и провести испытания транспортно-энергетического модуля, тогда как другие будут готовить инфраструктуру для его эксплуатации. По результатам всех этих работ в 2030 г. в распоряжении российской космической отрасли окажется принципиально новая техника с широкими возможностями. Впрочем, сложность всех этапов многообещающей программы может привести к изменению графика.
 
 

Космическая одиссея

 

Сквозь горизонт


За всю историю космонавтики МКС – самый высокотехнологичный космический проект. Это уникальная научная лаборатория, которая находится на околоземной космической орбите, и позволяющая проводить в условиях невесомости космические эксперименты. Она двигается вокруг земли со скоростью 8 километров в секунду. Это в 100 раз быстрее скорости обычного автомобиля. Ее высота чуть больше 400 километров. Строительство станции началось в 1998 году и на сегодняшний день это самый крупный научно-технический проект современности, созданный на орбите. В нем участвуют 14 стран. Россия – одна из главных. Именно наша страна вывела на околоземную орбиту первый элемент МКС – 20-тонный функционально-грузовой блок «Заря», в создании которого участвовало 240 российских предприятий. На этапе сборки станции «Заря» соединяла остальные элементы МКС, обеспечивала их электроснабжение, а также управляла движением станции и поддерживала ее орбиту. 




Научная лаборатория в невесомости


МКС строится до сих пор и собирается последовательно по модульному принципу. На данный момент станция состоит из 16 основных модулей. Ее вес – более 400 тонн, максимальная длина 109 метров, ширина более 73-х, а внутренний объем превышает 900 кубометров. В состав российского сегмента МКС, на сегодняшний день, входят пять модулей – два осевых: функционально-грузовой блок «Заря» и служебный модуль «Звезда», а также три боковых: стыковочный отсек «Пирс» и два малых исследовательских модуля «Поиск» и «Рассвет». Внутри модуля «Заря» хранятся различные грузы, также он оснащен системами жизнеобеспечения, стыковки, энергоснабжения и управления. Внушительная часть оборудования, в том числе реактивные двигатели для коррекции орбиты станции, топливные баки и панели солнечных батарей, размещаются на внешней части модуля. К «Заре» пристыкован еще один российский малый исследовательский модуль «Рассвет», сокращено МИМ-1. Стыковочный отсек «Пирс» служит площадкой для стыковки к МКС российских пилотируемых кораблей СОЮЗ, а также грузовиков ПРОГРЕСС, которые в основном и снабжают станцию всем необходимым. Последний доставляет на станцию воду, газ, продукты питания для экипажа, как для российского, так и для американского, а также везет оборудование для научных экспериментов и запасные части для служебных бортовых систем МКС. 

Для того, чтобы станция могла осуществлять маневры, космические грузовики регулярно доставляют на МКС топливо для реактивных двигателей, которые имеются только в российском сегменте. Высота орбиты МКС постоянно меняется. За счет трения о разреженную атмосферу происходит постепенное торможение и снижение высоты. Все приходящие корабли помогают двигательной установке поднять высоту станции за счет своих двигателей. Коррекция орбиты происходит для осуществления сразу нескольких целей: для выведения на стыковку транспортных кораблей, в том числе пилотируемых и грузовых, а также для уклонения от осколков космического мусора. 

Российские пилотируемые корабли СОЮЗ служат не только средством транспортировки экипажей, но иcпользуются в качестве орбитальных кораблей-спасателей. Ежегодно к станции и обратно летают четыре таких корабля – самые надежные в программе. За все время работы МСК к ее борту причалили свыше 100 российских космических кораблей. Всего на станции побывали 230 человек. 

Стражи галактики


Экипаж работает, как единая команда. Нет деления на американский и российский. Эта традиция сложилась еще со времен первого экипажа МКС и сохраняется по сей день. Такой подход очень правильный, – если произойдет нештатная ситуация, кто-то один должен принимать решения и отдавать команды. Центральный пост управления полетами базируется в российском сегменте, в служебном модуле «Звезда». В нем находятся системы жизнеобеспечения, а также энергетический и информационный центр. С Земли управление полетами непрерывно ведется из двух центров: российского и американского. 

Обычно на станции одновременно работают не более шести человек. На МКС живут по всемирно координированному времени. Разница с московским: - 3 часа. Рабочий день строго регламентирован: 9 трудовых часов, из которых 2,5 часа составляют физические упражнения. С наземным центром управления экипаж связывается с помощью видеоконференцсвязи, родным и близким они могут позвонить прямо со станции, благодаря выходу в интернет. 

На борту МКС находится более 800 единиц научной аппаратуры. В основном экипаж занимается медико-биологическими и техническими исследованиями, а также ведет научные программы. К примеру, за 6 месяцев космонавты в условиях микрогравитации успевают провести до 50 экспериментов. Результаты их исследований активно используются в медицине, биотехнологии, экологии и многих других областях. 
В ближайшие годы Россия планирует запустить к МКС еще три модуля: узловой «Причал», научно-энергетический и многоцелевой лабораторный модуль «Наука». Они дополнительно обеспечат российский сегмент и станцию электроэнергией, кислородом и средствами управления, а также позволят экипажу проводить еще больше научных экспериментов. Предполагается, что МКС будет работать на орбите до 2024 года. Возможно, именно на основе новых модулей будет создана национальная орбитальная станция. 
 
 

Эксперты заговорили о российско-иранской коалиции против действий США

 
 
События последних месяцев, такие как введение Вашингтоном санкций на экспорт иранской нефти, выход США из сделки по ядерной программе Ирана, подрывы танкеров в Персидском заливе, позволяют говорить о новом уровне политического кризиса между Вашингтоном и Тегераном.




Но давление на Иран не может длиться вечно, и Тегеран делает ответный ход, переходя в наступление. И в этом ему в определённой степени помогает Россия, по крайней мере, так считаются некоторые специалисты.

На днях министр обороны Ирана Хусейн Дехкан заявил, что до конца этого года пройдут совместные российско-иранские военные учения в северной части Индийского океана, в стратегически важном для трафика нефтеналивных судов Ормузском проливе. Если учения состоятся, то это будет первый случай, когда Россия и Иран проводят масштабные маневры на море, причём не на Каспии. Как отмечает международный обозреватель Никита Комаров, главным является то, что всё это происходит в период политического кризиса вокруг Ирана. 

Можно ли в этом случае говорить о решительной поддержке Москвы своего союзника на Ближнем Востоке, считать реальным появление российско-иранской коалиции против действий США? Почему Кремль перешёл от дипломатической поддержки и всяческого осуждения действий Вашингтона к выражению своей принципиальной позиции? Какую роль намерена сыграть Россия в развитии событий вокруг Ирана? Ответы на эти и другие вопросы представлены в ролике:
 
 

Фактор Каспия в Евразии усиливается

Прикаспийские страны медленно, но последовательно укрепляют региональное сотрудничество. И это несмотря на то, что далеко не все государства ратифицировали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря.

11 августа в Туркменистане в национальной туристической зоне «Аваза» двери участникам распахнул первый Каспийский экономический форум (КЭФ). По данным организаторов этого мероприятия, в его работе приняли участие свыше 1500 иностранных гостей, среди которых 50 высокопоставленных политиков из 19 международных организаций. К слову, наряду с делегациями их пяти прикаспийских государств в Туркменистан прибыли делегации из сопредельных регионов – Кавказа и Центральной Азии. Подобный факт говорит о растущем влиянии Каспия на сопредельные регионы Евразии.

Россию, кроме премьер-министра Дмитрия Медведева, представлял президент Татарстана Рустам Минниханов. Наряду с правительственными делегациями пяти прикаспийских стран в работе форума приняли участие премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов и его коллега из Болгарии Бойко Борисов.

О статусе Каспия предельно ясно высказался Д. Медведев. «Волга и, соответственно, Каспий для нас – важнейшие части важнейшей артерии жизни нашего большого государства, именно поэтому мы уделяем этому столь значительное внимание», – отметил он на КЭФ.

Напомним, что идею Экономического форума первым озвучил президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на саммите в Астрахани в 2014 году. Но окончательно решение о проведении бизнес-форума было принято в августе прошлого года в Актау, в рамках мероприятия по подписанию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Время пролетело незаметно и быстро, и вот в Туркменистан потянулись правительственные делегации, бизнес-круги прикаспийских государств.

Самые главные надежды на форум связаны с «реанимацией» регионального сотрудничества. Ещё в 2018 году, на саммите в Актау главы государств, эксперты отмечали, что потенциал Каспия не ограничивается только его энергетическими ресурсами. Это не просто «нефтегазовый Клондайк», но ещё и регион, где проживает население общей численностью более 20 млн. человек со своими потребностями и интересами. Поэтому вопросы долгосрочного развития требуют налаживания сотрудничества в экономике и торговле, экологии, сферах безопасности, образования.

Собственно, подписанная в 2018 году в Актау конвенция призвана была не только разграничить дно и море между пятью странами, но и наполнить региональное сотрудничество новым содержанием. Поэтому, как сказал глава МИД РФ Сергей Лавров, бизнес-форум призван придать «дополнительный импульс сотрудничеству в таких сферах, как торговля, инвестиции и туризм, что будет способствовать в том числе превращению Каспия в один из крупнейших мировых транспортно-транзитных узлов».

Для прикаспийского региона проблема носит актуальный характер, поскольку внутрирегиональные связи между странами остаются слабыми. Это несмотря на то, что минуло 27 лет с момента развала СССР и появления на берегах Каспия новых независимых государств. Однако интенсивное сотрудничество не заладилось. К примеру, объём взаимной торговли между Казахстаном и Туркменистаном в первом полугодии текущего года составил 68 млн. долларов, что не отвечает действительному потенциалу экономик двух государств. Слабое региональное сотрудничество имеет объяснение.

Нефть и газ хоть и остаются основными богатствами Каспийского региона, но одновременно с этим они сдерживают торговые и экономические отношения. Страны региона являются экспортёрами энергоресурсов. Нефть и газ им самим особо не нужны. Поэтому главными торговыми и экономическими партнёрами для них выступают не ближайшие соседи, а страны дальнего зарубежья – Европа и Китай. К тому же на внешних рынках прикаспийские государства являются конкурентами за рынки сбыта. Это бросается в глаза всякий раз, как только речь заходит о маршрутах поставки добываемых энергоресурсов. Выходит, нефть и газ позволяли прикаспийским странами поддерживать свой экономический рост, но никак не торговые и экономические связи между собой.

Ситуацию хорошо иллюстрирует взаимная торговля Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на объем их экономик, показатели торговли существенно отстают. Нур-Султан и Баку, например, не раз ставили задачу довести взаимную торговлю до 500 млн. долларов. Сумма небольшая, но рубеж до сих пор не пройден. Хотя стоит отметить, что в последнее время наметились положительные перемены. Товарооборот между Казахстаном и Ираном имеет тенденцию роста. Впрочем, аналогичная картина прослеживается в других странах обширного региона.

Выход из положения есть. Но для этого прикаспийским странам следует диверсифицировать внешнюю торговлю и суверенные экономики. С тем, чтобы производить и закупать продукцию не в странах дальнего зарубежья, а внутри региона. Как сказал Дмитрий Медведев, необходимо «развитие несырьевых секторов, которые должны стать новыми точками роста в Каспийском регионе».

Справиться с такой задачей призван КЭФ, в работе которого приняли участие более 500 бизнес-структур из более чем 10 стран. Результат уже имеется. К примеру, фармацевтическая компания DolcePharm из Казахстана подписала соглашение на поставку одноразовых медицинских изделий на сумму 400 тыс. долларов.

Но всё-таки главным событием КЭФ стала встреча прибывших на форум правительственных делегаций. В первый же день они обсудили актуальные вопросы, касающиеся перспектив развития региона. В поле зрения оказалась транспортная инфраструктура. Каспий часто называют «нефтегазовым Клондайком». Однако в последние годы по мере реализации КНР программы «Один пояс, один путь» регион начинает восприниматься и как важная транспортная артерия Евразии.

«Транзитные перевозки сегодня – это большие деньги, за которые идёт жёсткая конкуренция», – напомнил Д. Медведев. В свою очередь туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов снова вернулся к идее Каспийского регионального логистического центра. О ней он говорил ещё на саммите в Актау. По словам Г. Бердымухамедова, центр будет координировать деятельность стран с тем, чтобы повысить эффективность «использования новых транзитно-транспортных коридоров, соединяющих Азию с Европой».

Проблема есть, но она касается не только координации, но и выработки общей политики государств в сфере грузоперевозок, например тарифов. Кроме того, далеко не между всеми прикаспийскими странами имеется прямое авиасообщение. Если между четырьмя бывшими советскими республиками воздушные сообщения более или менее развиты, то Иран остаётся в стороне. Оптимально упрощать режим пересечения границ с тем, чтобы люди стали ближе друг к другу. Тем более что это благоприятно сказывается на росте взаимных инвестиций.

В принципе за последние годы транспортная инфраструктура региона развивалась динамично. Сегодня Каспийское море опоясано железнодорожными путями, а его основные порты прошли модернизацию, как следствие увеличилась их пропускная способность. Так, в первой половине 2018 года грузопоток в Каспийском регионе вырос на 39% к аналогичному показателю 2017 года. В общем и целом это не предел возможностей. В планах казахстанского правительства к 2020 году довести ежегодный грузооборот порта Актау до 22 млн тонн.

Кроме сказанного выше, на форуме глава Туркменистана также предложил создать инновационный город, аналог Кремниевой долины, только на берегу Каспия. «Здесь, в этой своеобразной лаборатории идей, учёные, специалисты фундаментальной и прикладной науки прикаспийских и других государств вместе будут работать над созданием нового технологического плана для Каспия», – сказал он.

Об инновационном развитии сегодня говорят повсеместно, не стал исключением и первый КЭФ. Но нужно ли строить ради этого город? Тем более что подобные идеи можно воплотить менее помпезно, но более рационально. К примеру, в конце 2018 года президент РАН Александр Сергеев и его казахстанский коллега Мурат Журинов предлагали наладить сотрудничество между Академиями наук прикаспийских государств. Даже хотели с этой инициативой выйти на руководство стран. Справедливости ради стоит отметить, что подобное сотрудничество уже имеется в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и оно показывает свою эффективность.

Как бы там ни было, Каспийский экономический форум говорит о том, что «лёд тронулся». У региональной элиты возникло осознание важности сотрудничества прикаспийских стран. Однако не стоит ждать по этому поводу стремительных и радикальных изменений в жизни огромного региона. Многое ещё предстоит сделать, чтобы Каспий стал «морем дружбы» и процветания. Но в данном случае определяющим является не скорость перемен, а последовательность действий. И здесь КЭФ может оказать неоценимую услугу.

Хотя Конвенция о правовом статусе Каспийского моря закладывает крепкий фундамент под межгосударственное сотрудничество, между странами сохраняются противоречия. В частности, в вопросе транспортировки газа и нефти. Как отметил представитель National Gas Company (Иран) Бехруз Намдари: «Строительство газопровода с востока на запад Каспийского моря может нанести сильный ущерб экологии региона». Вместо этого он предлагает воспользоваться прибрежной инфраструктурой, а не прокладывать трубу по дну моря, как намеревалась туркменская сторона.

Схожей позиции придерживается и российские власти. По словам Д. Медведева, «все крупные проекты на Каспийском море должны проходить тщательную и беспристрастную экологическую экспертизу с участием специалистов всех прикаспийских стран». Очевидно, Иран и Россия «осаждают» Туркменистан с тем, чтобы он отказался от идеи проложить газопровод по дну моря. Но Ашхабад не спешит расстаться со своей затеей. В 2018 году в Актау Г. Бердымухамедов ещё раз напомнил о суверенном праве реализовывать подобные объекты на Каспии. Игра стоит свеч! Газопровод позволит Ашхабаду поставлять ежегодно до 39 млрд. кубометров голубого топлива в страны Евросоюза.

Как говорилось выше, открытие первого Каспийского бизнес-форума день в день совпало с первой годовщиной подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Потребовалось 22 года (переговоры стартовали в 1996 г. – Ред.), чтобы договориться о принципе разграничения моря и поставить точку в важном для региона документе. Естественно, что такое историческое событие не прошло мимо участников форума. Тем более что уважительный повод снова вспомнить о Конвенции имелся.

Дело в том, что за минувший год из пяти прикаспийских стран документ ратифицировали только три – Казахстан, Туркменистан и Азербайджан. Россия и Иран не прошли процедуру согласования Конвенции в национальных парламентах. Однако Москва уже в процессе. 30 июля Владимир Путин направил текст документа в Госдуму. Как сообщил на КЭФ премьер-министр Д. Медведев, «Россия намерена ратифицировать этот документ в самое ближайшее время».

Чего не скажешь об Иране. В Тегеране пока не приступали к ратификации Конвенции, на что есть объективные и субъективные причины. С одной стороны, напряжённая обстановка вокруг страны, сложившаяся после выхода США из «ядерной сделки». Тут властям не до Конвенции. С другой стороны, документ неоднозначно оценивается в политических кругах Ирана. Конвенция носит компромиссный характер, значит, сторонам приходится идти на уступки. Поэтому оппозиция в Тегеране часто задаётся вопросом: не слишком ли много уступок было сделано? Такие вопросы в парламенте могут вызвать нежелательную критику документа. Как считают специалисты, по этой причине Конвенцию держат под сукном.

Между тем «пауза», которую взял Иран, ставит под сомнение легитимность Конвенции. Как говорится в тексте документа, «настоящая Конвенция вступает в силу с даты получения Депозитарием пятой ратификационной грамоты». Это значит, что Иран заставляет себя ждать. Конвенция не может стать полноправным документом без ратификации пятой страной. Впрочем, в Тегеране понимают, что лучше жить с документом, в котором оговариваются вопросы безопасности и принципы сотрудничества на Каспии, чем без него. Поэтому есть надежды, что здравая логика возьмёт вверх над эмоциями.

А пока, как показали итоги первого Каспийского бизнес-форума, страны региона предпочитают смотреть вперёд, углублять сотрудничество, а не оглядываться назад. Собственно на такой позитивной ноте завершил свою работу КЭФ в Туркменистане. Перед этим глава российского правительства пригласил «всех в Астрахань, где мы (организаторы. – Ред.) планируем провести следующий, Второй, Каспийский экономический форум».

Картина дня

наверх