На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 525 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за Ваш интерес. Постараюсь публиковать интересное.Выяснилась причин...
  • Николай Герасименко
    Автор похоже из пресс-центра Массада! Все в картинках и цифрах разложил. Раз вы такой информированный подскажите, а п...Выяснилась причин...
  • Геннадий Свешников
    Раз Дональд не торопиться,то и соседями не куда торопиться,сгоняют в Питер почаевничать ,на людей посмотреть себя пок...Израильское Гетто...

Школа на дистанции. Новые реалии среднего образования

Евгений Федоров

 

Школа на дистанции. Новые реалии среднего образования

Школа на дистанции. Новые реалии среднего образования
Источник: sciencedebate2008.com


Учителя в онлайн-режиме


Как бы нам ни говорили, но в России дистанционные формы образования в школьной среде не прижились. Различные онлайн-платформы играют в лучшем случае роль дополнительного образовательного ресурса.
Среди таких программ наибольшая популярность у форматов видеоконференций (лекций), когда преподаватель, вооруженный доской, презентацией и микрофоном с наушниками, вещает с экрана монитора. Когда же речь заходит об образовательных платформах, в которых школьнику нужно самому добывать знания, создавать проекты, корректировать полученный результат на основе экспертных замечаний, популярность дистанционного образования падает. Не научились пока наши учащиеся школы самостоятельно без ментора образовываться. Потому как нет стойкого мотива к учебе.

И вот пришел режим повышенной готовности в связи с наступлением COVID-19. Можно сколько угодно спорить об эффективности принятых мер, но факт остается фактом: четвертая учебная четверть с большой долей вероятности пройдет в дистанционном режиме, если вообще не будет досрочно завершена. Казалось бы, мы недавно убеждали всех, что цифровая революция захлестнула Россию, но вот перевод детей на внеклассное обучение прошел с большим скрипом.

Первая проблема – это отсутствие единых и адекватных образовательных программ в Рунете. Когда на школьников и учителей свалились десятки предложений по организации бесплатного онлайн-образования, оказалось, что синхронизировать их с учебными программами очень непросто, а порой и невозможно.
К примеру, в Московской области предлагаются видеоуроки по математике, которые уже пройдены в условной Псковской области, а в Пермском крае до этих тем еще пару недель ждать. А если еще и программы с учебниками не совпадают… Естественно, такая форма работы не предполагает обратной связи с учащимся. И если у несчастного школьника возникнет вдруг вопрос по материалу, задать его будет некому. Просматривая очередной урок в YouTube, можно лишь лайк или дизлайк поставить да комментарий никому не нужный написать.

Первые недели образовательные ресурсы пестрели щедрыми предложениями типа «В связи с карантином теперь всё бесплатно!» Естественно, это оказалось лишь маркетинговым ходом, направленным на привлечение новой аудитории к сайтам. По-настоящему качественные ресурсы для школьников как были платными, так и остались, да еще и цены взвинтили. Однако и здесь есть хорошие новости. Последние годы все школы в обязательном порядке обзавелись персональными сайтами (или хотя бы страничками в соцсетях), на которых домашние задания можно каждый день публиковать. Кроме того, во многих регионах внедрены системы электронной школы, позволяющей родителям и учащимся контролировать оценки и выполнять домашнее задание. С классическими бумажными журналами, думается, режим самоизоляции закончился бы коллапсом.


Источник: sciencedebate2008.com

Второй проблемой дистанционного образования стала слабая материальная база. У части школьников вообще нет дома компьютера, а доступ в Интернет в лучшем случае со смартфона или планшета. Естественно, масштаб этой проблемы в регионах напрямую зависит от благосостояния жителей. Идем дальше. Даже если Интернет доступен с переносных гаджетов, он чаще всего лимитирован несколькими гигабайтами трафика в месяц. То есть ни в Skype урок в онлайн-режиме посмотреть, ни на YouTube запись занятия глянуть. А в некоторых селах по понятным причинам и сотовая связь работает с большими условностями, не говоря уже о 4G. И даже если в семье все-таки есть современный компьютер с широкополосным доступом во всемирную сеть, не забываем про родителей, которые на удаленной работе. Если они добросовестно выполняют свои служебные обязанности и соблюдают самоизоляцию, то детям около PC делать нечего. Думаю, сотрудники банков, часть которых перевели на удаленную работу, подтвердят это. Наконец, важнейшим фактором в дистанционном образовании становится жилищный вопрос, который, как известно, многих погубил. К сожалению, далеко не все дети обеспечены индивидуальными рабочими местами с соблюдением всех санитарных правил, а это значит, что удаленная учеба может проходить и на кухне, и на журнальном столике, и в других неприспособленных местах. Добавим к этому еще и режим самоизоляции бабушек с дедушками (которые нередко живут с детьми и внуками), и родителей, вынужденных сидеть дома.

С педагогами все проще. Учителя в подавляющем большинстве обеспечены и компьютерами, и выходом в Интернет – специфика работы обязывает. И подготовить пакет заданий для учащихся со ссылками на онлайн-уроки, проверочные тесты и познавательные видео они в состоянии. Но вот организовать видеоуроки с собственным присутствием, да еще и на специализированных платформах могут единицы. Поэтому настоящим мейнстримом стали задания через мессенджеры, посредством которых организуется и обратная связь с детьми. Кстати, самым анекдотичным примером дистанционного образования в режиме самоизоляции стали уроки физической культуры. Думаете, дети на этих занятиях как один занимаются фитнесом в квартирных условиях? Тесты, рефераты, доклады и так далее – вот реальность физкультуры на «удаленке». Как в большинстве случаев и школьного предмета «технология». И третья проблема заключается в слабомотивированных школьниках (так сейчас называют двоечников) и их не менее слабомотивированных родителях. Как организовывать с ними работу? Классный руководитель не может прийти в гости, педагог не может провести краткий ликбез по горячим следам. При этом родители в лучшем случае самоустраняются, в худшем — в пьяном угаре наказывают несчастных малолетних. В общем, этой категории детей и родителей строго противопоказана дистанционная форма обучения.

Непростой ЕГЭ, непростое будущее


Коснемся не менее важного момента итоговой аттестации: ЕГЭ в период самоизоляции. Теперь всем понятно, что, если даже случится чудо и детей выпустят из заточения и отправят в классы, никакого ЕГЭ в классическом понимании не будет. Госэкзамен, как известно, нельзя сдавать в своей школе, но миграция детей из одного учебного заведения в другое точно будет запрещена до конца лета. Поэтому ЕГЭ будет организован для выпускников школы в родных стенах. И сроки Минпросвещения ставит очень гибкие – с 8 июня, в зависимости от эпидемиологической обстановки в регионах. А если эпидемиологическая обстановка не позволит? Отменять ЕГЭ? И здесь снова множество вопросов. Если варианты ЕГЭ уже разработаны, они едины как минимум для федеральных округов, то как быть с дискредитацией заданий? Кто гарантирует, что из региона, где экзамен прошел раньше, не будет утечек? И отменить ЕГЭ никак нельзя – десятки тысяч детей останутся без возможности поступления в вузы. А экзамен действует 4 года.


Фото: Тимур Шарипкулов / UFA1.RU

Безусловно, ситуацию может спасти дистанционная сдача Единого государственного экзамена, но таких технологий в России пока нет. И COVID-19, безусловно, должен стать тем самым вызовом, который модифицирует школьный уклад.

Во-первых, необходимо разработать надежную и работоспособную систему дистанционной сдачи государственных экзаменов. Хотя бы в резервном варианте. Безусловно, это сложно и дорого, но в любом случае система простаивать не будет – впереди еще регулярные сезонные вспышки ОРВИ, да и возможность подобных эпидемий никто не отменял. Во-вторых, стоит задуматься о национальной системе дистанционного образования в полной аналогии с распространенными видеосистемами конференц-связи. Такая система должна быть соответственно защищена, дабы не случались эксцессы с хакерами. Удалось же платежную систему «Мир» самостоятельно соорудить. Кстати, подобная система школьной конференц-связи будет востребована и в «мирное» время. К примеру, дети, по состоянию здоровья пропускающие уроки, могли бы присутствовать на занятии удаленно. Безусловно, это дорого и хлопотно. Однако прецеденты уже есть – это системы видеонаблюдения на ЕГЭ и различных выборах.

Важным выводом из сложившейся ситуации становится простой тезис о незаменимости профессий педагога. Никто не сможет полноценно учить удаленно (как, впрочем, кормить и лечить) — везде необходимо личное присутствие профессионала на рабочем месте. А вот офисный «планктон», который успешно и без особых проблем ушел на удаленную работу, по сути, оказался особо-то и не нужен. Уберите эту прослойку в посткоронавирусном мире — и ничего страшного не произойдет. И это самый главный урок, который стоит усвоить выпускникам 2020 года при выборе будущей профессии.
...
...
...

Нота протеста. Китай претендует на территории Казахстана


Антикитайские акции в Республике Казахстан в 2019 году.


Восток — дело тонкое


«Почему Казахстан стремится вернуться в Китай». Так назывался материал крупного интернет-портала Sohu (который не имеет отношения к официальной позиции правительства Китая). Точнее было бы назвать sohu.com блог-платформой, на которой чуть ли не каждый китаец может опубликовать свои воззрения. Но, тем не менее, реакция на подобный материал со стороны Казахстана оказалась достаточно резкой: 8 апреля посла КНР Чжан Сяо вызвали в МИД для вручения ноты протеста. В комментариях к ноте дипломатично упоминается о несоответствии статьи «вечному» духу всестороннего стратегического партнерства, отраженному в совместном заявлении Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Заявление о партнерстве подписано главами государств 11 сентября 2019 года. И это все из-за статейки, написанной непрофессиональным журналистом. Но стоит отдать должное главе Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву, который не стал излишне драматизировать ситуацию и выводить её на высший политический уровень.


Посол КНР Чжан Сяо (слева) на серьезном разговоре с официальными лицами Казахстана. 

У дипломатов Казахстана, очевидно, сложилось мнение о тотальном контроле всей медийной сферы коммунистической партией КНР, что подразумевает негласное одобрение материала о территориальных претензиях. Аналитик из Пекина Шэн Сию резонно в этой связи упрекает Министерство иностранных дел Казахстана, указывая, что некий уровень либерализма в китайской прессе все-таки есть. Поэтому не стоит напрямую связывать провокационные высказывания с официальной политикой Пекина. Есть официально утвержденная еще при Назарбаеве граница, а все остальное лишь домыслы журналистов, желающих дешево заработать славу. Шэн Сию, кроме этого, предлагает извиниться теперь уже руководству Казахстана за всплеск ксенофобии в стране, которую эксперт видит уже многие годы. Надо отдельно отметить, что нетерпимость к китайскому экономическому и политическому влиянию среди казахов уже заметна даже на международном уровне. Так, осенью прошлого года в Нур-Султане, Алма-Ате, Караганде, Шимкенте, Актобе и Жанаозене горожане вышли на улицы с лозунгами «Нет экспансии Китая». Основной вопрос к власти был такой: «Почему правительство намеренно загоняет жителей в финансовую зависимость от такого могущественного соседа, позволяя строить в Казахстане китайские заводы, фабрики, электростанции?» Если касаться гораздо менее обеспеченных Таджикистана и Киргизии, то здесь все понятно – без китайских юаней ничего вообще не будет построено. Но Казахстан — богатая страна, и деньги Поднебесной здесь не совсем уместны. Речь, очевидно, идет о межправительственном соглашении 2015 года, в соответствии с которым Пекин вкладывает в экономику Казахстана порядка 27 млрд. долларов.


И это далеко не первое народное выступление. В 2016 году было недовольство земельными реформами, в ходе которых якобы планировалось разрешить китайцам покупать земельные участки. Самое интересное, что прошлогоднее выступление в шести городах Казахстана было удачно спланировано перед официальным визитом президента Касыма-Жомарта Токаева в Пекин. Очевидно влияние неких сил внутри республики, недовольных монополией Нур-Султана на деньги и ресурсы Китая. Местные баи были бы гораздо спокойнее, если бы столица позволила региональным элитам самостоятельно работать с китайскими инвесторами. В худших традициях Средней Азии это сопровождалось бы мздоимством, кумовством и взятками. А почва для подстрекательства населения на подобные выступления в Казахстане есть. Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев говорит в этой связи:

«Антикитайские настроения никуда не денутся. Тем более что из всех стран Центральной Азии именно в Казахстане антикитайские настроения имеют более глубокие корни. А поскольку национал-патриотические настроения в Казахстане усиливаются, а именно они традиционно базировались на нескольких важных посылах, один из которых состоит в том, что Китай для Казахстана больше угроза, чем возможность, то антикитайские настроения будут расти. По мнению радикально настроенного крыла национал-патриотов, в будущем кроме экономической экспансии Китай попытается реализовать в Казахстане свои военно-политические интересы, как сейчас это наблюдается в Таджикистане. Геополитическая формула «вначале приходит священник, потом купец, потом солдат» работает».

Таким образом, в казахстанском обществе создается впечатление об уступках, на которые идет Нур-Султан ради хороших отношений с Пекином. А слабость – это плохой союзник на Востоке. И тут выходит статья в Sohu «Почему Казахстан стремится вернуться в Китай»…

Казахстан — часть Китая?


Теперь становится понятной причина столь быстрой и жесткой реакции официального Нур-Султана на малозначительную статью. Разгоряченной антикитайской публике только дай нужный повод для волнений. Провокационный Sohu вполне подходил на эту роль. Отсюда и нота протеста, и разговор с послом с соблюдением всех противоэпидемиологических условностей. Министерство иностранных дел республики как бы дало понять гражданам: мы заметили, мы предупредили, пусть знают нашу жесткую позицию. А вокруг чего, собственно, разгорелся скандальчик? Все дело в неуживчивом Джунгарском ханстве, которое в XVII-XVIII веках воевало, похоже, со всеми. Сначала с казахскими племенами, потом с Китаем, а нередко и одновременно с обоими. Надо сказать, воевали неплохо. В определенный момент, по версии автора Sohu, джунгарцам у казахов удалось отбить территорию Среднего Жуза. В тоже время Младший и часть Старшего Жуза казахов ушли к России.

Нота протеста. Китай претендует на территории Казахстана

Джунгарское ханство. 

В 1757 году Джунгария пала перед Китайской империей, и территория так называемого Семиречья около Балхаша перешла к Пекину. Новую территорию даже успели включить в состав провинции Синьцзян, но вот закрепиться на ней не удалось, её постепенно заняли казахи. Вот именно это и является причиной того, по мнению автора, почему стоит задуматься о территориальных претензиях к Казахстану. Кроме этого, Sohu утверждает, что на территории бывшей советской республики проживает не менее 400 тыс. этнических китайцев и давно они мечтают вернуться в лоно Поднебесной. Где автор это вычитал, не уточняется, но все очень походит на дешевые спекуляции. Территория исконно наша, занята соотечественниками-китайцами – чем не повод для бескровной аннексии? Это, конечно, если сгущать краски. На самом деле в китайскую версию «случайного» материала в медиагиганте Sohu тоже мало верится. Тем более что территориальных претензий у Пекина море и история их разрешения до сих пор не завершена. К тому же цензура в Поднебесной все-таки еще на высоте, да и Sohu не захудалый интернет-ресурс – как-никак на его страницах публикуются материалы официального государственного «Синьхуа». И, как оказалось, подобные идеи рождаются в Китае не в первый раз. Упоминаемый выше директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев комментирует:

«Это не первый случай, когда появляются такие провокационные материалы с акцентом на какие-то неизвестные исторические документы либо на псевдоисторическую информацию, где акцент делается на том, что в свое время часть казахстанской территории контролировалась Китаем либо принадлежала Китаю. Если такие публикации появляются в СМИ государства, где традиционно контроль за медийным полем очень жесткий, то возникает вопрос: нет ли здесь целенаправленной политики определенных сил в Китае создавать ажиотажные настроения внутри Китая с претензиями к другим странам? Если это происходит случайно, что сомнительно, то почему на уровне руководства страны не делается жестких заявлений по этому поводу? Один случай – это случай, второй случай – это совпадение, а третий – тенденция».



Область Семиречья, которая, по мнению Sohu, может вернуться к КНР. Если, конечно, население будет не против. 

В общем, всё это походит на некую разведывательную публикацию с целью оценить настроения соседнего государства, а также спровоцировать националистов. При этом, конечно, никто о полноценной военной экспансии речи не ведет: Китаю такие глобальные заварушки ни к чему. Скорее, внутри страны растет влияние сторонников некой интеграции двух стран в политическом и экономическом русле. В приложении к России на это как минимум стоит обратить внимание. Во-первых, еще большое вовлечение Казахстана в экономику Китая для нас скорее негативно. Просто потому, что мы не можем себе позволить вкладывать десятки миллиардов долларов в соседнее государство, а Пекин может и будет требовать за это лояльности. И во-вторых, данные сценарии якобы восстановления мнимой исторической справедливости могут быть разыграны Китаем на нашем Дальнем Востоке.
наверх