На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 525 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Ильинов
    Спасибо за Ваш интерес. Постараюсь публиковать интересное.Выяснилась причин...
  • Николай Герасименко
    Автор похоже из пресс-центра Массада! Все в картинках и цифрах разложил. Раз вы такой информированный подскажите, а п...Выяснилась причин...
  • Геннадий Свешников
    Раз Дональд не торопиться,то и соседями не куда торопиться,сгоняют в Питер почаевничать ,на людей посмотреть себя пок...Израильское Гетто...

Почему римляне так много воевали? При чем тут США?

Темный историк

 

Почему римляне так много воевали? При чем тут США?

Античные римляне прошли удивительную эволюцию государства от «города на семи холмах» до средиземноморской империи. Легионы воевали с кельтами, германцами, карфагенянами, иберами, парфянами, греками, понтийцами, даками и...с кем только не воевали, разве только что до индусов с китайцами не добрались.

Интересно вот что. Сложилось впечатление, что римляне были макисмально близки к современным людям в плане культурного развития, политического устройства, морали. И, при этом, римляне проводили жесточайшую политику по отношению к соседям. Карательные акции римских легионов приводили к уничтожению целых городов и к порабощению регионов. Римлянам удалось подмять под себя немалую часть известного тогда мира. А их богатая военная история сравнима лишь с несколькими нынешними державами...

Интересно отметить, что римляне, в пору «пика завоеваний» (III—I вв. до н.э.), были окружены либо уже отставшими от них в плане технологий и организации племенами, либо богатыми городами-государствами (ярчайший пример — Карфаген). Последние вроде как располагали мощным флотом, тоннами бабла (контролируя торговые пути) и профессиональной наемной армией. Но, тем не менее, Рим «уделал» Карфаген, хоть и не без труда. А потом, за довольно короткий, по историческам меркам, промежуток времени, просто «подмял под себя» Средиземное море. И сидел на нем еще несколько веков, периодически устраивая акции террора особо беспокойным соседям.

Нет, «территориально» были и объедине...
Нет, «территориально» были и объединения покруче. Но, почти всегда, они либо были недолговечны, либо мало что после себя оставляли

Почему римляне так много воевали? При чем тут США?
Такая стратегия мне напоминает поведение современных США, которые всюду летают и всех бомбят.

И все, соответственно, штаты ненавидят. А за что ненавидеть-то? За то, что гегемоны. И это забавно. Вот как о древних римлянах говорили их противники:

«Расхитителям всего мира, им уже мало земли: опустошив ее, они теперь рыщут по морю; если враг богат — они алчны; если беден — спесивы, и ни Восток, ни Запад их не насытят; они единственные, кто с одинаковой страстью жаждет помыкать и богатством, и нищетой; отнимать, резать, грабить — на их лживом языке зовется господством; и, создав пустыню, они говорят, что принесли мир...» (с) римский историк Тацит приводит потомкам слова каледонского вождя Калгака.

 

И что-то вспомнилось: «Мы здесь для т...
И что-то вспомнилось: «Мы здесь для того, чтобы помогать вьетнамцам, потому что в каждом «гуке» сидит американец, который хочет выбраться наружу...» Из фильма «Цельнометаллическая оболочка»


Звучит знакомо, да? Заменить слово «господство» на слово «демократия», дак и вовсе — можно перепутать эпохи)

Действительно, сначала римляне воевали банально за выживание в «жестоком мире». Затем — дрались за торговые точки с невиданными барышами. Ну а потом — стремились всеми силами удержать уже завоеванное, одновременно разлагаясь изнутри. Притом, римляне, помимо своих агрессивных войн, активно пользовались и дипломатией, стравливая «варваров» друг с другом.

Чтобы Риму было хорошо, всем остальным должно быть...не так хорошо) А кому-то — совсе плохо. Рим — пуп земли и центр географии, он «убер аллес». А потому римляне стремились отомстить за каждое поражение, за каждое оскорбление, за каждый вызов.

И ведь вбили это римляне всяким «варв...
И ведь вбили это римляне всяким «варварам» в головы. Так вбили, что те уже и в Средние века стремились создать свои «римские империи» и почитали Рим, стремясь «венчаться на царство» именно там


Не сейчас, так лет через -дцать. В конце концов, римляне «отомстили за Вара, за Тевтобургский лес». Они отомстили кельтам за разорение Рима, они отомстили дакам за вторжение в пределы Римской империи. Этим, отчасти, можно объяснить их «живучесть», напористость: с римлянами реально было опасно связываться.

Сами римляне, конечно же, стремились максимально обелить самих себя. Такие вот записывания цитаты враждебных вождей были редкостью. Цицерон твердил о необходимости развязывания войн из-за чести, достоинства, славы, выживания. Октавиан Август и вовсе пытался выставить себя «миротворцем». Вот эта хитрая риторика а-ля «мы воюем ради мира, потому что нам не дали иного выхода», опять же, характерна и для современных политиков.

Не забывали императоры с политиками и о своем «рейтинге»: громкие победы и территориальные присоединения давали удачливым деятелям +100500 очков к популярности. Далеко ходить не надо, здесь примеры Цезаря и Августа отлично подтверждают «теорию».

Вперед, мои легионеры! За золотом, ра...
Вперед, мои легионеры! За золотом, рабами и...рейтингом!


И все-таки, главный мотив «воинственного поведения» римлян, как по мне, — это удержание своего лидирующего положения на тогдашней мировой арене. А уж методы вполне себе соответствовали «духу времени», исторической обстановке. Главной валютой была военная сила той или иной державы. У римлян было много иных достоинств...но блин, греки вот тоже, были культурные, образованные, трудолюбивые. Однако, им не хватало «организованной воинственности» римлян.

Сейчас, конечно, времена несколько иные. Но сущность человека, полагаю, не изменилась. И вооруженные силы — по-прежнему важный аргумент в политике. Кроме того, отлично работает система а-ля «чтобы мы жили хорошо, кому-то придется потесниться». А потому действия США в Ираке, Югославии, Вьетнаме или Корее вполне понятны. Система работает. И, пожалуй, будет работать всегда. Разве что может смениться очередной «хозяин положения».

=0=0=

Древние катакомбы под Римом

Катакомбы

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).

 

Аппиева дорога
Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

 

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) — «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos — углубление).

 

Аппиева дорога
Аппиева дорога

 

Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.

 

Гробница Цецилии Метеллы
Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

 

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».

 

Гробница Илария Фуска
Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

 

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Катакомбы

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы

Катакомбы в период II—IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.

 

Катакомбы Святого Каллиста
Катакомбы Святого Каллиста

 

На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.

 

Катакомбы Святой Агнессы
Катакомбы Святой Агнессы

 

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».

Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Катакомбы

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

Катакомбы

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.

 

Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите
Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

 

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Катакомбы

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

Катакомбы

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.

 

Катакомбы Святого Себастьяна
Катакомбы Святого Себастьяна

 

Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.

 

Катакомбы Домитиллы
Катакомбы Домитиллы

 

Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.

 

Катакомбы
Катакомбы Присциллы

 

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Катакомбы

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь — образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь — символ Святого Духа;
  • феникс — символ воскресения;
  • орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец — символ Иисуса Христа;
  • лев — символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь — символ вечного мира;
  • лилия — символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.

Фрески

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Катакомбы

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах — Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

=0=0=

Черчилль: «Сталин спросил, должны ли мы это делать без участия поляков. Я ответил "да"». Как СССР перехватил у Польши Кенигсберг

Вопрос послевоенных границ начал активно рассматриваться в СССР с лета 1943 г. Накануне Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Англии в октябре 1943 г. правительству были представлены проекты послевоенного устройства Европы. При всех вариантах от Германии отходили территории, захваченные ею с 1937 г., а Восточная Пруссия передавалась Польше. СССР оставлял за собой право на воссоединение Мемельской области с Литвой, а также на передачу Литве районов Восточной Пруссии, населенных литовцами. При этом, правда, высказывались опасения по поводу традиционных антироссийских настроений в Польше и сомнения по вопросу необходимости чрезмерного усиления этого беспокойного соседа.

Готовились и союзники СССР. Осенью 1943 г. польское правительство отправило ряд меморандумов правительствам Великобритании и США, в которых требовало защиты ими интересов Польши, отвергало советские предложения о границах и категорически настаивало на том, что признание польских прав на западные территории, включая Восточную Пруссию, не должно трактоваться как компенсация за уступку Советскому Союзу польских земель на востоке. Рузвельт согласился поддержать поляков и предложить Сталину провести в восточных районах Польши плебисцит по вопросу о будущей принадлежности этих территорий.

Вопрос о польских границах и судьбе Восточной Пруссии и Кенигсберга в принципе был решен в ходе Тегеранской конференции. 28 ноября 1943 г. состоялась приватная беседа Сталина с Черчиллем и Иденом. Во время встречи британский премьер-министр предложил урегулировать проблему границ путем компенсации Польше за счет Восточной Пруссии, что означало признание Англией «линии Керзона». Западная граница польского государства устанавливалась по р. Одер. Таким образом, советские условия были приняты. Судьба польских земель и Восточной Пруссии решались лидерами великих держав в лучших традициях классической дипломатии. 

Черчилль вспоминал: «Сталин спросил, должны ли мы это делать без участия поляков. Я ответил "да" и сказал, что позже, когда все будет официально согласовано между нами, мы сможем обратиться к полякам». 

На заседании 1 декабря произошло формальное утверждение принятого решения. Черчилль снова внес свое предложение о передвижке границ на запад и предложил формулу: «Очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер с включением в состав Польши Восточной Пруссии и Оппельнской провинции». Сталин моментально использовал ситуацию. 

Он заявил: «Русские не имеют незамерзающих портов на Балтийском море. Поэтому русским нужны были бы незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель и соответствующая часть территории Восточной Пруссии. Тем более что исторически это исконные славянские земли. Если англичане согласны на передачу нам указанной территории, то мы будем согласны с формулой, предложенной Черчиллем». Возражений со стороны Рузвельта и Черчилля не последовало.

Достигнутое в Тегеране соглашение было закреплено официальным заявлением советского правительства от 11 января 1944 г. В нем отмечалось, что вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в состав СССР исправило несправедливость Рижского договора 1921 г. Советский Союз стремится к созданию сильной независимой Польши, выступает за дружбу и сотрудничество с ней. В письме к Черчиллю от 4 февраля 1944 г. Сталин в самой жесткой форме потребовал, чтобы поляки официально заявили о признании новой границы по линии Керзона. Он напомнил, что согласился на передачу Польше немецкой территории при условии передачи СССР Кенигсберга. «Без удовлетворения этой минимальной претензии Советского Союза уступка Советского Союза, выразившаяся в признании линии Керзона, теряет всякий смысл».

Союзники подтвердили тегеранское решение, 6 февраля Черчилль в первый раз сообщил премьер-министру Польши С. Миколайчику, что Польша получит Восточную Пруссию без Кенигсберга, мотивировав передачу этой территории Советскому Союзу выдающимися заслугами России в годы Первой мировой войны. Выступая в парламенте 22 февраля, Черчилль заявил: «Я могу напомнить палате общин, что мы никогда не давали от имени правительства Его Величества гарантий Польше относительно какой-либо конкретной линии ее границы… Я испытываю чувство величайшей симпатии к полякам, но я также сочувствую точке зрения русских. Россия имеет право на гарантии против повторения нападения на нее с запада, и мы идем до конца с ней, чтобы она получила такие гарантии не только силой своего оружия, но и в результате одобрения и согласия Объединенных наций.

 Я не считаю, что требования русских гарантии их западных границ выходят за рамки разумного и справедливого». Примерно тогда же в ходе встречи со Сталиным посол США в СССР А. Гарриман заметил, что «польский вопрос в первую очередь касается СССР, во вторую очередь — Великобритании и лишь в третью очередь — Соединенных Штатов».

=0=0=

Эксперимент над природой, или Правда о разгоне облаков

Хорошая, солнечная погода в последние годы непременно сопровождает все крупные столичные праздники: День Победы, День Независимости, День Города. При этом мы часто слышим о специальных самолетах, которые «разгоняют» облака в небе над Москвой – чтобы дождь не помешал VIP-гостям и народным гуляниям. Но каковы последствия такого вмешательства в экологию?

Специалисты Росгидромета утверждают, что реагенты, используемые для разгона облаков, не наносят вреда экологии столицы. «В зависимости от прогнозируемой интенсивности предстоящих осадков задействуют йодистое серебро, сухой лед и даже мелкодисперсный цемент. Все эти реагенты - экологически чистый материал, не наносящий вреда атмосфере города», - официально заявляют специалисты.

Первые попытки делать хорошую погоду предпринимались еще в Советском Союзе, и на сегодняшний день российская служба по разгону облаков считается лучшей в мире. Другие страны пока лишь берут на вооружение наш опыт.

Методика создания благоприятных условий погоды была разработана специалистами Росгидромета в 1990 году и начала масштабно применяться с 1995 года. Впервые по-настоящему она была опробована на праздновании 50-летия Победы. Впоследствии облака разгоняли на период открытия и закрытия Всемирных юношеских игр в 1998 году, во время празднования 850-летия Москвы.

Процесс разгона туч метеорологи называют «засеиванием». Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед, а против слоисто-дождевой облачности - жидкий азот. Йодистым серебром, которым начинены метеопатроны, бомбардируют наиболее мощные дождевые облака. Попадая в облака, частицы реагента концентрирует влагу вокруг себя, «вытягивая» из туч воду. В результате, над районом, где распылят сухой лед или йодистое серебро, практически сразу начинается сильный дождь. По пути к Москве тучи уже истратят весь «боезапас» и рассеются.

Тактика разгона вырабатывается в последние дни перед праздниками. Ранним утром воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из подмосковных (как правило, военных) аэродромов взлетают самолеты с реагентами на борту. Стоимость таких вылетов может достигать нескольких миллионов рублей, в зависимости от времени полета и расхода дорогостоящего топлива. По приблизительным подсчетам, одно мероприятие по созданию хорошей погоды обходится городской казне, в общей сложности, в 2.5 миллиона долларов.

В эффективности разгона специалисты Росгидромета и городское руководство убеждались не раз. Так, несколько лет назад на День города Москва оказалась под угрозой мощной облачности и высотного циклона, рассказали в службе. Полностью справиться с подобными погодными условиями практически невозможно. И все же синоптикам в тандеме с летчиками удалось в 3 раза уменьшить интенсивность обрушившихся на столицу осадков.

Науке давно известна технология борьбы с дождевыми облаками, однако на практике ее применяют только в России. Сама технология распыления довольно проста и не требует особых затрат. Скажем, на тучу длиной 5 километров нужно всего 15 граммов реагента.

В нашей стране монополия на «разгон» облаков принадлежит отделу активных воздействий Росгидромета, и, хотя сама технология уже довольно хорошо отработана, она продолжает удивлять иностранцев. В частности, премьер-министр Японии Дзюнъинтиро Коидзуми, приглашенный на празднование одного из Дней Победы 9 мая, до самого последнего момента был уверен, что разгон облаков над Москвой - не более чем шутка. Его приятно удивило, что во время праздничного парада над Красной площадью (вопреки предварительным прогнозам синоптиков) светило солнце. Высокому гостю очень понравились достижения российской науки в этой сфере.

Но завидовать жителям столицы, небо над которой всегда могут «расчистить», не стоит. Руководитель общественной экологической организации «Экозащита» Владимир Сливяк уверен: «Искусственное устранение природных осадков над Москвой нередко ведет к тому, что потом лить как из ведра дождь может очень долго». Так случается, когда резко меняется влажность воздуха, изменяется и направление движения воздушных фронтов. Такая картина наблюдалась после разгона туч над Москвой в честь Дня независимости России - 12 июня 2005 года.

«Взаимосвязь между разгоном облаков и проливными дождями существует», - утверждает Владимир Сливяк. – «Нельзя нарушать естественный природный баланс. К тому же современная наука пока не в состоянии говорить об отдаленных последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными. И потому наша позиция: подобные действия нужно прекратить».

По мнению самих метеорологов, все разговоры по поводу негативных последействий реагентов не имеют под собой никаких оснований. Руководитель отдела активных воздействий Росгидромета Валерий Стасенко говорит: «Выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы… Нам известны периоды существования облаков, известны закономерности выпадения и формирования осадков». Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, - уверены метеорологи.

Однако, после каждых праздников, на которых стояла сухая и теплая погода, наступают несколько дней, в течение которых идут необычно сильные дожди. Все-таки Природа не любит, когда вмешиваются в ее дела…

наверх