На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 443 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Никитин
    по меньшей мере странная сентенция. хотите поговорить о мне лично?)О националистах, ...
  • Астон Мартин
    "Повторюсь.Ты записной дурак"...как вы думаете , такие вещи забываются , нее ???🤔О националистах, ...
  • Вадим Кузнецов
    Атеизм - не религия. И автор  не "мракобес"О националистах, ...

Сравним законы об образовании: советский и российский

школьницы

В предыдущем посте я разбирал новый закон об образовании с точки зрения его приоритетов. Заглянув по ходу дела в старый советский закон, я понял, собственно, почему новая власть стремиться в горячке законодательного зуда напринимать как можно больше наукообразных правил в такой важной области, как воспитание и образование. Обнаружилась неприятная тенденция к выхолащиванию основного смысла подготовки подрастающих поколений к будущему. Как говориться, всё познаётся в сравнении, поэтому не будем забегать вперёд, и сравним тексты советского и нового российского законов в их самых основополагающих частях. Особо примечательные места я выделил зелёным и красным цветом.

В преамбуле «Закона об утверждении основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании от 19.07.1973 г № 4536-VIII» читаем:

«Целью народного образования в СССР…является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, убежденных борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР и советских законов, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.»

«Образование в нашей стране является подлинно всенародным делом. Государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников - благородное и почетное дело. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое - детей, молодежь

В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г» вообще не прописаны цели образования. Теперь у образования есть только «процесс» и «деятельность». Они, конечно, «целенаправленные», но к какой цели направленные, не сказано. А в законе имеется только глоссарий, где написан словарь, что и как понимать:

Статья 2.

«1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;»

Вот так высокая идея подменяется «процессом в интересах». Да, теперь идеология в стране запрещена, а в области образования должна быть только политика. Для общего образования тоже нет ясных целей, а есть только направления. Сравниваем два закона и тут.

Новый российский закон:

«Статья 64.

1.1.Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.»

Советский закон:

«Статья 16. Задачи дошкольного воспитания

Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют

всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, охраняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитывают у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отношение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к организованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе.»

Как говориться, почувствуйте разницу. Если убрать из внимания в старом законе одиозные коммунистические сентенции, а оставить суть, то становится видна глубина задач, которая ставилась в воспитательном и образовательном деле советского государства.

Новый российский закон:

«Статья 66.

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.»

Как много общих затёртых слов в области «направления» к образованию. Заметьте, как избирательно «направление» к нравственности. В дошкольном воспитании оно есть, а в начальном пропало. В основном общем о нём вспомнили, а в среднем общем снова забыли. А теперь сравним.

Советский закон:

«Статья 22. Главные задачи средней общеобразовательной школы

Главными задачами средней общеобразовательной школы являются:

осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, обеспечение компьютерной грамотности и привитие навыков пользования электронно-вычислительной техникой, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике;

идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, любви к Родине, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;

трудовое воспитание и обучение, профессиональная ориентация учащихся в сочетании с общественно полезным, производительным трудом, обеспечивающие сознательный выбор профессии, подготовку к активной трудовой и общественной деятельности; экономическое воспитание;

воспитание у учащихся высоких нравственных качеств, гуманизма, товарищества и коллективизма, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения и быта,бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;

правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;

эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;

физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.»

А теперь послушайте свою душу. На какой посыл она отзывается, на тот, что в законе «времён застоя», или на тот, что в законе времён «путинской стабильности»?

И последнее сравнение. В советском законе 33 страницы текста, а в новом российском без малого 120 страниц 12-м кеглем. Вопрос: означает ли то, что в четыре раза больше регламентирующих правил обеспечивают лучшее, чем было, воспитание и образование?

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх