На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Славянская доктрина

6 444 подписчика

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    я не собираюсь из своего кармана кормить, поить, одевать, обогревать, охранять, лечить (сука!) и тд этих вурдалаков, ...Дискуссия о смерт...
  • Юрий Ильинов
    СБУ задержала подполковника группировки ВСУ «Хортица» по подозрению якобы в работе на ФСБ РФ Старший офицер ВСУ в зва...Бортников: первич...
  • Юрий Ильинов
    «Смертникам деньги не нужны»: кто стоит за терактом в «Крокусе» Скотт Риттер: радикальные исламисты не причастны к т...Бортников: первич...

Моя политграмота. Народ, государство, общество, элита. Окончание

Михаил Гольдреер

Справедливости ради надо сказать, что двадцатом веке не только в России, а во многих странах долго и рьяно разрушали вековые моральные принципы, выработанные на основе религиозных догматов. Но в нашей стране особенно тотально и эффективно, а ведь без принципов человек – голый среди волков. Именно поэтому самые умные из западных революционеров рано или поздно, но всегда покидали ряды разрушителей, чтобы заняться созиданием.



Этот процесс разрушения шел, особенно в образованной молодежной среде, по всему миру. А своего пика достиг в 60-70-е годы прошлого века во время левацких молодежных бунтов. Причем часть этих бунтовщиков пошла по пути терроризма и была разгромлена, а вот другая, основная масса, перебесившись, вернулась в традиционное общество, модернизировав его мирно, чтобы оно лучше вписывалось в новые времена. Тут на ум приходит пример Режи Дебре. Молодой журналист-бунтарь из Парижа в 60-е годы присоединился к партизанам Че Гевары в Колумбии. После их разгрома попал в тюрьму, откуда его вызволило французское правительство. Вернувшись во Францию, какое-то время был героем левой молодежи. Но в конце концов сделал блестящую политическую карьеру, став советником президента Франции, социалиста Миттерана. Отличный пример того, как современное общество может поставить себе на службу практически любого талантливого человека, если он по-настоящему умен.


Вот и в России сейчас время восстанавливать порушенное, как уже восстановили храм Христа Спасителя. И сразу встаёт вечный российский вопрос: что делать? Тут однозначного исчерпывающего ответа нет и быть не может. Поэтому я считаю, что надо просто задаться целью и делать, кто что хочет и может для воссоздания общества и его действенного существования. Дело это долгое и кропотливое, но зато открывает простор для самой разнообразной активности в реализации личных способностей и стремлений каждого, кто этим займётся! Да ведь эта работа, в сущности, уже делается, стихийно, спонтанно, инстинктивно… Люди с общественным темпераментом защищают природу и памятники, выступают против коррупции. Отдельные состоятельные люди пытаются организовывать встречи, на которые приглашают интересных людей, причем на этих встречах уже вырабатывается достаточно строгая этика поведения по примеру старинных аристократических салонов. Несмотря на плохое законодательство, растет частная благотворительность. Все это звенья одной цепи усилий по воссозданию общества, которое рано или поздно обязательно станет надеждой народа и строптивой опорой государства. Ибо опираться можно только на то, что дает сопротивление, согласно законам и парадоксам физики…

На мой взгляд, в нашей стране зародышем будущего общества можно рассматривать то, что в советское время называлось общественностью. Есть такие слова в советском новоязе (термин Джорджа Оруэлла!): общественная работа, общественник, инициатива масс, общественность…

Советская общественность, мировая прогрессивная общественность, заводская общественность, домовая общественность, местная общественность, научная общественность…

То есть те, кто занимался как бы от имени общества защитой его интересов, но строго в тех рамках, которые дозволялись руководством правящей партии. И хотя очень часто эта деятельность выглядела несерьезно, а то и просто комично, но именно благодаря ее наличию в народе сохранился определенный настрой, вкус и навык к отстаиванию принципов нравственности и справедливости. А теперь этот народный навык и вкус воспитывает людей с общественным темпераментом и готовностью действовать.

Не могу не сказать о том, что нынешнее государственное руководство вынуждено пытаться брать на себя выполнение определенных функций, потому что нет общества, чтобы их принять на себя. Получается это неважно. Слишком сильна в нашем народе вековая привычка не доверять и сопротивляться всему, что исходит от государства. В качестве примера можно привести незаметность, а значит, и полную неэффективность общественных палат всех уровней. Ибо они слишком похожи на собрания «общественников» и «общественностей» времен КПСС. Хотя сама идея организации таких палат, по-моему, плодотворна и когда-нибудь станет кирпичиком в воссоздании настоящего общества, способного оздоровить и защитить семью, загнать обратно в подполье похабный разврат, создать в людях потребность честно себя вести и честно работать.

Телевидение и газеты тоже очень активно пытаются воздействовать на народное сознание, обличая бездарности государственного управления и наиболее вопиющие преступные проявления. Но толку от этого мало, потому что гласность всегда только сигнал для того, чтобы общество начало действовать. А когда общества нет, то всё, чего можно добиться гласностью, — «разговоры в народе», которые быстро заканчиваются, если для них появляется другая, более свежая тема… Мне особенно некомфортно видеть, как ведущие различных разоблачающих ток-шоу постоянно и пафосно обращаются к случайно собранным зрителям, называя их обществом. А перед ними не общество, даже в масштабах всей страны, а всего лишь некий «социум», который понятия не имеет, как следует реагировать и что вообще можно сделать со всеми этими «безобразиями», которые ему расписывают пламенные разоблачители.

Лично же я, возможно, «в порядке бреда», мечтаю о том, чтобы главным двигателем в воссоздании общества в России стала научно-инженерная общественность.

Общество всегда образуется в верхних (элитарных) слоях народа, сначала из военной касты, потом военной и чиновничьей, а следом в него вливаются представители деловой и мастеровой каст. В наше инновационное время естественной элитой становится научно-инженерная среда, а к ней примыкает среда людей искусства: артисты, литераторы, художники, ученые-гуманитарии. Вот на базе этих сообществ, на их жизненных и этических ценностях замечательно было бы формировать новое единое общество нашего народа. Это станет наилучшим вариантом, так как именно такие люди способны максимально вобрать, воспринять и воплотить то лучшее, что накоплено историей предыдущего общества России и современных передовых обществ мира. Только такое новое общество, если оно возникнет в нашей стране, будет способно изменить облик народа в лучшую сторону, внедрив собственным примером новые нормы поведения в народное сознание, подсознание, рефлексы и инстинкты. В свою очередь, народ под влиянием этого общества вырастит себе такую правящую элиту, которая станет его главным национальным достоянием. "Элита — это лучшие из лучших представителей профессиональных, научных, интеллектуальных и социальных групп, признанных как в своих, так и в других сегментах общества" (Конфисахор А. Г. "Влияние политической, экономической и иных элит на образ государства", Петербургский государственный университет).

Я наблюдаю научные сообщества, которые сохранились в нашей стране, и вижу, что только в этой среде наиболее полно сохранилось то, что называется воспитанностью и порядочностью. Тем более что в век, когда наука и инженерия стали основной производительной, да и военной силой, именно ученые и инженеры становятся верхним слоем любого цивилизованного народа, таким же, каким когда-то поочередно становились то воины-аристократы, потом буржуа-капиталисты, а ныне корпоративные топ-менеджеры.

Главная цель для нарождающегося общества, как я считаю, должна быть в том, чтобы в нашей стране быть честным и законопослушным стало выгодно, комфортно и уважаемо!

А ещё у меня есть предложение. Со времен перестройки и до наших дней протекло более 30 лет. За это время множество людей прошло через выборные органы законодательной и исполнительной власти. Полагаю, что, воспользовавшись свободой собраний, такие люди могли бы создать для себя и всех, кто захочет участвовать, нечто вроде регулярных форумов общественного мнения. Просто в определенное время, в определенных местах по городам и весям люди бы неформально собирались и обсуждали любые вопросы, которые их интересуют, вырабатывая по этим вопросам своё коллективное мнение. Уверен, что такие форумы дали б много интересного для средств массовой информации, а то, что в СМИ бы не попадало бы по разным причинам, можно выдавать в Интернет для всеобщего обозрения. Вот недавно мелькнула идея клубов общественности при общественных палатах, да что-то быстро об этом замолчали...

Мне могут возразить, что нечто подобное уже давно происходит на сайтах и форумах Интернета, в его социальных сетях. Но я считаю, что все это может быть только вспомогательным. Интернет анонимен, а анонимность разлагает, посмотрите, какое хамство и бездумие царят на многих сетевых форумах. И только общение лицом к лицу, ответственность, которая накладывается таким общением, станет основой общества, способного вызвать у его членов стремление к достойному поведению и улучшению собственной личности.

Ещё раз хочу заметить: путь реставрации истинного общества в нашей стране не будет быстрым и легким. Не исключено, что эта дорога станет сродни каторжной… Но если её не пройти, если народ в России не получит эту надежду, то все просто закончится очередной диктатурой очередных беспредельщиков. Это реально, потому что во многих слоях народа растет тоска по сильной руке. Сказывается историческая память – при диктатуре в быту было спокойнее. Древняя китайская мудрость говорит: «Народ бунтует не от плохой жизни, а от жизни тревожной». К тому же история во все века демонстрировала, что политический криминал, как и уголовный, сбивается в стаи для захвата власти гораздо легче и быстрее, чем организуются для отпора люди общества.

В заключение имею честь добавить: всё, что здесь высказано, это лично мои мысли, которые я не выдаю за мнение какой-либо «общественной группы», а просто выставляю на массовое рассмотрение.

Картина дня

наверх